О фильме Артема Темникова «Доктор» (2022).
(Открытый российский фестиваль авторского кино «Зимний».
2-8 декабря 2022, Москва)
Современное авторское кино не перестает удивлять. Причем раньше оно удивляло инновационной нетрадиционностью, теперь же — возвратом к лучшим традициям отечественного кино - кино большой душевности и сердечной простоты.
Если бы я не знала, что «Доктор» снят буквально в этом году, я датировала бы его 60-ми или 70-ми годами прошлого века. Настолько он человечен, искренен и безыскусен в своем желании показать героя. Героя, лишенного блеска славы и орденов, героя без титулов и званий. Доктора, который не умеет и не хочет смириться с пресловутой «правдой жизни», несправедливостью, жестокостью и бесчеловечностью.
Фильм Артема Темникова — настоящее авторское кино. Честное, искреннее и открытое. Без заигрываний с интеллектуальной публикой и подмигиваний заумной критике. Даже стилистически картина выдержана в лучших традициях отечественного кинематографа: без излишних слащавых длиннот и чрезмерной жестокости.
Его герой обычен и необычен одновременно. Обычный врач обычной детской психушки с «рядовой зарплатой и сомнительной внешностью». Необычный врач, почти волшебник, которому всегда и со всеми пациентами (даже самыми тяжелыми) удается найти общий язык. Новый тип врача, чье общение с пациентом не авторитарно, а гуманно.
Элата, пациентка с неудавшейся судьбой самоубийцы, очень верно заметила: «Близким быть трудно. Это значит верить в человека даже тогда, когда он сам в себя не верит». Чтобы любить людей и помогать им, в них нужно верить. Доктор верит в людей.
В его огромной душе находится терпение и силы и для нежного общения с матерью, страдающей болезнью Альцгеймера, а вот для самого себя и своей любимой женщины времени и сил почти нет. Зато самые безнадежные больные дети с изуродованным сознанием, обезображенные агрессией, истоптанные непониманием и родительской злобой, открываются ему, и происходит маленькое чудо. Чудо очнувшейся души, согретой ласковыми лучами понимания и участия.
Наш Доктор — большой упрямец. Он по-детски пытается изменить мир. Он не понимает, что душевные болезни не лечатся. Не хочет понимать. Наверное, поэтому ему и удается лечение.
В фильме, как в жизни, нет сугубо положительных и откровенно отрицательных персонажей. Сам Доктор тоже частенько перегибает палку, обвиняя родителей своих пациентов в жестокости или чрезмерной любви. И он бывает жесток.
В фильме Артема Темникова отчетливо звучит вечная гуманистическая идея о том, что нет плохих людей. Есть люди несчастные. И несчастье трансформирует души в исчадия ада. Беда еще и в том, что в этом аду растут маленькие существа, не знающие любви, но так остро, жизненно в ней нуждающиеся. И этот дефицит сердечной привязанности, естественного родительского тепла рождает чудовищ.
Несмотря на тяжелую тему, кино не производит впечатления безнадежности и подавленности. Широта души главного героя, согревающиеся в ее лучах, оживающие внутренне и внешне дети, мягкий юмор не только создают многоплановую, объективную и эмоционально уравновешенную картину нашего безумного мира, но и оставляют светлую надежду, что добро сможет восторжествовать в этой жизни. В такой несовершенной, дикой, неправильной и свирепой жизни, где все же находится место пониманию и состраданию. И чем злее и жестокосерднее человек, тем острее он страдает. По своей собственной вине. Хотя Доктору от этого не легче…
Фильм побуждает задуматься над пониманием понятия «врачебная этика», когда член медкомиссии небрежно бросает: «Мы — врачебная комиссия. Любовь — это не по нашей части». Как же узнаваемо! И как страшно. Что в больнице можно и что нельзя? Устарели ли инструкции и циркуляры и что должен и не должен делать врач, чтобы больным было легче? Есть, о чем задуматься и профессионалам.
Но люди есть люди,
Не мясо на блюде,
Живые они,
Настоящие люди!
Такие стихи сочинил маленький пациент к новогоднему празднику. Да, и маленькие пациенты, и их нерадивые родители, и равнодушные врачи, и богатые начальники из местной администрации — все они люди. Уж какие есть.
Доктор относится ко всем именно как к Людям. К каждому из них, как бы изуродована не была больная душа. В этом точно выражена христианская мысль об иконе, втоптанной в грязь. Вообще, фильм насквозь христианский, хоть и обходится без православной атрибутики. Внешнее и показное благочестие заменяет настоящее, подлинное христианство — человеколюбие и самопожертвование.
Доктор Сергея Пускепалиса вообще лишен какой-либо слащавости. Он брутален, иногда грубоват. Но за этой по-врачебному грубоватой простотой скрывается нежное, чуткое сердце, обогревающее своим теплом все окружение. Горение — его нормальное состояние. Поэтому он так быстро сгорает.
Роль доктора Христофорова — последняя работа популярного артиста и режиссера Сергея Пускепалиса. Он погиб, едва успев завершить работу по озвучке персонажа. В этой преждевременной гибели, как и в преждевременном уходе Доктора, есть большой символический смысл. Служение, самоотдача, призвание, горение, уход. Идеальное соотношение выполненного предназначения и завершенного жизненного пути.
Создатели фильма не боятся говорить со зрителем о Прекрасном. Фильм взывает к самому благородному, что осталось в душах людей, казалось бы, озабоченных исключительно материальным. Фильм не боится быть наивным и простосердечным, откровенном и высоконравственным. Фильм не боится быть несовременным. Не боится быть вечным.