Найти тему
Ликбез

Параллельная пресса и литература

Литература. Еще один вектор контр-культуры — литература. Ее представители — наследники эпохи битников - Ален Гинзберг или Уильям Берроуз.

Берроуз хотел отказаться от официально принятых методов создания литературных произведений. Он подверг сомнению аристотелевскую концепцию линейной логики, отверг растущую абстрактность официального языка, который стал орудием манипуляции и управления людьми.

Гинзберг
Гинзберг

В 60-м году в своей статье в журнале "Эвергрин" Берроуз хвалил метод купюр и монтажа: нужно "вырезать" слова, фразы и страницы, а потом смешивать их, чтобы нарушить те стереотипные ассоциации, которые обеспечивают монополию монолитной мысли; нужно разорвать ассоциативные цепи, навязанные "массмедиа", привести в расстройство язык и подорвать существующую, установившуюся логику.

Берроуз
Берроуз

Параллельная пресса. В США наблюдался рост параллельной прессы. Имеются в виду подпольные издания ("Лoc Анджелес Фри Пресс", "Беркли Барб", "Рэт") — около 300 названий. Большую часть своей информации они получали от "подпольного" агентства "Либерейшн ньюс сервис", созданного в 1968 г. Параллельная пресса осуждала войну во Вьетнаме, расовую дискриминацию, загрязнение окружающей среды и т.д. Как и параллельные радиостанции в наши дни, она пострадала от спада движения протеста.

Функция параллельной прессы заключалась, по словам Барроуза, в том, чтобы "противоречить информации, публикуемой официальной прессой" и "выгодно подавать новости, которые замалчиваются или игнорируются официальной прессой".

Параллельная пресса появилась в университетских городках США — "кампусах" — для того, чтобы предоставлять слово всем, кто не мог свободно и полно высказываться в газетах истеблишмента и у кого было что сказать своим "предкам", обществу и своему поколению.

Свободная пресса, параллельная пресса, подпольная пресса, альтернативная пресса — это все названия одного и того же явления, которое распространилось и во Франции, где выходило 200-300 "параллельных" газет, размножавшихся на ротаторе, реже — типографским способом.

Все эти издания отражают параллельную, маргинальную культуру, в которой перемешать поп-музыка, экология, фантастика, сексуальная свобода наркотики, психоделические состояния, жизнь в малых общинах и т.д.