Найти тему
Две Войны

Как всего по одной детали, можно определить на каком заводе СССР был сделан танк Т-34?

В общей сложности, танк Т-34 производился на шести советских предприятиях. Машины, выпущенные на разных заводах, имели визуальные различия между собой. Причины этого – в различном техническом оснащении, в степени доступности тех или иных комплектующих.

Кроме того, выпускавшие Т-34 заводы не были скованны чёткими рамками стандартов и имели свободу действий: главное, чтобы не были затронуты главные боевые характеристики танка.

Один «классический», или «простой» единый люк

Харьковский завод №183 стал первым предприятием, начавшим серийный выпуск Т-34. Это предприятие, эвакуированное в октябре 1941-го в Нижний Тагил, за годы войны выпустило наибольшее количество данных танков всех модификаций.

Харьковский Т-34-76. Фото в свободном доступе.
Харьковский Т-34-76. Фото в свободном доступе.

Первый вариант башни танков, выпускавшихся в Харькове, имел один люк, с разными вариациями исполнения: с прибором кругового обзора или без него; с выштамповкой над головой командира или без неё (просто с плоской крышкой).

Башня-«гайка» с двумя люками – «ушами Микки-Мауса»

На Урале Т-34 стали выпускать с башней-«гайкой»: это было нововведение инженеров завода, в целях упрощения производства.

Изначально литые башни формовали в землю. Эта технология требовала большого объёма работ по обрубке и газовой обрезке литников и заливин в швы между блоками формы. Главный металлург завода П. П. Маляров и начальник сталелитейного цеха И. И. Атопов предложили внедрить машинную формовку. Но для этого требовалась совершенно новая конструкция башни. Её весной 1942 года разработал М. А. Набутовский.

Башня-«гайка» была оборудована двумя люками круглой формы, которые в открытом состоянии были похожи на уши Микки-Мауса. Справедливости ради нужно отметить, что готовые башни с завода №183 также поставлялись и на другие предприятия. Поэтому башня-«гайка» с двумя люками, конечно, является «фирменным» знаком завода №183, но не на все 100 процентов.

Цех сдачи боевых машин танкового завода №183 в Нижнем Тагиле. 1942-й год. Фото в свободном доступе.
Цех сдачи боевых машин танкового завода №183 в Нижнем Тагиле. 1942-й год. Фото в свободном доступе.

Один увеличенный люк с выштамповкой посередине

Первые сталинградские башни внешне ничем не отличались от харьковских образцов. Но с декабря 1941 года СТЗ стал выпускать танки Т-34 с новой башней. На них прежде всего обращает на себя внимание новый люк увеличенной толщины (с выштамповкой посередине).

Почему же в итоге большинство танков Т-34 были выпущены всё-таки с двумя люками, а не с одним единым? Ведь башня с одним люком проще в производстве. К тому же, на заводе, на ремонтной базе при сборке-разборке башни через большой проём единого люка было гораздо проще монтировать или, наоборот, вынимать механизмы казённой части танкового орудия с зубчатым сектором для вертикальной наводки.

Но всё-таки в конце концов пришлось от такого технологического удобства отказаться ради безопасности самих членов экипажа, и предусмотреть в конструкции башни Т-34 два отдельных верхних люка. По той простой причине, что открыть единый большой люк было непросто. Зачастую приходилось это делать вдвоём. А если танкист ранен – так тем более.

Т-34 с «ушами». Фото в свободном доступе.
Т-34 с «ушами». Фото в свободном доступе.

Т-34 с командирской башенкой

Летом 1943 года на башни Т-34 начали устанавливать дополнительную командирскую башенку. Сначала в Нижнем Тагиле предложили разместить башенку с люком за двумя основными люками, и сделать башню трёх-, а не двухместной. Уралмашевский вариант такой башенки, штампованной конструкции, в серию не пошёл. А вот литая командирская башенка горьковского завода «Красное Сормово» – «прописалась» на тридцатьчетвёрке.

Помимо многочисленных достоинств у танка Т-34 были и совершенно конкретные недостатки. В первую очередь это плохой обзор. Исправить ситуацию могла бы командирская башенка, однако единственно верным вариантом исполнения башни всё-таки она так и не стала.

Танки Т-34 серийно выпускались до середины 1944 года, причём последним завершил их производство уже завод № 174 в Омске. Именно с командирскими башенками.

⚡«Такого ужаса как в училище я не видел нигде, даже на войне!»- откровения танкиста РККА, который прошёл всю войну

Омские Т-34-85 с командирскими башенками. Фото в свободном доступе.
Омские Т-34-85 с командирскими башенками. Фото в свободном доступе.

В 2019 году три десятка «тридцатьчетвёрок» были ввезены в Россию из Лаоса – не просто на ходу, а в отличном состоянии. Их включили в состав 13-го танкового полка 4-й гвардейской Кантемировской дивизии – для участия в парадах и реконструкциях. Так вот, башни всех этих Т-34-85 – с командирскими башенками. Правда, выпущены данные танки были в 1950-х годах уже в Чехословакии.

С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграм. Пишите своё мнение!

Почему советская промышленность не пришла к единому стандарту люков?

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц