Проповедь по Евангелию от Матвея 24:1-44.
«Господь, говоря о втором пришествии, о кончине мира, говорил своим ученикам, что придёт время, когда внезапно явится Сын Человеческий. И тогда, как Он говорит, двое будут на поле, один возмётся, другой оставится, двое буду молоть в жерновах пшеницу, одна возьмётся, другая оставится… (Мф.24:40-42)
То есть произойдёт вот такое разделение между людьми, которые сейчас живут в одном пространстве. Так вот идёшь по улице, смотришь: идёт какое-то количество людей, очередь в кассу, например. И вдруг представляешь себе мысль, что вдруг сейчас прозвучала труба, ангелы Божии сошли сюда, и раз – из этой очереди одного, второго, третьего забрали. А остальные, стоящие здесь, остались. Понимаете, и так вот в любом месте, здесь, в нашем земном мире, ведь будет так!
Возможно война, которая сейчас уже идёт, — в горячей фазе она идёт территориально на многострадальной украинской земле, где-то она идёт в Сирии, где-то в Африке идёт, — такие очаги идут в разных странах. Возможно, что вот эта горячая война, она и прокатится катком по континентам различным, по нашему и евразийскому континенту, и по американскому. И, может быть, допустит Господь, что человечество, совсем обезумев, ядерным орудием начнёт уничтожать большое количество людей — всё это возможно.
Но, как сказано, это ещё не конец! Это только начало этого периода, предшествующего второму пришествию Господа Иисуса Христа.
И не надо бояться этих событий: катастроф, войн, каких-нибудь там землетрясений, цунами, эпидемий, заразных болезней…
Потому что во время этих эпидемий, во время этих катастроф, Господь забирает прежде всего самых слабых духом. То есть тех, кто не готов к серьёзному испытанию, к встрече этого последнего периода, когда на большей части земли воцарится Антихрист и потребует к себе божеского поклонения. И тогда для христиан наступит период гонений и страданий, подобных тем, что первые христиане имели в первые три века христианства во время римского языческого гонения на Христову Церковь. И опять-таки это тоже не самое главное и важное для каждой отдельной христианской души.
Сегодняшний отрывок Евангельский завершается словами Господа: «Бодрствуйте и молитесь, ибо вы не знаете, в какой час Сын Человеческий придёт...» ( Мф.24-42) Причём придёт не просто глобально, как сказано: небо совьётся в свиток, земля огнём обновится, будет новое небо, Новая Земля, мёртвые воскреснут, все человечество предстанет перед Богом (Ис.34:4; Откр.6:14-14), — это будет. И каждый человек, либо живущий, либо уже усопший, предстанет перед Господом вот в этом последнем определении Вечности.
Но не только второе пришествие вот такое страшное с ангелами, с трубой архангельской, имеет ввиду Господь, когда говорит: "Бодрствуйте, ибо не знаете когда придёт Сын Человеческий."
Ибо Сын Человеческий приходит к каждому человеку по обращению души этого человека! Вот мы сегодня на божественной литургии произносили молитву. Священник произносит эту молитву от лица всех молящихся: «Господи, Ты, пребывающий на Небесах на престоле Славы Царствия Твоего, и здесь, с нами невидимо пребывающий, преподай нам Твоё пречистое Тело и драгоценную Кровь во спасение, во очищение, в освящение наших душ и в обретение Царства Небесного.»
То есть Господь приходит не только когда будет Второе и Славное Пришествие.
Он приходит к каждой христианской душе!
И приходит ни как судья, ни как грозный начальник, который взыскивает с человека его промахи, его ошибки, его грехи какие-то.
Он приходит как любящий Отец.
Он приходит как врач.
Он приходит как учитель и наставник, который в течении всей жизни каждого отдельного человека всячески старается направить этого человека, научить, исцелить, освятить, подготовить его к вечности. Чтобы на всеобщем суде, на этом всеобщем последнем определении, эта человеческая душа обрела покой и вошла в вечную радость, вечный праздник Бога Любви.
Вот что мы с вами должны иметь в виду для себя, помня о том, что Сын Человеческий придёт.
Он пришёл. Две тысячи лет назад!
Он приходит к каждому, кто призывает его в молитве.
К каждому, кто даже обращается короткими словами Молитвы Иисусовой: “Господи, Иисусе Христе, помилуй меня.“
Вот только ты произнёс это Имя — „Господи Иисусе Христе“,
как Он стоит рядом, и говорит:
“Я здесь. Что тебе нужно? В чем твоя потребность, что ты осознаешь в себе, для чего Я тебе нужен? Я – здесь. Я всегда рядом.“
Вот это мы должны с вами помнить.
И, конечно же, Господь говорит — бодрствуйте, ибо не знаете когда Сын Человеческий придёт!
Потому что Сын Человеческий придёт, или пошлёт своих ангелов — каждую человеческую душу в определенный момент жизни призвать из этой жизни,
и сквозь дверь, на которой написано «смерть», вывести ее в пространство Вечности.
И там эта душа предстанет перед Господом.
Потому что как учит Святая Церковь, святые отцы — два суда предстоят каждому человеку.
Первый суд — это частный.
То есть каждый человек, когда умирает, предстаёт перед Господом в частном порядке, индивидуально. И Господь рассматривает индивидуально его жизнь, и определяет его место в Вечности до Второго и Славного Пришествия, и всеобщего Страшного Суда.
И второй суд — Суд Всеобщий.
Над всем миром, над всем человечеством, который будет уже во Втором пришествии Господа Иисуса Христа.
Поэтому, братья и сестры, вполне возможно, что мы с вами станем участниками и вот этих последних страниц человеческой истории.
