Найти тему
Борис Новицкий

Не будь варягов, кто бы рассказал оседлым англам о Британии, и кто переправил бы их туда

О племени англов до поры до времени ничего известно не было. Из безвестности его вывел Тацит. Роберт Латэм, английский этнолог 19-го века, довольно критично разобравший тацитовых «германцев», полагал, что девять десятых того, что известно о континентальных европейских англах, стало известно из одного отрывка Тацита в 40-м разделе его "Германии". Где идет перечисление других малоизвестных «германских» племен, названия которых ни о чем не говорило. Есть название, и это всё. Сами названия историки пытаются расшифровать, но, кроме версий, ничего путного не получается. Да и имя «англы» (anglie) иначе, чем «углы», этимологизировать не удается. И то, и другое слово – одного древнего пракорня обозначающего угол (унгол), в котором прежде присутствовал носовой звук «н». Наиболее заметна древняя структура этого корня в русском языке, и в ряде славянских. Впрочем, имя «англы» не хуже и не лучше нашего «угли-чи, уличи».

Английский лингвист и этнолог Р. Латэм, к тому же, очертил тот самый медвежий угол в Дании, где жили англы, и о котором в «Справочнике по английскому языку» он написал:

«В восьмом веке существовала часть герцогства Шлезвик, называемая "Англен" или "угол". Она действительно соответствует этому названию – треугольнику неправильной формы. Треугольник образован бухтой Шлей, заливом Фленбург и линией проведенной от города Фленсбурга до Шлезвика». [Latham R. G. Handbook of the English Language].

-2

Англы жили на самом юге Ютландского полуострова. К западу от них обитали фризы, на юге саксы, на востоке – венедские племена Балтийского побережья. После Тацита с 3 по 5 век н.э. о них никто ничего не знал, но в 5 веке англы снялись и покинули Данию навсегда. И прозвучали уже на Британских островах. Не будучи морским народом, за помощью они обратились к тем, кто с морем были на ты, и имел развитой парусный флот – к поморам, своим прибалтийским соседям – варинам/варингам/варягам. Историки утверждают, что англы долгое время были тесно связаны или даже находились с варингами в союзе. О чем свидетельствует общий кодекс законов «Законы англов и варингов» в правление Карла Великого. Так что, англы объединились с варинами не только как соседи на восточном берегу Шлезвига, но и на правовых основаниях.

А вот на Континенте, как отмечал английский историк Томас Шор они больше не упоминались. Снялись все, все и перебрались на Альбион. И это малочисленное племя дало в будущем имя целой стране. Но область, охваченная ими на Британских островах оказалась больше, чем они могли заселить. Поэтому попутно с англами и варинами, или даже присоединились к ним, представители других известных из повествования Беды Достопочтенного племен – ютов и саксов. А оставленная англами на Континенте земля какое-то время оставалась малозаселенной.

Что касается варингов/варинов, то по мнению ранних авторов они были жителями юго-западного побережья Балтики и селились по Рейну. Но в далекой древности по словам Прокопия Кесарийского они обитали у Северного Ледовитого океана, откуда часть их, очевидно, и мигрировала в дальнейшем на юг, на Балтику, и на запад.

Об этом читаем у Т. Шора:

«Прокопий говорит нам о варинах, которые обитали на берегах Северного океана, а не только на Рейне, так что, видимо, имела место и более древняя миграция». [Т.У. Шор. Происхождение англо-саксонского народа]

Отголоски былого бытия варинов, варягов на индоевропейском севере, отмеченного гидронимами с корнем вар- в том числе и на Кольском полуострове доходили, видимо, и до средневековых писателей.

Смотрите: https://dzen.ru/a/Y5BYiE4EkVt9fC9u?feed_exp=ordinary_feed&from=channel&rid=987829760.46.1670496237065.33452&clid=1400&integration=site_desktop&place=layout&secdata=CKDSh9%2FOMCABUA9qAQE%3D&

Варины упоминаются в англо-саксонской саге «Беовульф» как "ваернас" (Waernas) или "вернас" (Wernas). Действие самой саги происходит на датском острове Зеландия, ее герои воины-даны, а предводитель – знатный гаутский военачальник Беовульф. Упоминание варинов здесь не вызывает удивления. А вот внесение самой датской саги в анналы английской литературы, что произошло затем на Британских островах, очень забавно. Впрочем, Дания одно время владела Англией.

Если говорить о языке общения в одном союзе варингов/варягов с англами, то их язык мог иметь самые минимальные различия. Всё, что было сказано ими друг другу в дописьменный период их истории, так между ними и осталось. Следов не оставило. Когда говорят о каких-то английских рунах, то исследователь Сокол-Кутыловский отмечал, что "Все «западные» руны представляют собой слоговое письмо русов или руницу и легко с помощью него прочитываются".

