На танковом конвейере случайных людей нет. Там, где нужны профессионализм, полная самоотдача и понимание важности выполняемой работы, есть место только сильным духом. Старший мастер участка ПДБ цеха 130 Александр Хмылов совсем молодым прошел воинскую закалку, которая помогает ему на важном для страны производстве. В течение напряженного трудового дня заводчанин выкроил несколько минут, чтобы рассказать нам о своей службе в Афганистане.
Александр Хмылов родился в Нижнем Тагиле в 1967 году, учился в школе № 39. 10 апреля 1986 года его призвали в армию. На сборно-пересыльном пункте призывники обратили внимание на одного «покупателя», загорелого офицера. Спросили, кто и откуда. Тот ответил, что набирает команду в Фергану, учебный полк ВДВ. Александр Хмылов и еще несколько тагильчан попали в эту команду.
В учебном полку их ждал курс молодого бойца: ежедневные тренировки, стрельбы, прыжки…
– Тренировали нас основательно, – вспоминает Александр Викулович. – Командиры говорили: «Чем больше пота выжать на тренировках, тем меньше крови прольется в бою». Я там даже курить бросил. Некогда было курить…
Первого августа 1986 года, как рассказывает ветеран, «он приехал за речку». На языке военных это означало прибыть в Афганистан. Он попал в 56 десантно-штурмовую бригаду. У Александра Хмылова были специальности «пулеметчик» и «автоматчик». Но ни та, ни другая в тот момент не требовались, не хватало минометчиков. Многие из пополнения стали минометчиками, а нашего героя за умение метко стрелять сделали снайпером и выдали винтовку Драгунова.
Бригада дислоцировалась в районе Бараки-Барак в провинции Логар. Долина, окруженная горами. Летом жарко во всех смыслах: температура поднимается до 40 градусов, и враг действует активно. Зимой с наступлением холодов накал боевых действий снижался.
– Хорошо запомнился мне первый день, когда прибыли в Бараки-Барак, нас сильно обстреляли. В район расположения прилетело около 200 реактивных снарядов. Помню любовался разрывами – в темноте они красивые, – рассказывает ветеран. – Потом, конечно, мне эта «красота» надоела…
Солдаты жили в казармах, которые сто лет назад построили англичане.
– Бетонные стены толщиной в метр, а крыша хлипкая, – поясняет Александр Хмылов.
Десантники прикрывали армейские колонны, выполняли другую военную работу. Враг ближе 400 метров к нашим позициям не подходил, но и на этом расстоянии винтовка Хмылова стреляла метко.
Задача снайпера была нейтрализовать наиболее опасные цели.
– Если среди «басмачей» кто-то лучше всех одет, то это командир. Если несет на плече «трубу», то гранатометчик. Важно, чтобы они не смогли действовать во время боя, – поясняет заводчанин. – Зарубок на прикладе я не делал.
Он хорошо отзывается о командирах, под началом которых служил: «Офицеры солдат берегли, тренировали постоянно. Кормили хорошо: из тушенки и круп мы могли приготовить много разных блюд».
В 1988 году Хмылов демобилизовался. Сослуживцы, которые когда-то жили в одной стране, сейчас оказались в разных государствах. Поддерживать связь с ними не так просто, говорит Александр Викулович. Кого-то и в живых уже нет.
Сегодня соотечественники снова выполняют воинский долг. Ветеран советует молодым солдатам слушать командиров и быть начеку, чтобы не погибнуть и не подвести боевых товарищей.
Сейчас он работает на танковом конвейере – участвует в укреплении обороноспособности страны. Задача не менее важная и ответственная, чем та, что он и его боевые товарищи выполняли в афганской провинции Логар…
Текст: Леонид Кононов. Фото: Екатерина Гавручиц.