Найти в Дзене
«Правовест Аудит»

Инвентаризация товарно-материальных ценностей

Оглавление

При проведении инвентаризации важно выявить расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета, отраженные на счетах бухгалтерского учета.

Рисунок Е. Крана
Рисунок Е. Крана

Для оформления процесса проведения и результатов инвентаризации могут применяться разработанные Госкомстатом унифицированные формы:

  • Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (ИНВ-3);
  • Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных (ИНВ-4);
  • Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых или сданных на ответственное хранение (ИНВ-5);
  • Акт инвентаризации материалов и товаров, находящихся в пути (ИНВ-6);
  • Сличительная ведомость результатов инвентаризации ТМЦ (ИНВ-19).

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

  • излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату оформления результатов инвентаризации, увеличивая финансовые результаты организации.
  • недостача в пределах норм естественной убыли относится на издержки производства, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не были установлены, то недостача списывается за счет прибыли. Для целей налога на прибыль, недостача или порча при хранении и транспортировке МПЗ в пределах норм естественной убыли приравнивается к материальным расходам. Если виновное лицо установлено, то недостача имущества учитывается во внереализационных расходах.

Одновременно в доходах учитывается сумма ущерба, признанная виновным или присужденная судом. Если недостача не взыскивается с виновного работника по решению организации, то она и не уменьшает налоговую базу.

В бухгалтерском учете операции по списанию недостачи могут быть отражены следующим образом:

1. Дебет 20 (44) Кредит 41 (10) - списание недостачи товаров (материалов) в пределах норм естественной убыли;

2. Дебет 94 Кредит 41 (10) - списание недостачи товаров (материалов) сверх норм естественной убыли;

3. Дебет 91 (73) Кредит 94 - недостача списана в состав прочих расходов (на виновное лицо).

При зачете пересортицы стоимость зачитываемых недостач не отражается в расходах, а стоимость зачитываемых излишков не отражается в доходах.

Однако это правило применимо только в бухгалтерском учете. Если пересортица выявлена за один и тот же период у одного и того же материально ответственного лица, по товарам одного наименования и в тождественных количествах, то по решению руководителя организации недостачи и излишки можно зачесть в той части, в которой излишки покрывают недостачи.

Проводки делаются только в аналитическом учете:

Дебет 41 (10) Кредит 41 (10) - выявленные недостачи товаров или материалов зачтены в счет выявленных излишков товаров либо материалов. Стоимость излишков и недостач в части, не покрытой зачетом, учитывается в обычном порядке.

В налоговом учете ситуация неоднозначная. Согласно официальной позиции Минфина, зачет излишков и недостач проводить неправомерно. Организация в целях налогообложения должна отразить в учете внереализационный доход и одновременно внереализационный расход. Но только в случае, если факт недостачи и отсутствие виновных лиц подтвержден документом, выданным уполномоченным органом государственной власти.

-2

Выявлены неучтенные объекты ОС

При выявлении не принятых на учет ОС комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели. Выявленные при инвентаризации активы ОС принимаются к бухучету по справедливой стоимости и отражаются по дебету счета 08 (01) в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы».

Срок полезного использования выявленного ОС определяется при его принятии к бухгалтерскому учету. В целях налогообложения стоимость обнаруженного имущества признается внереализационным доходом. Первоначальной стоимостью ОС признается его рыночная стоимость. Эту величину нужно подтвердить документально.

Для этого могут быть использованы данные о ценах на аналогичные основные средства, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в СМИ и специальной литературе; экспертные заключения оценщиков о стоимости отдельных объектов основных средств. Начисление амортизации по ОС начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором оно было введено в эксплуатацию.

Хотите получить профессиональный взгляд на инвентаризацию со стороны? Закажите помощь аудиторов!

Выявлена недостача ОС

При обнаружении недостачи отражается выбытие объекта ОС. Списание объекта оформляется актом (форма № ОС-4), утверждаемым руководителем организации. На основании этого акта, переданного бухгалтерской службе, в инвентарной карточке формы № ОС-6 делается отметка о выбытии.

В бухгалтерском учете отражается:

  1. Дебет 01. «Выбытие основных средств» Кредит 01. «Первоначальная стоимость» - списана первоначальная стоимость ОС;
  2. Дебет 02 Кредит 01. «Выбытие основных средств» - списана накопленная амортизация;
  3. Дебет 94 Кредит 01. «Выбытие основных средств» - списана остаточная стоимость объекта.

В зависимости от наличия виновного лица недостача списывается:

  1. Дебет 73 Кредит 94 - установлено виновное в недостаче лицо;
  2. Дебет 73 Кредит 98 - отражена разница между рыночной и остаточной стоимостью имущества;
  3. Дебет 51 Кредит 73 - взыскан ущерб в размере рыночной стоимости имущества с виновного лица;
  4. Дебет 98 Кредит 91.«Прочие доходы» - признан прочий доход;
  5. Дебет 91 «Прочие расходы» Кредит 94 - конкретный виновник отсутствует.

Расход можно признать, если виновные лица отсутствуют или не установлены, и только при наличии документального подтверждения отсутствия виновных лиц, выданного уполномоченным органом государственной власти. В части восстановления НДС вопрос решается по аналогии с недостающими ТМЦ.

Еще больше материалов, новостей и актуальных событий в телеграмм-канале "Правовест Аудит"!

-3