Одно можно сказать точно – они друг друга понимали, иначе никогда не смогли бы договориться о совместной экспедиции в дальнее плавание. К слову, от кого сухопутные англы могли узнать о далеком Острове, если не от мореходов варингов, избороздивших морские просторы доступной для них в тот период Вселенной? Очевидно, что это варинги/варяги позвали их в дальний путь на взаимно понятном еще друг другу языке. Позвали за заморской добычей.

Оседлые англы, оказавшись после укромного своего Ютландского уголка на просторах необъятного острова, этой нереально удачной добычей до поры до времени и удовлетворились. Принялись уверенно обосновываться, оттесняя уже обитавших там аборигенов подальше на север Британии. Если надо, делали это вероломно, не соблюдая ни прав, ни законов. Неуемные же варинги/варяги продолжили свой поиск приключений, но, скорее, добычи и в Британии и на близлежащий островах и землях континента. Чем и славились в веках.

Их общий язык тогда еще не обрел тех кардинальных изменений, которые произошли с ним с начала второго тысячелетия нашей эры. Но это был индоевропейский язык восточной Европы. Что произошло с ним на Британских островах, очень хорошо знает история английского языка.

Варяги/варинги, не ограниченные тисками границ, продолжали общение с оставленной родней на прежнем языке северной их прародины, куда они возвращались всякий раз после плаваний. У англов же появилась возможность испытывать влияние как местного лингвистического субстрата островов, так и многочисленных пришельцев, часть которых селилась рядом, часть вливалась в образующийся этнос малыми группами. В этом котле и рождался язык пиджин будущих англичан.

Древним русам варинги были известны как варяги, их страна — как Варягия (Waringia), а море, ее омывающее — как Варяжское море. Т. Шор пишет, что, будучи одним из древних торговых народов Балтики, «варяги торговали с Византией, поднимаясь по русским рекам на небольших парусных суденышках, перенося их по берегу от одной реки до другой. Последнее упоминание о них относится к 1030 году». Английский историк, очевидно, был знаком с «Повестью временных лет» и со знанием дела писал, что

«Нестор, киевский монах, в XI столетии упоминал Новгород как варяжский город, и отсюда можно сделать вывод, что в это время Русь была заселена варягами».

Интересно, кстати, что поздние варяги могли быть связанными с островом Рюген, который при жизни епископа Отто из Бамбера (начало 15 века), назывался Вариния. А его население, варины, по свидетельству Р. Латэма, отличалось стойким язычеством [Ethnology of the British Islands]. Здесь несомненна связь Рюгена со славянским язычеством и варягами. Их имя появляется также в древнем названии реки Варина, Варнов. Она же дает свое имя коммуне Варнов (Warnof) и Варнемюнде (Warnemünde) на берегу Балтики. Прокопий, между тем, рассказывал о свадьбе сестры одного из королей Восточной Англии с одним из варяжских князей.

Известно в истории и о варяжской гвардии, которая в XI и XII столетиях несла военную службу у византийских императоров. Среди них находились также и англичане. Какое-никакое родство. В некоторых из древних топонимов Англии также нашли отражение упоминания о варягах, варингах.

Так, о поселениях варингов в Суссексе Т. Шор судит по названиям четырех местностей под названием Garinges. Они эквивалентны, по его мнению, Warings (варинги), где «g и w — взаимозаменяемые звуки».

В Линкольншире также имеются топонимы Waring-wang. Где Wang — древнее скандинавское название поля или равнины. Waring, возможно, было именем человека из племени варингов.

В «Книге Страшного суда» Эксона также были названия, которые свидетельствуют о том, что в Девоншире жили племена Балтики Weringe-horda и Wereinge-urda, названные в честь семейств варингов (Warings).

Конечно, не было бы нам дела ни до каких варинов, варягов, если бы мы не знали, что это было самоназвание одного из древних индоевропейских (арийских) племен поморских русов, которое очень хорошо было знакомо окружающему их миру. В силу их значительности и важности в Европе.

Судя по всему, ареал их обитания с IV по X век был очень широким и охватывал всю «циркум-балто-нордическую этно-географическую зону» по Ю. Петухову, в которой проживали русы-славяне. Впрочем, он об этом написал следующее:

«…отдельными этническими вкраплениями в данной зоне мы можем считать лишь немногочисленные племена финно-угорского, самоедского, доиндоевропейского происхождения, а также разрозненные семьи и общины бывших позднеримских поселенцев…. Есть все основания полагать кельтский этноэлемент составной частью русо-славянского суперэтноса, в крайнем случае, поздним побегом на могучем этнодреве русов. И все деяния «викингов-норманнов-варягов», известные нам из летописей, саг, былин есть деяния реальных участников истории Европы – русов, наших непосредственных предков». [Ю.Д. Петухов. Норманны — Русы Севера: Вече; Москва; 2008].

К слову, и фризы этимологически – это «варяги» в древнерусской форме «варязи-врязи», «фрязи», «фризы». Убедительным считали сходство древнерусского языка с древнефризским исследователи этого вопроса Герман Голлман [ «Рустрингия