Уже очень давно мы не заглядывали в Обзорную проекта «АНТОЛОГИЯ ВЕЛИКОГО РЕЖИССЁРА». А тем временем, на стапелях уже ждёт не дождётся спуска на воду Обзор одного из самых по-хорошему странных и своеобразных фильмов, сделанных братьями Коэн.
В прошлый раз мы оставили Джоэла и Итана на «ПЕРЕКРЁСТКЕ МИЛЛЕРА», чуть позже упомянув о «ВОЛНЕ ПРЕСТУПНОСТИ», снятой Сэмом Рэйми по сценарию братьев. Именно во время вынужденного перерыва в работе над сценарием для «ПЕРЕКРЁСТКА», связанного с творческим кризисом, внезапно легко и быстро родился сценарий для «БАРТОНА ФИНКА».
Ещё бы, ведь это фильм о талантливом писателе-сценаристе с тонкой душевной организацией, испытывающем творческий кризис! Бартон Финк – именно так и зовут этого трагикомичного героя Джона Туртурро.
Джон второй раз подряд после «ПЕРЕКРЁСТКА МИЛЛЕРА» появился в фильме Коэнов, что в дальнейшем проделает ещё множество раз, став одним из постоянных актёров братьев-сценаристов и постановщиков.
Точно так же, во второй раз у братьев блистает неповторимый Джон Гудман (в первый раз эту феерию мы наблюдали в «ВОСПИТАНИИ АРИЗОНЫ»).
Показанный им обаятельный серийный убийца Чарли Мэдоуз/Карл Мундт – это, конечно, бенефис всего фильма (да простит меня мистер Туртурро).
Кстати, братья Коэн не были бы собой, если бы не поставили свою фирменную завитушку, росчерк пера очень ироничных Художников. Я о том, что серийный убийца Гудман на протяжении всей картины на наших глазах никого не убьёт, более того, станет самым приятным и обходительным парнем, из всех встреченных Бартоном Финком в Голливуде. Вдумайтесь, как это глубоко.
Философски-параноидальная драмеди о молодом театральном драматурге, пишущем в жанре соцреализма и обласканном взыскательными модными театральными критиками, приехавшем в 1941 году на волне успеха в Голливуд писать сценарии для тамошних блокбастеров, столь внезапно и незапланированно сочинённая братьями, стала триумфатором Каннского фестиваля, забрав все 3 ключевые конкурсных награды! А именно: Золотую пальмовая ветвь за лучший фильм года, премию за лучшую мужскую роль у Джона Туртурро, а также приз за лучшую режиссуру у братьев Коэн!
Впервые в истории один фильм получал в Каннах все 3 этих награды!
Братья говорят, что персонаж Туртурро – писатель Бартон Финк во многом списан с американского драматурга, сценариста и режиссёра Клиффорда Одетса, известного своими крайне-левыми взглядами, а также весьма деятельного и активного члена компартии США (была одно время и такая!)
У Клиффорда, как и у Финка поначалу не складывалась интеграция в мир попсы и чуждого настоящему Искусству стяжательства, вот только Одетс сумел в итоге добиться успеха в Голливуде, а Бартона Финка мы в конце фильма оставляем на распутье со зловещей посылкой «с того света» в руках.
Забавно, что картина, также номинировалась в США на обе престижнейшие КИНО-премии: Оскар и Золотой глобус, но совершенно в иных номинациях, нежели до этого в Каннах.
На Оскара претендовали: Майкл Лернер, как лучший актёр второго плана за роль вздорного владельца киностудии Джека Липника (прототип персонажа – американский киноворотила Дэвид Селзник), а также декораторы и костюмеры фильма (более чем заслуженно, ибо фильм визуально безупречен), а на Золотой глобус – Джон Гудман в идентичной номинации за второй план. Увы, эти награды миновали соискателей.
Мне странно, что никто не попытался отметить операторскую работу Роджера Дикинса, впервые работавшего на картине братьев Коэн (напомним, ранее, в первых 3-х фильмах с Коэнами работал Барри Зонненфельд, появившийся, кстати, в «БАРТОНЕ ФИНКЕ» в небольшом камео)
Вы только посмотрите на крупные планы!
В тот момент, когда Бартон Финк в кинотеатре пытается смотреть ту муть, «бойцовский фильм», который от ждут от него самого – в очках Финка отражается сцена боксёрского поединка, оттенённая взглядом Бартона в котором смешались презрение, непонимание и даже будто какой-то извращённый интерес.
