Из опыта воспитания военнослужащих на героических традициях
Этого события военные железнодорожники ждали. О предстоящем открытии памятника Герою Советского Союза сержанту Виктору Мирошниченко, совершившему бессмертный подвиг в октябре 1941 года, было давно известно.
Союз поколений
Гостей собралось, как на главный праздник – День Победы. Приехали они даже из других городов. Пока шли приготовления к торжественной церемонии, собравшиеся общались, то и дело слышались товарищеские приветствия, которыми обменивались ветераны. В центре внимания оказался бывший командир соединения генерал-майор в отставке Вячеслав Резанов. Известный в войсках человек. За плечами большая жизнь, железнодорожные стройки. БАМ – особая строка в биографии генерала. Одно только это вызывает глубокое уважение к нему всех, с кем он соприкасается по жизни, с кем в 70-х годах прошлого века, работал в суровых условиях таёжной Сибири.
Представители этого доблестного поколения воинов-железнодорожников находились сейчас рядом со своим командиром. Ветераны части, которой командовал генерал, собрались из разных мест. Как и он, несмотря на возраст, посчитали личным долгом присутствовать при открытии памятника Виктору Мирошниченко.
Имя Героя дорого любому воину-железнодорожнику. Оно в сердце каждого с первых дней службы. Образ сержанта-патриота вдохновлял солдат стальных магистралей на подвиг и доблестный труд в годы борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Он стал символом верности воинскому долгу для всех последующих поколений. Нынешнее, так же достойно следует своему призванию наследников боевой славы и традиций Железнодорожных войск. Об этом говорили на торжественном митинге генерал-майор в отставке Вячеслав Резанов и командир соединения полковник Константин М. Главное в их речах – мысль о единстве и преемственности поколений военных железнодорожников, их стремление следовать примеру самоотверженности фронтовиков.
За себя и за того парня!
Как вспоминал Вячеслав Николаевич Резанов, первопроходцы таёжной магистрали зачисляли сержанта Виктора Мирошниченко в списки личного состава своих подразделений и выполняли за Героя установленные дневные нормы выработки, месячные и годовые задания. Брали, естественно, повышенные обязательства. Отражали их наглядно. Гласно подводили итоги. Результаты были стабильными и высокими.
Это новшество, прозвучавшее тогда, как героический клич «За себя и за того парня!», укоренилось и стало новой традицией Железнодорожных войск. Были и другие. Одна из первых – это традиция к праздничным датам и юбилеям открывать построенные участки БАМа. В честь 30-летия Победы на пять месяцев раньше установленного срока началось рабочее движение поездов по линии БАМ – Тындинская.
А в январе 1978 года выполнили пятилетний план строительства. Всего за два с половиной года. Свой трудовой подарок воины-железнодорожники посвятили 60-летию образования Вооружённых Сил СССР. «Даёшь сверх плана!» – тоже стало традицией. Роты и батальоны систематически перекрывали месячные и годовые задания.
Свои трудовые рапорты и победы воины-железнодорожники посвящали также очередной годовщине подвига Виктора Мирошниченко и знаменовали это открытием памятных знаков, стел, монументов. Они возникали на месте высадки первых отрядов ЖДВ. Иногда это был огромный камень-валун, как, например, тот, который увековечил один из десантов надписью: «Сюда 15 марта 1975 года на строительство Байкало-Амурской магистрали прибыла колонна в/ч 73745».
Памятники устанавливали незамысловатые, но понятные и запоминающиеся. 5 февраля 1975 года на восточном крыле БАМа был забит первый серебряный «костыль». На этом месте строители поставили огромный гранитный куб, определив ему почётную роль – свидетельствовать потомкам о событии, которое здесь произошло. На гранях памятника развёрнутая информация.
