В историческом центре Санкт-Петербурга, там, где одетые в гранит берега Невы широко расступаются и она образует три рукава, несущие свои холодные воды в Балтийское море, стоит Петропавловская крепость. Это уникальный образец русского оборонного зодчества начала XVIII столетия. Суровая мощь и монументальное величие фортификационных сооружений соседствуют в этом архитектурном ансамбле с утончённой легкостью изумительного собора Святых апостолов Петра и Павла, на шпиле колокольни которого на недосягаемой высоте парит Ангел - символ Санкт-Петербурга и его хранитель.
В истории города Петропавловской крепости принадлежит особое место. С цитадели, заложенной 16 (27) мая 1703 года и названной на голландский манер Санкт-Питер-бурхом, начинался город - будущая столица Российской империи. Шла Северная война (1700-1721), в которой Россия боролась за выход к Балтийскому морю и возвращение своих северо-западных земель, захваченных Швецией ещё в XVII веке. Одна за одной пали Нотебург (крепость Орешек) и крепость Ниеншанц. Армия Петра I вышла к Финскому заливу. теперь предстояло защитить отвоеванные территории, построив на них мощные укрепления. Первоначально крепость возводилась из дерева, земли и дёрна на небольшом островке, который финны называли Заячьим (Енисаари). В её строительстве приняло участие в общей сложности около 20 000 человек. 1 октября 1703 года в Покров Богородицы, несмотря на все сложности, в присутствии Петра крепость освятили, по её стенам прошёл крестный ход, а на Государевом бастионе подняли Андреевский флаг. Осенью того же года на крепостных валах установили 300 медных и чугунных пушек.
Только после победы в Полтавском сражении (1709) и взятии Выборга (1710) крепость и город окончательно оказались в безопасности. Но грандиозные работы здесь продолжались, уже под руководством архитектора Д.Трезини, которого Пётр I пригласил на русскую службу. Зодчий 28 лет занимался перестройкой крепости, считая её главным делом своей жизни. Строительство каменных укреплений закончилось только в 1740-х годах. Вокруг крепости рос столичный город, а сама невская цитадель всё больше утрачивала своё оборонительное значение. Обычно туристы начинают своё знакомство с Петропавловской крепостью проходя от Дворцовой набережной по Троицкому мосту, и затем двигаются по Иоанновскому мосту в сторону Иоанновских ворот.
Иоанновский мост соединяет Заячий остров с Петроградской стороной и является старейшим в городе. Сооружён в 1738-1740 годах взамен наплавного Красного моста, устроенного ещё в 1703 году. Первоначально Иоанновский мост (до 1887 года его называли Петровским) был разводным, в дальнейшем его облик не раз менялся в связи с перестройками. Современное художественное убранство моста создано в 1951-1953 годах и повторяет старинные петербургские образцы. Проходя по мосту можно увидеть скульптуру "Зайчик, спасшийся от наводнения". Мини-скульптура высотой 58 см, созданная В.А.Петровичевым, находится на одной из свай, предохраняющих опоры моста от ледохода.
Дальше мы проходим внутрь крепости через Иоанновские ворота, расположенные в Иоанновском равелине. Они были возведены в 1738-1740 годы, когда равелин строился из камня во время правления императрицы Анны Иоанновны, в честь отца которой - царя Ивана V ворота и равелин и получили своё название - «Иоанновские». И здесь перед нами предстают Петровские ворота - первый триумфальный памятник Петербурга, сооружённый в честь побед русского оружия. Данные ворота долгое время служили единственным входом в крепость. Автором проекта ворот был архитектор и инженер-фортификатор Д. Трезини. Первоначально ворота были возведены в стиле барокко, имели каменное основание и деревянную верхнюю часть. В 1916-1917 годах верхний деревянный ярус ворот был перестроен в камне. Название «Петровские» ворота получили в честь апостола Петра, двухметровая статуя которого венчала фронтон ворот. Статуя ныне утеряна. Парадный фасад (восточный) Петровских ворот обращен к городу и имеет нарядный и яркий внешний вид, украшенный скульптурами, барельефом, горельефом и лепниной.
Другой парадный вход на Заячий остров обращён в сторону Невы. Ворота, появившиеся в куртине между Государевым и Нарышкиным бастионами ещё при императрице Анне Иоанновне. в 1784-1787 годах декорировали монументальным портиком. Невские ворота ведут из Петропавловской крепости прямиком к водам Невы - гранитной трехарочной пристани со ступенями, к которой причаливают туристические катера. Когда-то к данной пристани, через Невские ворота, по ночам выводили узников тюрьмы, откуда по воде их отправляли на каторгу или казнь. По этой причине данные ворота в народе иногда называли - «Ворота смерти».