Ведь наш герой сам по себе чрезвычайно далёк от подобной дряни и совершенно чужд этому миру блеска и мишуры.
Блестящая операторская работа!
Помимо уже упомянутых актёров, являющихся костяком постановки, в фильме также периодически искрятся:
Джон Махони в роли драматурга-алкоголика Уильяма Мэйхью (прототипом этого персонажа братья Коэн называли классика американской литературы Уильяма Фолкнера)
Тони Шэлуб в роли прожжённого деятеля киноиндустрии, продюсера Бена Гейслера
и Джуди Дэвис в роли постаревшей музы Одри Тейлор
А также ещё 2 постоянных и любимых актёра Коэнов:
Стив Бушеми в роли гиковатого портье отеля, где остановился Бартон Финк
и Джон Полито в роли агента киностудии Лу Бриза
Кстати, хотя я и не смогу этого доказать, но мне видится, что тот факт, что великая постановка Дэвида Линча – сериал «ТВИН ПИКС» гремел на весь мир именно в год написания братьями сценария к «БАРТОНУ», нашёл здесь отражение в дополнительном градусе сюрреализма и паранойи, излучаемыми экраном.
Ну вот, например, в этой сцене:
Или в этой:
Впрочем, сами братья Коэн утверждают, что «БАРТОН ФИНК», это продолжение так называемой «квартирной трилогии» Романа Полански, состоящей из клаустрофобных триллеров Мастера «ОТВРАЩЕНИЕ», «РЕБЁНОК РОЗМАРИ» и «ЖИЛЕЦ». «Это фильм наподобие Полански. Ближе всего к этому», - говорил в интервью Итан Коэн.
По иронии судьбы, именно Полански возглавлял жюри Каннского фестиваля, которое присудило фильму 3 главных приза. Кинообозреватели на это счёт упражнялись в остроумии, что Полански как бы вручает награду самому себе.
Концовка фильма остаётся открытой. Мы не знаем, что будет дальше с Бартоном и в творчестве и в жизни, мы не знаем погиб ли в огне зловещий Мундт. Мы даже достоверно не знаем (хотя и почти уверены), что же в коробке оставленной Мундтом Финку.
Но зато мы узнаем, что девушка, тот символ мечты о чём-то светлом и милом сердцу, которым любовался отчаявшийся Финк на картине в номере своего убогого отеля - существует на самом деле!
В финальных кадрах фильма Бартон встречает её на пляже живую во плоти.
Что это? Финальная циничная ухмылка постановщиков?
Или действительно добрый и светлый момент, впоследствии изменивший жизнь героя к лучшему?
Нам предложено решить для себя самим.
Фильм «БАРТОН ФИНК» стал первым международным успехом братьев Коэн такого уровня.
Постановка и по сей день считается некоторыми авторитетными киноведами лучшей работой Джоэла и Итана.
Однако, в год проката, коммерческий успех ей не сопутствовал – фильм до конца даже не отбил в прокате свой бюджет.
Серьёзные победы в прокате у братьев ещё были впереди. Об этом читайте уже скоро на канале КИНО Готовцефф Band!
Я прощаюсь с вами совсем ненадолго,
Смотрите только хорошее КИНО
Ваш АРТЁМ АНДРЕЕВИЧ
Читайте также:
«ПРОСТО КРОВЬ» Впечатляющий дебют братьев КОЭН в большом КИНО
«ВОЛНА ПРЕСТУПНОСТИ» братья Коэн VS Сэм Рэйми. Счёт 1-0
«ВОСПИТАНИЕ АРИЗОНЫ» Блестящий комедийный китч от братьев КОЭН
«ПЕРЕКРЁСТОК МИЛЛЕРА» Третий Шедевр братьев КОЭН
«СНЕГОУБОРЩИК» Лучший фильм братьев КОЭН, из тех, что они НЕ снимали
Лиам НИСОН в стильном Неонуаре «ПРОГУЛКА СРЕДИ МОГИЛ»
Чем вдохновлялся Квентин ТАРАНТИНО? Нео вестерн «День волков» Ферди Грофе Младшего
Трюфели, Катарсис и Николас КЕЙДЖ в философском триллере «СВИНЬЯ»