История крупного оружейного бизнеса без "торговых войн" - вещь из разряда утопических. Так что давайте вспомним классический пример: то, как "Винчестер" делал легкие деньги, а "Кольт" старательно насаждал в рекламе патриотизм в ответ. Впрочем, в этой истории поучаствует еще и "Ремингтон" до кучи.
В 1878 году Winchester Repeating Arms Company решает расширить свой ассортимент курковыми двустволками, на то время очень даже популярными. Тем более что на тот момент Remington уже несколько лет выпускал курковку Уитмора, которую я уже как-то давненько упоминал...
... а "Кольт" как раз в этом же 1878 году выпустил свою классическую курковку, уже с поворотным ключом отпирания (у "Ремингтона" он еще оттягивался вверх) и запиранием рамкой Перде.
Тут стоит отметить важный момент: на тот момент европейский импорт стоил ощутимо дешевле местного производства. Так что даже небольшие фирмы нередко заказывали наиболее сложные в производстве детали (ствольные блоки, замки, колодки) в Европе, собирая "отверточным методом" ружья, "типа сделанные в США".
"Винчестер" же, желая при минимуме вложений и финансовых рисков быстрее начать получать прибыль, в производство вообще решает не вкладывать ни цента. Представитель фирмы отправляется через Атлантику и заключает договор с фирмой Кристофера Боунхилла из Бирмингема (Belmont Firearms Works), который должен был часть своих ружей просто клеймить "Winchester" и отправлять их в нью-йоркское отделение компании.
Ружья эти, кстати, были весьма высокого класса изготовления. Достаточно сказать, что у них большинство деталей были взаимозаменяемыми без ручной подгонки, а по тем временам это было "ого-го!" (в принципе, и сейчас "Ижмеху" есть чему поучиться). В рекламе они так и назывались - "Belmont Interchangeable", "Бельмонтские взаимозаменяемые".
При этом в зависимости от уровня отделки такие ружья уже в американском магазине стоили от 40 до 85 долларов - то есть по сути на уровне своих главных конкурентов. Конечно, мелкие фирмы продавали двустволки и по десятке - но при значительно худшем качестве, так что сравнивать не было смысла.
В 1881 году фирма начинает закупать двустволки у Ричарда Редмана все из того же Бирмингема.
Их продавали дешевле - от 36 с половиной до 66,5 доллара. И, наконец, "Винчестер" начал завозить из Англии еще и ружья низшего разбора, залезая уже и в бюджетный сегмент рынка.
Сказать, что "Кольт" и "Ремингтон" этим были недовольны - не сказать ничего. "Кольт", имея достаточно денег, не просто запустил рекламную кампанию по всей стране с тем самым слоганом, что указан в заголовке - "Покупай американское". Они еще и заявили в 1883 году о своих планах выпустить собственную рычажную винтовку (ибо за год до этого наняли на разработку Эндрю Берджесса), залезая прямиком на "винчестеровское" поле. "Винчестер" в ответ начал завозить дешевые английские револьверы.
И, наконец, с подачи то ли "Кольта" в одиночку, то ли совместной с "Ремингтоном", все в том же 1883 году Конгресс США ввел заградительную пошлину на импорт оружия из Европы - 35%. Вот это уже был удар ниже пояса: "Винчестеры" по цене обогнали конкурентов, и, если в среднем и высшем разборе еще могли "побарахтаться", то бюджетные курковки из Англии с рынка вовсе ушли, уступив место бельгийским (которые зачастую были сделаны страшнее некуда, зато даже после 1883 года стоили всего несколько долларов).
Заодно "Кольт" выводит на рынок свою первую бескурковку...
... и рычажную винтовку по патенту Эндрю Берджесса. Как тебе такое, Илон Маск "Винчестер"?
"Винчестер" в ответ предпринимает сразу несколько шагов. Во-первых, сливает дилерам весь запас ружей, уже ввезенных из Англии, с приличной скидкой, включая классический демпинг. Естественно, то, что ружей у них на складе больше нет и не будет, сохраняется в тайне. Во-вторых, прямым камнем в огород "Кольта" и "Ремингтона" становится публикация в прессе о планах "Винчестера" выпустить собственный револьвер. Правда, как угроза это было так себе - все еще прекрасно помнили, что в 1876 году "Винчестер" уже пытался вылезти на рынок револьверов (переманив двух конструкторов у "Смит-Вессона") и провалился с треском, не сумев выполнить даже с грехом пополам заключенный с турецким правительством контракт.
В-третьих, они заключают договор с Джоном Браунингом - тогда еще никому не известным молодым оружейником из Юты - и вот тут, как говорится, вытягивают счастливый билет. (Ирония судьбы в том, что и заключит этот договор, и разорвет его впоследствии один и тот же человек, войдя в историю как "принявший лучшее и худшее решения в истории компании").
В результате в 1884 году происходит историческая встреча - вице-президент Winchester, Томас Грей Беннетт, едет в Хартфорд на завод Colt, где демонстрирует конкуренту уже готовый прототип револьвера, а заодно еще и прототип винтовки с помповой перезарядкой. Вот тут ему не повезло - ибо "Кольт" уже успел не просто приобрести готовый патент на помповую винтовку, а и практически отладил производство будущей Сolt Lightning:
В итоге Беннетт обыграл сам себя: "Кольт", ускорив отладку конструкции в металле, успел первым выскочить на рынок, а у "Винчестера" так и остался на руках нерабочий прототип - только купив патент Джона Браунинга от 1888 года, свою нарезную "помпу" они смогли выпустить и вовсе лишь в 1890 (тут за кадром должен быть демонический смех Уильяма Франклина, с которым Беннетт и вел переговоры).
Самое смешное, что и револьвер у "Винчестера" так в серию и не пошел. Из-за этого даже бытует миф о том, что вице-президенты договорились-таки о разделе рынка, но никаких подтверждений этому толком нет даже в личных дневниках Беннетта того времени (подобное он вряд ли бы не упомянул, логично?). А действия "Кольта" явно намекают на то, что никакого раздела сфер влияния они и не планировали. Тем более что на револьверном рынке у них уже были позиции весьма крепкие, а с помповой винтовкой и вовсе туз в рукаве. Снятие же "Кольтом" с производства винтовки Берджесса - следствие того, что с "Винчестерами" она была малоконкурентна, и, по сути, прекращение ее производства не только не ударило по карману фирмы, а даже позволило сократить издержки (и тем более что сняли с выпуска ее в 1885 году, через год после мифического "договора").