Найти тему
Плотинка

Почему молодежь перестала интересоваться народным искусством: мнение артиста балета

Народное искусство играет важнейшую роль в жизни общества. Оно помогает сохранять национальную принадлежность, а также духовные ценности своих предков. Путем становления артистом балета, сложностями и деталями постановок, а также своим видением на проблему незаинтересованности молодежи в народном искусстве с нами поделилась Ирина Медведева – артист балета муниципального ансамбля музыки и танца «Иван да Марья».

– Как в вашу жизнь пришли танцы?

– Я родилась в Ханты-Мансийском автономном округе, в маленьком городе Мегион. С самого детства я была очень творческим человеком. До 11 лет я училась в детской школе искусств, а потом узнала о том, что идет приемная комиссия в «Центр искусств для одарённых детей Севера», где с 5 класса детишек обучают хореографии. Решила попробовать поступить, прошла вступительные экзамены, и в 11 лет я уехала в Ханты-Мансийска. Жила и училась в школе-интернате. Окончила там 9 классов, а после еще 3 года колледжа при центре. То есть танцы появились в моей жизни еще в детстве и существуют в ней по сей день.

­– Какой была ваша дальнейшая судьба? Как вы переехали в Екатеринбург и чем занимаетесь на сегодняшний день?

– Один из выпускников моего куратора в колледже уехал в Екатеринбург и стал художественным руководителем в муниципальном ансамбле музыки и танца «Иван да Марья». По окончании колледжа куратор порекомендовала и мне этот ансамбль. Она договорилась, чтобы меня посмотрели, я прошла пробы и уже пошел третий сезон, как я работаю артистом балета в этом самом ансамбле.

– Занимаетесь ли вы чем-то еще, помимо работы в ансамбле?

– Да, я работаю педагогом. Обучаю детей и взрослых классической и народной хореографии.

– Танцы – это невероятно сложно. Возникали у вас мысли о том, чтобы бросить их?

Нет. Я занимаюсь танцами с самого детства и не представляю свою жизнь без хореографии. Для меня это не просто работа. Это способ расслабиться, почувствовать какие-то новые эмоции и пережить их в танце. Танец – это отдельная жизнь. Это то, что меня наполняет, то, чем я восхищаюсь и то, в чем я хочу развиваться и дальше.

-2

– Бывает ли у вас выгорание, и как вы справляетесь с ним?

Да, конечно, выгорание бывает, потому что работа все-таки сложная. Я часто устаю не только в физическом, но и эмоциональном плане, мне элементарно не хватает сил показать определенные эмоции на сцене. Так как у меня достаточно активный образ жизни, я предпочитаю пассивный отдых без спешки и огромной кучи дел. Также я люблю изучать что-то новое. Например, сейчас я хочу пойти в студию современного танца, чтобы развивать себя как исполнитель. Выгорания не избежать, но мне удается справляться с ним с помощью своевременного отдыха и развития.

– Молодое поколение зачастую не интересуется народным искусством. С чем это связано?

Я думаю это связано с тем, что сейчас все чаще появляются какие-то новые тренды и направления. Не только в хореографии, но и в музыке. Молодежь перестала интересоваться истоками хореографии и важными деталями. Недавно я танцевала болгарский танец, который состоит из огромного количества мелких движений. Как мне рассказала репетитор, раньше болгары делали очень вкусное вино. Руками они срывали виноград, а ногами топтали его, отсюда и характерные мелкие движения, которые описывают колорит этой национальности. Если бы молодежь углублялась в такие детали, то возможно их интересовало бы народное искусство. На наши концерты, в первую очередь, приходит более взрослое поколение, потому что они посвящены в детали различных национальностей. Им рассказывали это в школах, они сами интересовались этим, чего сейчас нет у молодого поколения. И опять же не стоит забывать, что народное искусство – это не для всех.

– Почему народное искусство – это не для всех?

Потому что в народном искусстве есть душа, и нужно уметь правильно ее раскрыть со стороны артиста и правильно понять со стороны зрителя. Каждое движение, каждый жест в танце говорят о чем-то. Если мы возьмем, к примеру, хип-хоп, который сейчас очень нравится молодому поколению, там нет никакого смысла, там просто набор движений. Народный танец – это колорит и красочность. Его нужно уметь не просто танцевать, но и передавать эмоции и чувства людей тех или иных национальностей.

-3

– Можно ли как-то модернизировать народное искусство, чтобы оно начало привлекать внимание молодого поколения?

Да, можно. Мне бы очень хотелось, чтобы на концерты нашего ансамбля приходила молодежь, поэтому сейчас мы делаем совершенно новые постановки. Мы добавляем в народные танцы более современные движения, стилизуем музыку, создаем новые проекты. Совсем недавно у нас было шоу-дефиле «Веретено», где помимо моделей на подиум выходили артисты балета в дизайнерской одежде и выполняли определенные движения. Такие стилизованные шоу делаются, в первую очередь, для привлечения более молодой аудитории.

– Как вы считаете, поможет ли интерес молодежи к народному искусству в сохранении культурных традиций и ценностей?

Я считаю, что поможет. Народные танцы пропитываются определенным колоритом той или иной национальности. В него вкладываются какие-то традиции и ценности, которые транслируются зрителям через костюмы и движения. С помощью народного искусства человек может узнать для себя что-то новое о национальностях нашей огромной страны, а пока молодое поколение помнит о традициях и ценностях, видит их, передает и узнает через танец – они будут сохраняться.

-4

– Народное искусство через 5 лет. Какое оно?

Народное искусство не изменится. Это культурное наследие, это то, что создавалось и передавалось из поколения в поколение. Это история, которую мы не можем изменить, только как-то дополнить, чтобы сделать еще лучше.

– Какой совет вы бы дали молодому поколению?

Я бы хотела посоветовать нынешней молодежи углубляться в историю своего государства, в историю каждой культуры и каждой национальности, ведь это так интересно – знать все до мелочей!

Анастасия Грехова,

Фото предоставила Ирина Медведева