Этот канал посвящен моей космоопере "Хранительница", которая выложена на Литрес. Раскрываю секреты творческой лаборатории, знакомлю со своими мирами и героями, объясняю подробности.
Профессия главных героев моей космооперы - космолингвистика.
Чем она отличается от обычной лингвистики? Да почти ничем, кроме того, что космолингвисты имеют дело в том числе и с неземными языками, а их труды - не только сугубо академическое занятие: они очень востребованы в практике межпланетных коммуникаций Межгалактического альянса.
На Земле тоже полным-полно всяких необычных (с нашей точки зрения), редких и крайне оригинально устроенных языков. Лингвисты их изучают, стараются хотя бы зафиксировать (ибо немногочисленные носители постепенно ассимилируются или вымирают), но эти знания чаще всего не имеют серьезного практического значения. Допустим, лингвисты обнаружили редкий язык, на котором говорил исчезающий народ, ведущий уединенную жизнь в труднодоступной местности, и носителей осталось всего лишь несколько человек. Важно изучить этот язык? Конечно, для науки очень важно. Поможет ли это знание воскресить культуру того народа? Сомнительно, если уж сам народ не стремился ее сохранить. Нужно ли знание того редкого языка кому-то, кроме лингвистов, этнографов и аборигенов? Вряд ли. Туристы толпами туда не поедут (и туристы вообще обычно не учат языки стран, в которых они будут находиться краткое время). А "девелоперам", мечтающим о промышленном освоении земель, исконно принадлежавших вымирающему народу, язык и культура совсем безразличны.
В условиях, описанных в моих книгах, ситуация выглядит иначе. Межгалактический альянс, целью которого является создание разумной Вселенной, развитие знаний и изучение культуры самых разных миров, уделяет космолингвистике приоритетное внимание.
Как только Альянс заключает соглашение с новой планетой, удостоенной права стать членом межгалактического сообщества, язык (или языки) этой планеты включаются в лингвочипы, с помощью которых ведутся переговоры. А этому предшествует подготовительный период, когда стороны присматриваются друг к другу и решают, смогут ли они сотрудничать. Здесь космолингвисты тоже нужны и совершенно незаменимы. Они - первые, кто налаживают контакты и выявляют парадигмы иного образа мыслей, тесно связанные со структурой языка, его тезаурусом и семантикой.
Без живого космолингвиста тут не обойтись, лингвочип - всего лишь машина (пусть иногда с искусственным интеллектом), и Межгалактический альянс щедро субсидирует командировки специалистов. Одна из таких командировок описана в книге "Тетрадь с Энцелада": магистр Джеджидд побывал на планете Орифия, населенной разумными драконоидами, быстро освоил их язык, составил программу для лингвочипа, а по возвращении на Тиатару написал небольшую монографию об этом ранее никому не известном языке (и получил за нее дополнительный увесистый гонорар).
В Колледже космолингвистики кого только нет и среди преподавателей, и среди студентов. Моя героиня Юлия описывает целый парад самых диковинных инопланетян (а я это делаю от ее имени отчасти ради прикола, а отчасти и для демонстрации универсальности космолингвистики).
Какими судьбами они очутились в Колледже?
С уроженцами Тиатары всё понятно. Колледж долгое время оставался здесь, как сказали бы у нас, "градообразующим" ("планетообразующим") предприятием. Он финансируется Межгалактическим советом по научным связям разумных миров (дочерней организацией Межгалактического альянса), обладает значительной степенью автономии (самоуправление, академические свободы, право Колледжа самостоятельно разбираться с нарушениями порядка, совершенными на его территории), выпускники, даже средненькие, имеют шанс сделать неплохую карьеру. Однако, поскольку учиться в Колледже трудно (нагрузки на мозги - адские), большого наплыва желающих обычно нет, или они отсеиваются после первой заваленной сессии.
Студенты, прилетевшие с других планет, попадают в Колледж разными путями. Кто-то ощущает космолингвистику как свое призвание и, сдав пробные тесты (естественно, дистанционно!), получает стипендию от Межгалактического совета (ну, и доставку в Колледж тоже обеспечивают силами Альянса). Поскольку Альянс и Совет - не благотворительные организации, то слетать домой на каникулы не получится. Вернуться на родную планету выпускник сможет, либо уйдя из Колледжа по разным причинам (не потянул, набедокурил, не поладил с преподавателями, разочаровался в профессии), либо закончив обучение с простым дипломом или с дипломом магистра. Если студент вылетел из Колледжа раньше времени, за ним остается долг, который с него непременно взыщут (можно погашать в рассрочку). Нормальные выпускники тут же получают предложения о работе и доставляются к месту службы за счет Альянса (если они не остаются на Тиатаре). Инопланетяне, как правило, предпочитают вернуться домой или найти работу в структурах Альянса (иногда - на межпланетных станциях вроде Сулеты, Арпадана и прочих).
Космолингвистика - это не просто профессия, а скорее призвание, - утверждает моя героиня, Юлия. Выучить пару-тройку языков способен каждый, без этого в мире будущего никуда (космолингвой должны владеть все, кто контактирует с кем-либо, кроме членов своей замкнутой общины). Но понимать сущность языка как знаковой системы, уметь передавать понятия одного языка средствами другого (иногда крайне далекого), помнить особенности множества языков - тут нужно языковое чутье, талант и просто любовь к подобным материям.
Поэтому Межгалактический Альянс и Межгалактический совет по научным связям стараются выявлять носителей этого призвания и открывать им дорогу к знаниям. Затраты непременно окупятся. И в какой-то момент пригодятся космолингвисты, обладающие уникальными знаниями и способные передать их своим ученикам.
Читайте "Хранительницу" на Литмаркете, на Бусти и на Литрес (у Литмаркета роялти заметно больше, доход на Бусти идет прямо автору), подписывайтесь, комментируйте, ставьте лайки. Всякая помощь автору полезна и приятна..