Уже в 1710-е годы , превратившись в часть большого города, крепость на Заячьем острове стала именоваться "Санкт-Петербургской". Со временем у неё появилось ещё одно название - Петропавловская - по расположенному здесь собору. Ещё 29 июня 1703 года в центре крепости была заложена небольшая деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла. 1 апреля 1704 года в присутствии Петра I митрополит Новгородский Иов освятил храм, ставший важным духовным и общественным центром будущей столицы. 30 мая 1712 года, в день рождения Петра I, на том же месте заложили каменный собор. Новое здание возводилось по проекту и под руководством архитектора Д.Трезини вплоть до 1732 года. В первую очередь построили высокую многоярусную колокольню. 29 июня 1733 года, в престольный праздник святых Петра и Павла в присутствии императрицы Анны Иоанновны состоялось торжественное освящение собора.
Долгое время он являлся кафедральным храмом столицы, позднее стал придворным. ныне он сохраняет своё значение как усыпальница российских императоров, мемориал ратной славы и замечательный образец русского зодчества. Незадолго до освящения собора у одного из пилонов перед алтарём, была установлена кафедра, предназначавшаяся для проведения проповедей, что было раньше нехарактерно для православных церквей. кафедра декорирована живописными картинами и резными скульптурами, которые изображают апостолов Петра и Павла и четырёх евангелистов.
К концу XIX века возможности новых захоронений в Петропавловском соборе оказались исчерпанными. Поэтому в 1896-1908 годах к нему пристроили здание Великокняжеской усыпальницы, спроектированное архитектором Д.И.Гриммом при участии А.О.Томишко и Л.Н.Бенуа. 5 ноября 1908 года новое здание освятили во имя св. Александра Невского, а через три дня здесь похоронили сына Александра II, великого князя Алексея Александровича. В 1916 году в Усыпальнице насчитывалось 13 могил, восемь из которых перенесли из собора. В течение последующих 76 лет погребения ни в соборе. ни в усыпальнице не производились. Прерванная традиция возобновлена 29 мая 1992 года, когда согласно завещанию покойного, в Великокняжеской усыпальнице захоронили правнука Александра II великого князя Владимира Кирилловича.
В XIX веке за Петропавловской крепостью прочно закрепилась репутация главной политической тюрьмы России. Хотя ещё в начале XVIII столетия в казематы Трубецкого бастиона помещали государственных преступников. Первое собственно тюремное здание в Петропавловской крепости появилось при Павле I, но оно не сохранилось. Затем в 1870-1872 годах в Трубецком бастионе построили тюремное здание, пятиугольное с внутренним двором. Охрану заключённых в тюрьме несли жандармы, солдаты различных полков Петербургского гарнизона.
Через 69 одиночных камер этой тюрьмы прошли тысячи узников: члены террористической организации "Народная воля", осуществившие убийство Александра II, брат В.И.Ленина народоволец А.И.Ульянов, революционер Л.Д.Троцкий, писатель А.М.Горький многие другие. Ниже на моих фотографиях памятные таблички некоторых известных заключённых тюрьмы.
В 1917 году сюда были заключены министры царского правительства. а в 1921 году - участники антибольшевистского Кронштадтского мятежа. В 1924 году тюрьма Трубецкого бастиона была превращена в музей.
В наши дни Петропавловская крепость со всеми находящимися на её территории памятниками имеет статус заповедника. Здесь размещается Музей истории Санкт-Петербурга, сохраняются уникальные коллекции, включающие предметы быта, костюм, фарфор, мебель, архитектурные чертежи, графику, живопись и многое другое. Экспонаты, представляющие большую историческую и художественную ценность, демонстрируются в Комендантском доме и в выставочных залах Инженерного дома. На площади рядом с Петропавловским собором расположен Ботный домик, построенный в 1760-е годы для "дедушки русского флота" - так Пётр I называл английский бот, который в детстве пробудил в нём страсть к морю.
В 1891 году на крыше здания была установлена терракотовая статуя работы скульптора И.Д.Иенсена с изображением аллегории навигации. Здесь же недалеко находится Монетный двор, одно из старейших промышленных предприятий Петербурга, переведённое в Петропавловскую крепость из Москвы. Первоначально располагался на территории Нарышкина и Трубецкого бастионов. В 1799-1805 годах архитектором А.Порто построено нынешнее здание Монетного двора - выдающийся памятник зодчества эпохи классицизма. До сих пор здесь чеканятся ордена, медали и нагрудные знаки. Недалеко расположен Музей истории денег и магазин, где можно приобрести коллекционные экземпляры.
Вот и всё, что я успел посмотреть в этом знаковом для Санкт-Петербурга месте. Через три года я снова вернулся сюда и был более дотошен, но об этом в статьях о втором посещении города на Неве.