Знаковой победой воинов-железнодорожников, пробивающих сквозь вековую, местами непроходимую тайгу, была прокладка первой, ещё не совсем совершенной, автомобильной дороги. Прорубили просеку, выровняли рельеф местности и засыпали многочисленные болотистые участки, чтобы могла пройти на БАМ машина. До этого автомобили с грузом оседали в плывунах, тонули в реках, засасывались трясиной. Не всегда выручали и зимники. В 60-градусные холода, когда на морозе гаснет сигарета, крошится резина и лопается металл, водители в таёжных дебрях могли рассчитывать только на свои силы и мастерство. Недаром же в 1974 году на станции Дипкун был установлен на пьедестал ГАЗ-66 с надписью: «Этот автомобиль первым прошёл через мари к месту дислокации части».
За годы строительства таёжной магистрали появилось немало памятных мест, непосредственно связанных с именем Виктора Мирошниченко. Оно присвоено железнодорожному разъезду Тунгала, школам, улицам. В столице БАМа Тынде, в посёлке Алонка и других населённых пунктах установлены памятники Герою.
Простор для свершений
О том, как чтут память о нём современные воины-железнодорожники, рассказал командир соединения полковник Константин М. Кстати, напомним, что в марте этого года на БАМ был передислоцирован один из батальонов для выполнения задач по реконструкции действующего пути и восстановлению притрассовой автодороги. Благодаря заблаговременной и тщательной подготовке специалистов и техники личный состав быстро приступил к производству работ.
Первые успехи пришли ещё весной. За летний период удалось существенно нарастить темпы производства и с большим опережением графика закончить плановые объёмы к середине осени. Батальон, фактически, выполнил годовое задание. Достижениям коллектива дал высокую оценку в интервью для СМИ начальник Главного управления Железнодорожных войск генерал-лейтенант Олег Косенков. И отметим также, что свои трудовые успехи коллектив приурочил к 81-й годовщине подвига Виктора Мирошниченко.
Воспитанию военнослужащих на примере фронтовиков здесь придаётся особое внимание. Взять, например, военно-патриотическое движение. Уроки мужества, посещение мест боевой славы, кинофестивали по теме Великой Отечественной войны, встречи с участниками военных действий в Афганистане, на Северном Кавказе. А теперь не редкость увидеть в гостях у солдат стальных магистралей военнослужащих, отличившихся в ходе СВО на Украине. Вся страна могла оценить трудовую доблесть личного состава подразделений ЖДВ, находящихся на территории Донбасса. Помощь военных железнодорожников в восстановлении разрушенных националистами участков пути неоценима. Приобретённый ими опыт берётся на вооружение, а личный пример мужества и отваги людей, прошедших испытание в боевых условиях, активно используется в воспитательных целях.
И снова вернёмся на БАМ. Батальон, прибывший сюда в начале весны, уже наработал практику военно-патриотического воспитания с учётом местных условий и возможностей. Это только безынициативным может показаться, что кругом тайга, и поэтому для каких-то заметных свершений нет простора. После передислокации батальона на БАМ, заместитель командира соединения подполковник Денис М. в числе первоочередных задач счёл необходимым наладить связь с административными органами населённых пунктов. А дальше удалось подключить к взаимодействию офицеров штаба и подразделений. Ощущение замкнутости уже не было столь острым, как в начале.
Обмен опытом выживания в нелёгких таёжных условиях, взаимопомощь стали постоянно действующим деловым фактором. Сначала в трудовой сфере. Но постепенно жизнь в широком смысле слова обретала всё большее наполнение. Устанавливали контакты с учащейся и призывной молодёжью. Провели совместные воскресники. По субботам личный состав осуществлял работы на объектах, поэтому общественно-полезными делами занимались в выходные дни. Совместными усилиями удалось сделать многое накануне Дня Победы по облагораживанию мест захоронения участников Великой Отечественной войны, приведению в порядок стел, памятных знаков, различных ограждений.
