Найти тему
Миллиард Татар

«Только в Египте мы подверглись грубости англичан»: российские мусульмане на Мекканском конгрессе

В современной реальности мы всё чаще замечаем сближение России и стран исламского мира, и это сближение происходит довольно успешно. Почему сближение России и Востока происходит успешно, и почему российский ислам востребован в сегодняшнем мире? Ответ на этот вопрос неоднозначен, но мы можем попытаться задать точку отсчёта, с которой все эти события и начались. А начались они в 1926 году на Мекканском конгрессе, куда была приглашена мусульманская делегация из СССР.

Мекканская конференция 1926 года: начало колониального краха Запада в исламском мире

Как мусульмане встраивались в большевистскую Россию

После падения Российской империи и окончания гражданской войны в мусульманском обществе СССР начались процессы трансформации и адаптации к новой реальности. Открылись новые возможности, которыми мусульмане того времени начали активно пользоваться. Основная цель того периода – это адаптация ислама к большевизму, налаживание культурного и просветительского взаимодействия между духовными управлениям. 

Первый пункт удалось реализовать за счёт взаимодействия политической и религиозной составляющей. К примеру, можно привести проект построения национальных республик Саид-Галеева, который активно поддерживал национальную культурную автономию, благодаря которой мусульманские народы СССР могли взаимодействовать со странами исламского мира, и как следствие, экспортировать социалистическую революцию. Во втором случаем в 1920-х годах мы можем видеть всплеск национальной печати с опорой на религиозное содержание, как, например, журнал «Арсий Мусульманлыкъ» (современное мусульманство), который печатался муфтиятом Крыма с 1924 по 1927. 

1920-е годы были временем перемен для Российского и мирового ислама, и в эти перемены пытались включиться правительственные силы. В 1922 году Османская империя перестала существовать, и исламский мир оказался раздробленным. Власть в этих раздробленных осколках фактически концентрировалась в двух полюсах силы – это пробританский Египет под руководством короля Фуада I и в руках возвышающегося королевства ибн Сауда. Оба полюса силы решили заполнить вакуум власти после уничтожения Османского халифата и организовать новый халифат, однако пробританский король Фуад и своенравный король ибн Сауд не нашли большого отклика в среде мусульман, в следствии чего обе стороны решили организовать всемусульманский конгресс, по итогам которого должен был быть выбран новый халиф.


Ибн Сауд. Источник фото: topwar.ru
Ибн Сауд. Источник фото: topwar.ru

Почему российские мусульмане поехали?

Когда Османский халифат перестал существовать, мусульмане России начали активно налаживать связи с культурными исламскими центрами – это Индия, Египет, Сирия и Турция. Российских мусульман знали, тем более, богословское наследие ислама в России ценилось за рубежом. Всё это и обуславливает факт того, что, когда в 1926 году были запланированы каирский и мекканский конгрессы, мусульман из России позвали. Каирский конгресс был признан нелегитимным сразу и подвергся критике со стороны российских мусульман. 

Так, в 1926 году ЦДУ опубликовало протест против конгресса в Каире, где мусульмане не смогут выражать своё мнение из-за давления Британии. Советское правительство понимало опасность каирского конгресса, поэтому, когда приглашения на мекканский конгресс были отправлены в СССР, то советское правительство согласилось, понимая опасность, исходящую из Египта. «Нам нужно до возможных пределов использовать участие в мекканском конгрессе, с тем, чтобы объединить антибританские настроения вокруг каирского конгресса и опротестовать решения последнего (если таковы будут), как продиктованные империалистической Англией» – фрагмент из докладной записки Кнорину (по материалам спецосведомления и инопрессы).


Источник фото: Мекканский конгресс и хадж 1926 года: по мотивам путевых записок Абдрахмана Умерова
Источник фото: Мекканский конгресс и хадж 1926 года: по мотивам путевых записок Абдрахмана Умерова

Козни британцев и радушный прием Ибн Сауда

О событиях мекканского конгресса 1926 года в отечественной историографии мы знаем лишь из путевых записок участников конгресса и статей в журналах, однако на сегодняшний день подавляющая часть материалов уничтожена из-за смены вектора внешней политики по Восточному вопросу в конце 1920-х. Так, на сегодняшний день подробно те события раскрывают путевые записки имама-мухтасиба Абдрахмана Умерова из Астрахани и из статьи «О всемусульманском конгрессе», опубликованной в 1926 году в журнале «Арсий мусульманлыкъ», а также из официальных документов, которые дошли до наших дней. 

Так, согласно данным, на конгресс отправились Таржемани (Уфа), Габдеррахман Гомери (Астрахань), Тахир Ильяс (Казань), Мослахетин Халил (Крым), Махди бен Максуд (Сибирь), Абдель-Вахед эль-Кари (Туркестан) и Риза Фахретдин, который был главой делегации. Данных претендентов выбрала умма. Все претенденты были избраны голосование в своих районах, и деньги на поездку также собирала махаля (для поездки требовалось 2000 рублей); советская власть лишь утвердила кандидатов. 