А может быть Господь ещё и помилует нас, как Ниневию в свое время помиловал, и даст человечеству ещё какой-то срок.
Может быть ещё столетие для того, чтобы большее количество людей, потенциально имеющих ещё живую душу, способную почувствовать Божественную любовь, и воспринять Бога, и освятиться, и приблизиться к Нему, спасли свою душу.
Может быть это количество душ станет определяющим.
Как помните, шёл Господь в Содом и Гоморру, чтобы попалить эти города Своим гневом, то Авраам спрашивал:
—Господи, если там 10 человек праведных найдётся, попалишь?
— Не попалю.
— 50?
— Не попалю.
— 10?
— Не попалю.
— 5?
— Не попалю.
Не нашлось…
Вот до тех пор, пока Господь видит, что есть ещё в мире достаточное количество душ, ради которых стоит дать ещё этому человечеству время для покаяния, для приготовления к этому новому, вечному житию, — вот Господь и даёт это время.
Но, как сказано самим Господом в Евангелии о последних временах: когда Сын Человеческий придёт, найдёт ли Он вообще веру на земле? (Лк.18:8)
Поэтому, братья и сестры,
мы с вами вот в таком малом количестве. Вот сегодня нас 77 человек причащалось.
Какое количество людей живет вокруг?
Мы даже не берём людей другой веры.
Берём людей, которые крещены в православной церкви. Из России, из Украины, из Молдавии, из Румынии, из Сербии, из православных стран.
Вот сколько здесь сейчас живет в Албуфейре?
Как минимум, в десять раз больше чем нас стоит здесь. Где они?
Они где-то заняты своими делами.
Они не думают о Боге.
И то что мы здесь с вами сегодня собраны, это не потому, что мы с вами такие хорошие.
А просто потому, что Господь смог достучаться до нас сквозь вот эту корку наших грехов, покрывающих наше сердце. Где-то там трещина возникла, и сквозь эту трещину в наши сердца чуть-чуть проник лучик света.
И мы его услышали, и побежали.
И надо помнить, что мы здесь не потому, что мы хорошие, уже приближённые к Богу, и святые.
Мы с вами здесь, потому что мы те больные, которые поняли, что они больны, и пошли к врачу, пошли в лечебницу, для того, чтобы излечиться от этой болезни.
Вот это важно понимать.
И мы должны друг к другу соответственно относиться .
Видя какие-то немощи, недостатки, искушения друг от друга, несправедливое, может быть к себе отношение, от тех людей, которые казалось бы, все мы православные, члены одной приходской общины.
И, вдруг, ко мне вот так вот. Этот человек, или этот… Почему ко мне так?
Вот мы должны помнить почему.
— Потому что я болен, и он болен, и все мы больные.
Но мы пришли, и мы просим:
Господи, исцели наши души от греха.
И когда в палате, в травматологии лежат после аварии, — у одного там нога вся переломана, у другого рука, или шея, или позвоночник …
Там что, люди обличают друг друга?
— Ты смотри, у тебя нога сломана!
— А у тебя там рука сломана!
Конечно нет!
Все страдают, и все жалеют и сочувствуют друг другу.
Вот и мы с вами должны понимать, что грех, который толкает нас на несправедливое отношение друг к другу, на нетерпеливое, на раздражение, на обидные слова, которые мы часто друг другу говорим, — это та болезнь, которая толкает нас на совершение вот этих недостойных поступков.
И мы должны жалеть людей, совершающих такие поступки, и сопереживать, понимая, что сами мы ничем не отличаемся от этих людей, которые обижают нас.
Мы сами обижаем других людей, мы сами тоже преисполнены множества грехов и недостатков.
И поэтому, как Господь говорит: „как ты можешь видеть сучок в глазу твоего брата, не видя бревно в своём собственном глазу?“ (Мф.7:3)
Вот именно это такое правильное христианское отношение к грехам ближних. Особенно, если эти грехи тебе наносят какую-то скорбь, какую-то обиду, какую-то травму.
Вот это и есть то самое, о чем Господь говорит в сегодняшнем Евангелии:
— Бодрствуйте! Ибо не знаете в какой момент Сын Человеческий придёт, и призовёт вашу душу!
И страшно, если в этот момент, когда Господь нашу душу возьмёт из этой жизни, она окажется наполнена обидами, завистью, нетерпением, раздражением, злостью, непрощением, осуждением, и всем тем, чем, собственно, страдаем в той или иной степени мы все.
Братья и сестры!
Сегодняшние эти слова, напоминание Господом о Всеобщем Страшном Суде, — напоминание о том, что каждого из нас ждёт и суд частный, индивидуальный, и мы не знаем в какой момент, когда, каждого из нас Господь призовёт.
Пусть эти слова самого Господа Иисуса Христа будут для нас вот такой вот лампочкой, которая все время горит во тьме.
Когда в помещении свет выключают, а дежурный свет над выходом всегда горит: «выход — это здесь.»
В случае даже если все отключится, чтобы человек в полной темноте знал где ему найти выход.
Вот эти слова Господа «бодрствуйте», вот это и есть для нас лампочка, освещающая в темноте нашей греховной жизни:
💡Христос. Иди туда. Иди на Него. Иди на этот свет. Бодрствуй. Молись.
И обретёшь милость и спасение в Вечном Царстве Господа нашего Иисуса Христа.»
«О последнем периоде перед кончиной мира, и о напоминании Господа о Всеобщем Страшном Суде.»
Проповедь по Евангелию от Матвея 24:1-44.
23.10.22г. Протоиерей Александр Торик.
#Протоиерейалександрторик #Протоиерейалександрторик_проповеди #флавианармагеддон #второепришествие