Найти тему

Хитклифф. Жерва или монстр?

Иллюстрация: kinopоisk.ru
Иллюстрация: kinopоisk.ru

Хитклифф. Сжигающая страсть и бессмысленная ненависть.

Продолжаю путешествие по мирам сестёр Бронте. Сегодня в моих руках «Грозовой перевал» Эмили Бронте.

«Грозовой перевал» - одна из самых необычных книг, созданных человеческим гением, но все это потому, что она — вопль отчаяния и муки, исторгнутый из души Эмили самой жизнью - Р.Фокс.

Мои отношения с этой книгой начались чуть позже, после просмотра сериала 2009 года с Томом Харди и Шарлоттой Райли. Игра этих двоих очаровала настолько, что я тогда долго откладывала знакомство с первоисточником. Опасалась утонуть в бесконечно серых описаниях местности. Напрасно.

Это один из лучших психологических романов, а Хитклифф невероятный по сложности персонаж. Он раскрывается не сразу. Его отталкивающие поступки практически не оставляют место для его принятия.

В 15 лет он кажется страстным романтическим бунтарём, который покоряет своей энергией, умом. Опасным. Притягательным. В 25 лет весь его романтический флёр спадает, и ты ужасаешься тому, как из смышлёного, открытого мальчика можно сделать такого монстра. В 35 ты осознаешь, что эгоизм «любящих» - это такая же норма как возможность отыгрываться на слабом, находящемся в твоей власти человеком. Хитклифф не монстр. Он человек. Не самый лучший, но вполне понятный в своих поступках и стремлениях. Его одержимость это продукт живого, подвижного характера, извращенного обстоятельствами.

Конечно он не из тех парней, которого пожелаешь встретить своей дочери. Но в нём не сразу поселились жажда мести и ненависть. Он хотел любить, быть любимым. В его жизнь вошла избалованная, самовлюблённая и столь же эгоистичная Кэтрин, как и он сам. У этой пары не было шансов на гармоничные отношения. Слишком сильные характеры, слишком разрушительные желания.

Я не знаю, правильно ли и разумно ли создавать таких персонажей как Хитклифф – я сильно в этом сомневаюсь. Но в одном я уверена: писатель, обладающий даром творчества, не всегда в силах стать хозяином своего таланта, который порой проявляет собственную волю и работает сам по себе – Шарлотта Бронте.

Хитклифф так же естественен в своих проявлениях как буря над вересковой пустошью. Он делает то, что хочет и следует только своим интересам. Он выкапывает тело Кэтрин, обнимает его и ломает гроб, чтобы их кости были вместе. Он настолько не соответствует героям своей эпохи, что это не на шутку пугает его современников. Сама Эмилия Бронте называет то, что происходит между этими двумя дьявольским, диким, безжалостным.

Не могу сказать, что принимаю все поступки Хитклиффа. Это невозможно. Но могу сказать, что вижу за всеми творимыми ужасами одного очень одинокого подкидыша, который хотел для себя не так уж многое – любви.