Разговоры о важном
— Какое «интервью»?! Тебе как есть рассказать? Так сядем оба! Или дурака валять и чушь говорить? Дураком быть не хочу. По статье сидеть — тоже.
Диалог с собственником крупного дилерского холдинга как-то сразу не задался. Впрочем, неудивительно. В 2022-м (и далее) самые расстрельные позиции — это
- держатели хоть какого-нибудь капитала,
- хозяева крупного (частного) бизнеса,
- и журналисты (вне кремлевского пула).
Когда двое таких встречаются, им действительно лучше посидеть в многозначительной звенящей тишине.
И даже думать по возможности потише.
Встать с колен
— Ну, работаем потихоньку, — говорит директор салона из конкурирующей сети. — Что-то все равно просачивается. Шоурумы полные, иногда даже автовозы можно увидеть. Корейцы деятельность не сворачивали, иногда понемногу подвозят — не как было, в разы меньше, конечно. Но поставляют. Европейские бренды на стопе с марта, но тоже молчат, а уходить не хотят, чтоб рынок не терять.
За поведением и риторикой корейских и европейских брендов лично я слежу максимально пристально. В отличие от многих других, корейцы и немцы шли в большую и перспективную Россию на партнерских началах и с длинным горизонтом планирования. Разрыв таких связей — приговор. От других «восточных партнеров» такого основательного подхода ожидать не приходится.
Разворот на Восток
Количество дилеров китайских марок выросло по стране с начала 2022-го на 40% и пробило отметку «1000». Для сравнения: в начале года их было 723, а 10 лет назад — 525.
Но вечно их число расти не может: на место Geely, Chery и Haval хлынули «высвободившиеся» силы экс-дилеров Volkswagen, Skoda, Renault, Nissan, Mitsubishi, Suzuki, Volvo, в меньшей степени — Hyundai, KIA. А таких квот на Россию у представительств Geely, Chery и Haval не оказалось, дилерства раздаются не очень охотно.
Сокрушается мой давний друг из ДЦ Renault:
— [после ухода французов] Белорусы предлагали свои автомобили — у них там тоже дилеры закрываются пачками. Мы дораспродали машины, оптимизировали склад. В «Ладу» нас никто не разбежался принимать, пробовали говорить с китайцами, одно дилерство взяли.
Кому-то повезло меньше: спрос на дилерства топ-3 китайских марок существенно превышает предложение, поэтому на безрыбье многим приходится подписывать контракты с марками пятого-шестого порядка: JAC, GAC, Changan и другими, о которых даже я не слышал.
Находясь в позиции силы, китайские партнеры диктуют свои условия, которым привычные к европейскому подходу игроки рынка удивляются.
— Мы теперь не возим машины под заказ, продаем только из наличия, — говорит маркетолог новоявленного китайского дилера. — У китайцев очень нестабильная финансовая политика. Вот Hyundai-KIA всегда предупреждали о повышении отпускных цен за месяц, Jaguar-Land Rover — за два. С этими же: засыпаем с машиной в пути за 2,5 млн, просыпаемся — она уже 2,7 млн.
Ее коллеги-конкуренты отмечают, что не только с ценообразованием, но и с поставками — полный хаос. Никто не готов на старте называть клиенту даже примерные сроки прихода автомобиля.
— Логистика? Ковид? Да мы и сами не знаем — они нам не говорят. Просто ставят перед фактом, что будет задержка еще до таможни.
Растут и амбиции новоприбывших китайских брендов — вчерашних аутсайдеров с долей рынка в районе ничто. Рассуждает третий спикер:
— Раньше им было все равно, никаких стандартов, можно было, как на рынке, торговать всеми брендами в одном шоуруме. Сейчас появились претензии: мультибрендовый салон открывать не разрешают, на ходу придумывают «стандарты» оформления. Все за наш счет, конечно.
В этом плане история делает очередной виток: прежде дилеры тоже жаловались на стандарты оформления и кафельную плитку, которую требовалось заказывать строго, там, в Португалии. Правда, то были требования Opel или Jaguar, и уровень притязаний был понятен. Сегодня какую плитку класть, диктует «Дуньфэнь».
Новые герои
С еще одним собеседником разговор о бизнесе перетекает в личное. Спрашивает (не без подколки):
— Как с загранкомандировками?
Отвечаю (не без дрогнувшего голоса):
— Последняя была год назад. В Выксу.
— Ясно. Как там этот пел? «Как плохо мы жили»?
— «Как хорошо мы плохо жили».
— Точно. Как хорошо мы плохо жили. А у нас новая тема: возвращаются мобилизованные. Или контрактники, не знаю, которые уже «поспецоперировали», с ранениями — миллионные выплаты получают, и сразу к нам за машиной…
Поговорили, попрощались, иду по салону, и точно — двое в камуфляже обсуждают: «Дуньфэнь», «ГАК» «ДЖАК» или все-таки «Чери»? На стоянке нагоняю еще одного в камуфляже, замедляю ход — посмотреть, во что сядет.
Новенький, еще в пленочках, «Чанган».
Главная новость по теме