Найти тему
Владимир Галковский

О "майе"

Многие вещи в своей жизни люди просто не замечают, проходят мимо, но от этого эти вещи не перестают существовать. Причём вовсе не обязательно обладать какой-то особенной чувствительностью, необходимо только тренировать способность различения, развивать рефлексию. В темах "О смысле религиозного пути", "О Фикции" я уже касался некоторых моментов, обычно не фиксируемых вниманием. Чтобы пройти мимо, не надо никуда ехать, ибо это находится внутри нашего мышления. Но глупость обречена проходить.

У самого дна воздушного океана, параллельно друзам городов, существует мир невидимых пирамид, возведенных по чертежам Великого Мага, имя которого Self-delusion.

В брахманизме существует более общее понятие "майя", которое включает в себя не только различные иллюзии и интеллектуальные заблуждения, но и иные неосознаваемые моменты.

Приведу определение из ФЭС (М., "Сов. энциклопедия", 1983 .): Майя противоположна осознанию (рефлексии) и связана с авидьей (невежество) как объективный аспект незнания с субъективным.

Согласно С. Вивекананде: майя – это время, пространство, причинность. (из книги Вивекананда Свами "Практическая Веданта" (избр. работы): пер. с англ./ Под ред. В. С. Костюченко/. – М.: Ладомир, 1993 – 560 с.). Поясняю, чтобы было понятнее:

  • В отношении понятия время: мы привыкли считать наш ритм жизни "правильным" (и времяисчисление соответственно). Однако насекомое (комар) за несколько дней успевает родиться, вырасти, влюбиться, размножиться и отойти в мир иной. Микробы проживают ещё быстрее.
  • В отношении понятия пространство: мы привыкли считать наш масштаб восприятия "правильным" (и придумали соответствующие теории, системы измерений). Однако более мелкие виды видят мир по-другому. Восприятие рыб в воде тоже отличается от нашего. И спектр цветоощущения тоже не совпадает. Например, пчёлы видят поляризованный свет.
  • С понятием причинности всё очень сложно. Не во всех доктринах признаётся существование причин. И в отношении трактовки явлений разные теоретики придумывают свои причины. Например (на злобу дня), марксисты верят, что историческое развитие человечества обусловлено классовой борьбой. А геополитики обосновывают все социальные процессы волей игроков. Хотя обе доктрины придуманы западными теоретиками.

В брахманизме существует четыре традиционные трактовки майи:

(1) "неистинность" конкретных вещей ("оформленного и наименованного") ввиду их непостоянства и изменчивости по сравнению с вечно сущим;

(2) "неистинность" космоса по сравнению с тем же вечно сущим ввиду его периодического созидания и разрушения;

(3) "обманчивость" мира, в котором подлинно сущее предстаёт в форме иного (подобно тому, как раковина кажется серебром, а верёвка – змеёй);

(4) полная иллюзорность мира, который подобен "сыну бесплодной женщины" или "рогам зайца".

Очевидно, что третья подразумевает иллюзии восприятия, а четвёртая – словесные иллюзии, выдумки. К тому же В.С. Костюченко (в предисловии) при анализе понятия "майя" в сочинениях С. Вивекананды указывает, что парадоксальность экзистенциальной ситуации человека обусловлена следующими факторами:

1. Неадекватностью устремлений по отношению к своему благу (т.е., добродетель подождёт, а сейчас для меня важнее другие цели).

2. Неосознанностью противоречий в собственной мотивации (в т.ч. амбивалентность чувств).

3. Привязанностью к тому, что обедняет человеческое существование, а то и прямо губит его (в т.ч. вредные привычки).

4. Невыявленностью своих подлинных интересов (например: мне интересно то, что нравится моим друзьям).

5. Слепотой по отношению к незаметным изменениям в привычных жизненных обстоятельствах, в конце концов, радикально меняющим последние (в смысле, растраченная по пустякам молодость и жизнь вслепую пролетают зря).

6. Отсутствием понимания подлинных истоков и подлинных последствий своих и чужих действий в сколько-нибудь отдалённой перспективе (упрощённо понятие кармы можно сформулировать так: "каждый гребёт на свой хребёт").

7. Забвением самого важного, "глубинного" измерения в жизни и абсолютизацией её "горизонтали" (да и не каждый дорастает до вопроса: "Зачем живу? ").

8. Забвением эфемерности и кратковременности самого человеческого существования (Memento mori!).

Много открытий неосознанного поведения сделано в школе психоанализа. Кроме того, есть классификация у Ф. Бэкона: Idola fori, specus, theatric, tribus (лат.); а Л.Н. Гумилёв описывал понятия аберрации близости и дальности. Этот список можно было бы продолжать, но даже перечисленного вполне достаточно, чтобы понять в какой духовной слепоте протекает обычная человеческая жизнь. Поэтому, размышляя над этими моментами, мы можем повысить уровень осознания (рефлексии) и в какой-то мере освободиться от "майи".

Осознать иллюзию, значит, освободиться от неё (хотя бы частично).

(20.02.2009 г.)