«Ко мне обратился наш батюшка: «ребятам холодно, давай пару буржуек сварим». Сварили первые, отправили. Попросили ещё. За полтора месяца 65 печек передали. На подходе ещё тридцать», — рассказывает Николай Рудкивский из села Михайловка Сакского района. Такие необходимые на передовой буржуйки он изготавливает из газовых баллонов.
ПЕЧКИ "ZOV" ОТ ДЯДИ КОЛИ
Во дворе частного дома куда ни кинь взгляд — баллоны. Одни только ждут рук мастера, другие — разрезаны пополам. Рядом с ними готовые к сборке, заранее нарезанные детали: дверки, ручки, ножки, петли... Тут же стоят и готовые буржуйки — компактные, с двумя ручками по бокам и зольником внизу.
— Топятся дровами. Например, ящик для снарядов хорошо горит. То, что буржуйки маленькие и лёгкие, хорошо: их можно без труда переносить с места на место. Один боец при перемещении на другую позицию 30 км нёс печку на руках, не смог оставить: кто знает, когда потом ещё подвезут. Она не только греет, на ней можно еду приготовить или разогреть. Одежду просушить. Ребята рассказывали, как, возвращаясь с боевого задания, промокли. Уже в блиндаже накинули на печь сверху плащ-палатку и просушили. Кстати, ручки сбоку я приварил для того, чтобы вдвоём буржуйку можно было переносить. Мальчишки оценили: «Печки — бомба! Как они кстати!» — мастер радуется тому, что может быть полезен.
За работу Николай Анатольевич принимается с раннего утра — с 8.00.
— Жена говорит: «Чего так рано? Поспал бы ещё». Я отвечаю: «Всё, пошёл, потому что пацанам там холодно. Надо торопиться». И так с 8.00 до 20.00 пилю, нарезаю, свариваю. Когда все заготовки готовы, буржуйку за час собираю. Я так её продумал, чтобы она была максимально дешёвой в изготовлении и хорошо грела. Если буржуйку дровами заполнить, зольник на всю тягу открыть — часа 2—3 будет гореть. Накаляется так, что аж красная стоит, — рассказывает мастер.
Изготовление буржуек — энергоёмкий процесс. Иногда часть расходов по оплате за потреблённую электроэнергию берут на себя волонтёры. Но о материальных затратах Николай Рудкивский не задумывается: деньги — дело наживное. Главное, чтобы мальчишки были в тепле и сыты. Он рад, что буржуйки, сделанные его руками, согревают наших бойцов. Перед отправкой на передовую мастер ставит на них клеймо «ZOV», буквы-символы спецоперации.
КОГДА БЫТ ОБУСТРОЕН, ВОЕВАТЬ ЛЕГЧЕ
По мере необходимости изготавливают и отправляют буржуйки на передовую и сотрудники Сакского филиала предприятия «Крымская водная компания», которое находится в с. Лесновка. В отличие от печек «ZOV» от дяди Коли, они — не из газовых баллонов, а из трубы диаметром 325 мм.
— Такие делали ещё во времена Великой Отечественной войны. Труба нарезается на фрагменты необходимой длины, и из них изготавливаем буржуйки. Они стационарные, массивные. Весят порядка 40 кг. Переносить их, конечно, можно, но будет нелегко. Эти буржуйки пацанам нашим в помощь, чтобы им было тепло. Продолжительность горения зависит от количества дров. На верхнюю крышку можно поставить сковородочку и что-то приготовить поесть. При необходимости можно и вещи просушить, но только на полочке рядом с печкой. Обувь на буржуйке сушить нельзя — подошва точно сгорит, так сильно греет, — объясняет слесарь Максим Никифоров. Он работает вместе с напарником — Ринатом Сейт-Аметовым. На печках от «Крымской водной компании» нет клейма, но зато есть шуточные послания от мастеров типа: «Меняю на трёхкомнатную квартиру в Берлине» или «Меняю на «Хаймерс» с боекомлектом!».
Печи отправляют нашим защитникам на передовую вместе с гуманитарной помощью. По словам руководителя предприятия Ольги Пуришевой, никто из двухсот сотрудников не остаётся в стороне: одни передают деньги на закупку необходимого, другие приносят продукты, тёплые вещи, вяжут носки, шьют спальники, балаклавы и др.
— Почему, по вашему мнению, люди так единодушны в помощи участникам специальной военной операции?
— Потому что так или иначе это касается лично каждого. И каждый понимает ответственность исторического момента. Мы помним киевский Майдан, последовавшие за ним трагические события в Луганске и Донецке. Помним 2014 год: нашу сплочённость, нашу радость по поводу воссоединения Крыма с Россией. У меня муж погиб в Славянске в 2014 году, братья все воюют в Донецке. Племянник был семь месяцев в плену, только освободили. Дети и мужья многих наших сотрудников с первых дней участвуют в СВО. У нас есть ребята, которые воевали в добровольческих чеченских отрядах: из Крыма на тот момент ещё не брали добровольцев. Есть мобилизованные сотрудники: никто не прятался, не уехал, все пошли Родину защищать. Не оставляем без внимания и семьи погибших защитников. Например, в с. Куликовке помогли одной семье провести воду в огород. Необходимо было проложить 200 метров трубы. Ещё одной мамочке, у которой погиб единственный сын, подвели воду в дом. До этого она брала её из уличной колонки. Тяжело было укладывать трубу из-за особенности грунта, но мы справились. А как иначе? Нужно в трудную минуту сплачиваться, поддерживать друг друга. Если наши защитники будут уверены в том, что у них в тылу всё хорошо, им легче будет одержать победу на поле боя, — уверена О. Пуришева.
Елена ШАСТУН.
Фото: автора и из архива О. ПУРИШЕВОЙ.