В 1926 году все делегаты прибывают в Москву, где получают визы и отправляются в путь в Хиджаз, который должен был занять месяц и проходить по маршруту через Стамбул, Порт-Саид и Джидду. «В Турции делегатам оказали радушный приём, только на территории Египта подверглись грубости англичан. В Порте-Саиде англичане взяли нас под стражу, продержали сутки под охраной 3-х жандармов, препроводили в Суэцкий канал и сдали нас тоже полиции, где мы пробыли сутки, а на другой день посадили нас на пароход вместе с египетскими наёмниками. По выходу из Суэца, через 4 дня прибыли в Джедду, где были торжественно встречены чиновниками ибн Сауда. В этот же день, сев на правительственный автомобиль, поехали в Мекку, куда прибыли 6-го июля» – фрагмент из статьи «О всемусульманском конгрессе» в журнале «Арсий мусульманлыкъ». По прибытии советской делегации конгресс сразу начал работать. Стоит отметить, что конгресс должен был начать работу 1-го числа, однако делегация из Афганистана и СССР опаздывали, в следствии чего конгресс отложили на неделю.

Советская работа

Конгресс начался с речи, подготовленной ибн Саудом и зачитанной его адъютантом Абдулой аля Рида. «Правительство Геджаса ничем вас не ограничивает в рамках вашей веры и разума. Только одно условие ставлю: вмешательство во внутреннюю политику иностранных держав и разрешение существующих недоразумений между правительствами и мусульманским населением не может входить в программу этого съезда. Благодаря разделению мусульман на разные секты, мусульманский мир стоит на пути к полному упадку» – фрагмент речи ибн Сауда. 

Мекканский конгресс проходил с 7 июня по 5 июля 1926 года, и в первые дни работы конгресса из воспоминаний участников советской делегации известно, что было создано три комиссии, в руководство которых вошли: мандатная (Кариев), программная (Риза Фахретдин), комиссия по предложениям (Тарджемани). Самым важным органом конгресса являлась комиссия по предложениям. В её обязанности входил анализ предложений делегатов и их одобрений или запрет. Именно решения, вынесенные данной комиссией, и лежали в основе итогов конгресса.


Источник фото: Мекканский конгресс и хадж 1926 года: по мотивам путевых записок Абдрахмана Умерова
Источник фото: Мекканский конгресс и хадж 1926 года: по мотивам путевых записок Абдрахмана Умерова

Ведь на самом конгрессе присутствовали делегаты из 33 стран, и порой предложения были очень провокационными. Так, индийские мусульмане, которые были халифатистами и поддерживали беглого халифа Абдул-Меджид II, постоянно выступали против политики ибн Сауда и мнения большинства. Например, делегаты из Индии предлагали оформить власть в Хиджазе в виде республики, что формально могло дать рычаги давления западным державам, да и модель республики была чужда исламскому миру, и данное предложение было озвучено на торжественном ужине в честь делегации из СССР. По окончании конгресса было издано следующее постановление: «Мы считаем необходимым особо остановиться на характеристике действий делегаций из Индии и Палестины. Если члены этих делегаций и не являются прямыми агентами, то во всяком случае целый ряд их предложений вполне соответствует планам английской политики».

Мифы о советских мусульманах

Из полученных данных и воспоминаний мы можем понять, что советскую делегацию радушно встретили на только на конгрессе, но и на всём её пути в Мекку. В Турции делегация дала ряд интервью местным журналам, а в Египте многие паломники, которые направлялись в Джедду с советскими представителями, высказывались о них очень уважительно, особенный авторитет, как и на конгрессе, так и во время пути вызывал Риза Фахретдин. 

«Целым рядом интервью наши делегаты обрисовали истинное положение вещей в Советском Союзе и опровергли злостные вымыслы капиталистической прессы» – фрагмент из докладной записки Кнорину (по материалам спецосведомления и инопрессы). В Турции делегаты встретили эмигрировавшего Заки Валидова, который высоко оценил состав советской делегации, а также передал свои предложения касательно работы конгресса.

Не сложилось…

По итогам конгресса Советский Союз стал его участником и должен был отправлять своих представителей раз в год, а также вносить членский взнос в размере 300 золотых лир (3000 рублей). В 1926 году конгресс принял лишь решения касательно проведения хаджа (построение санитарной инфраструктуры и помощь паломникам), до открытого противостояния с западным колониальным господством было ещё далеко, и угроза со стороны Британского Египта пропала из-за нелегитимности их конгресса,  в следствии чего участие в конгрессах и построение отношений с мусульманскими странами через религиозных деятелей отошла на второй план (сменилась политика партии и отношение к восточному вопросу после ареста Султана-Галеева). 

Конец 1920-х закончил эпоху перемен не только для российских мусульман, но и других религиозных направлений. О тех событиях мы можем узнать лишь из немногих государственных документов, дошедших воспоминаний участников, а также из зарубежных СМИ, которые активно освещали конгресс и путь советской делегации.

Подробнее: https://milliard.tatar/news/tolko-v-egipte-my-podverglis-grubosti-anglican-rossiiskie-musulmane-na-mekkanskom-kongresse-2532