В этот же период военнослужащие часто выступали в школах. Проводили чтения, посвящённые Герою Советского Союза Виктору Мирошниченко. Рассказывали о его жизни и подвиге. Доводили до слушателей развёрнутую информацию о предназначении Железнодорожных войск, их вкладе в достижении Победы над немецко-фашистскими захватчиками.
Узнала молодёжь и о том, как строился БАМ, кто такие первопроходцы, почему их труд называют подвигом. Как следствие, в учебных заведениях стали появляться тематические уголки, повествующие о Викторе Мирошниченко и необычных войсках, которые ведут по всей стране стальные магистрали. Заметим, у многих ребят появился интерес к профессии, некоторые уже изъявили желание поступить в высшее учебное заведение ЖДВ и стать офицерами. И ещё один факт из этого же ряда. Есть теперь и юнармейские отряды имени Виктора Мирошниченко.
Было уже сказано, что за время строительства БАМа на трассе, особенно на её восточной части, появилось много памятных мест. Некоторым уже десятки лет. Они требуют ухода. Личный состав батальона в районе дислокации взял эти заботы на себя. Известно также, что и другие части ЖДВ, участвующие в реконструкции трассы века, не стоят в стороне. Обустраивают, содержат в порядке всё то, что несёт информацию будущим поколениям о совершённом здесь подвиге.
Когда подполковник Денис М. убыл с БАМа к месту постоянной службы, его начинания по плану военно-патриотической работы с личным составом и среди гражданской молодёжи успешно продолжил заместитель командира батальона майор Юрий Б. Состояние морально-боевого духа личного состава поддерживается на высоком уровне.
Кто ищет, тот всегда найдёт
С момента, когда появилась информация о предстоящем открытии памятника Виктору Мирошниченко и Аллеи Героев, мне не давал покоя вопрос: «Как отважились военные железнодорожники соединения замахнуться на такой проект?». Цель задумки, безусловно, благородная. Больше того, это новые возможности повысить эффективность военно-политической работы с личным составом и патриотического воспитания призывной молодёжи. Но где взять ресурсы? Дело дорогостоящее. Спросить об этом подполковника Дениса М. я не решился. Однако он употребил в нашем разговоре фразу: «Кроме самой идеи, ничего не было. Но в итоге всё получилось. Помог, уже имеющийся у меня опыт».
Интригующе прозвучало и я спросил:
– Опытом не поделитесь? Может, другим тоже пригодится.
– С большой охотой открою секрет, которого не существует, – ответил мой собеседник.
Оказалось, когда он служил в мотострелковом соединении, ему выпал случай побывать в Студии военных художников имени М.Б. Грекова. От увиденного, как он сам признаётся, глаза разбежались. Всевозможные скульптурные композиции, памятники, обелиски… В натуральную величину и в уменьшенном масштабе. Именно в этой захватывающей воображение обстановке давно вынашиваемая Денисом Сергеевичем идея создать в части Аллею Героев, овладела им окончательно. Он ещё не знал, как её осуществить, а поэтому поделился своей мечтой со скульпторами и попросил у них совета.
Гость, определённо вызвал к себе уважение мастеров. С интересом они выслушали историю боевого пути соединения, вырастившего в годы Великой Отечественной войны несколько Героев Советского Союза. Грековцы пообещали в ответ подумать, как помочь. При этом сразу и обнадёжили, попросив фотографии доблестных сыновей, прославивших свою часть подвигами. Обрадованный и воодушевлённый, Денис Сергеевич явился с доброй вестью на доклад к командиру и получил полную поддержку.
Куй железо, пока горячо, гласит русская пословица. Фотографии и краткие биографические данные Героев вместе с сопроводительным письмом командира вскоре выслали в Студию. Волновались, пока ждали ответ. И вот окрыляющая новость: мастера приняли решение изготовить скульптурные изображения безвозмездно!
Аллея Героев существует уже несколько лет. Она стала эпицентром многих патриотических акций, проводимых на базе мотострелкового соединения.
