Найти тему
Михаил Пелехатый

Речевая самооборона: как защититься без применения физической силы?

Каждый день, хотим того или нет, мы сталкиваемся с манипуляциями и если вы не хотите невольно выступать в роли жертвы, то стоит научиться простым приемам самообороны. Для этого есть несколько простых, но эффективных приемов.

Любой человек воспринимает крик и оскорбления на подсознательном уровне как нападение. Это и есть самое настоящее нападение — уровень агрессии, который предшествует физической атаке. Стоит уметь защищать себя не только физически, но и с помощью слов.
Любой человек воспринимает крик и оскорбления на подсознательном уровне как нападение. Это и есть самое настоящее нападение — уровень агрессии, который предшествует физической атаке. Стоит уметь защищать себя не только физически, но и с помощью слов.

Сменить модель общения

Например, ваш собеседник применяет против вас тактику «пулеметных вопросов», и вы ощущаете не только давление с его стороны, но и постепенный уход от обсуждаемой темы.

Сказать можно очень просто: «Чуть позже я отвечу на все ваши вопросы, а сейчас предлагаю вернуться к теме нашего разговора». И просто продолжайте стоять на своем.

Метауровень

Прежде чем начать разговор, определитесь с правилами его проведения. Если между вами и вашим собеседником есть недопонимание и разногласия, лучше сразу же остудить пыл и определить границы, особенно, когда ваш собеседник уже начал кричать. Задайте ему простой вопрос и постарайтесь это сделать спокойным тоном: «А почему вы разговариваете со мной в таком тоне?», а затем выскажите предложение: «Если вы хотите действительно обсудить со мной какой-то вопрос, предлагаю это сделать в...», и озвучьте желаемый вами формат.

Сила не в том, чтобы дать соразмерный физический отпор (хотя и такое тоже может иногда потребоваться), а в том, чтобы с помощью слов и невербальной коммуникации осадить человека и вернуть разговор с ним в конструктивное русло.
Сила не в том, чтобы дать соразмерный физический отпор (хотя и такое тоже может иногда потребоваться), а в том, чтобы с помощью слов и невербальной коммуникации осадить человека и вернуть разговор с ним в конструктивное русло.

Экспликация

Частно честность может решить множество проблем. Назовите прямо то, что происходит в вашей ситуации. Предположим, если ваш оппонент повышает голос, оскорбляет вас и всячески грубит, скажите ему напрямую: «Скажи, пожалуйста, ты пытаешься меня обидеть? Я слышу в твоих словах оскорбления».

Говорите о себе

В трудных и конфликтных ситуациях лучше говорить только о том, что касается лично вас. Не стоит обсуждать и уж тем более осуждать своего собеседника.

Более того лучше всего в целом выражаться аккуратней, чтобы у вашего собеседника не возникло даже повода воспринять сказанные слова в свой адрес и начать защищаться. Если, конечно, лично вы заинтересованы в конструктивном проведении переговоров.

Поэтому стоит стать тем, кто ведет разговор, и не стоит быть тем, кто все время обороняется.
Поэтому стоит стать тем, кто ведет разговор, и не стоит быть тем, кто все время обороняется.

Пример: Вместо фразы «ты постоянно опаздываешь со сдачей отчетов!», лучше сказать: «Мне очень нужны отчеты своевременно, так как на их основе я провожу Совет Директоров».

Также при обсуждении непростых моментов часто задевают даже не сами слова, а интонация собеседника, а также мимика, жесты, поза. И даже если слова в целом сказаны нейтральные, невербалика и интонация могут стать сильным оружием, влияние которого почувствует ваш собеседник.

И еще: будьте спокойны, внимательны и рассудительны. Чаще всего именно спокойствие и рассудительность становятся мощнейшим барьером, о который разбивается агрессия.