Я невольно спросил:
– Так вы что же, выходит, решили повторить этот опыт и в железнодорожных войсках?
– Да, – ответил он. – А иначе я не мог поступить. Почувствовал вдруг, что просто обязан это сделать. Волею судеб оказавшись в Железнодорожных войсках, стал изучать их 170-летнюю историю, роль и значение в системе обороноспособности страны.
Как сказал собеседник, его внимание привлекла летопись боевых действий Великой Отечественной войны.
– Вы только представьте себе, – восхитился он – каков вклад войск в дело Великой Победы. За четыре года они восстановили около 117 тысяч километров путей. Минёрами-железнодорожниками изъято и обезврежено более двух миллионов мин и фугасов. Когда я в деталях узнал о бессмертном подвиге сержанта Виктора Мирошниченко, меня не покидала мысль о памятнике ему. Какой моральной силы человек!
С конкретным предложением он обратился к командиру полковнику Константину М. Тот поддержал идею заместителя.
После предварительного звонка отправили описание подвига Героя Советского Союза сержанта Виктора Мирошниченко и фотографию. Откликнулся скульптор Алексей Чебаненко.
«Подвиг воина-железнодорожника глубоко меня тронул, – сообщил мастер. – Готов работать с жаром в сердце. Люди должны знать Героя и видеть его светлый образ».
Всё сбылось. Памятник встаёт перед взором, как только оказываешься на территории части. Военнослужащие ему отдают честь. Сугубо гражданские лица задерживают свой взгляд и на минуту останавливаются в поклоне.
А как удалось осуществить замысел относительно Аллеи Героев? Проект ещё не завершён. Установлены бюсты Маршалам Советского Союза Г.К. Жукову и К.К. Рокоссовскому, на очереди – Маршалу Советского Союза И.С. Коневу и генерал-полковнику П.А. Кабанову, много лет руководившему Железнодорожными войсками.
Рассказывая об этом, подполковник Денис М. заметил:
– Только это была не Студия военных художников имени Грекова. С подачи доброго человека мне пришлось стучаться в другие двери. Сообщаю адрес: проект «Аллея российской славы». Есть, оказывается, такая организация. А занимается она непосредственно установкой бюстов, скульптур и памятников. Была бы воля, а компьютер нужные двери укажет. Удачи всем, кто пожелает ими воспользоваться.
Как у Вечного огня
– Прошли всего недели после открытия нашего места поклонения Героям Отечества, – сказал, завершая свой рассказ, Денис Сергеевич, – а сколько уже произошло знаковых событий. В буквальном смысле, как у Вечного огня. Отсюда провожали убывающих на восстановление железнодорожного участка в Донбасс. Здесь от имени Родины вручали награды вернувшимся после выполнения государственного поручения. На месте поклонения Героям прошёл и праздник – День рождения части.
А юнармейцы нового пополнения отряда, над которым мы держим шефство, приняли недавно присягу. Произошло уже и рождение ещё одной традиции. Еженедельно проводим общий развод, что заряжает личный состав особой энергией, поднимает дух.
Военнослужащие, со слов заместителя командира соединения, нередко сравнивают происходящее на Аллее Героев с днём открытия памятника Виктору Мирошниченко. А почему? Тогда они испытали сильные эмоциональные чувства. Столь велико было воздействие торжественной церемонии. Многие впервые стали свидетелями такого события.
Глубоко в память врезались слова помощника командира соединения по работе с верующими военнослужащими. Он говорил о святом подвиге сержанта Мирошниченко и о том, что святость живёт вечно. А кто чтит её, храним Богом.
Вспоминали слова батюшки, и когда провожали сослуживцев на Донбасс: Божьего вам покровительства, товарищи, и возвращайтесь с Победой!
Полковник в отставке Лев МЕДВЕДЕВ,
обозреватель «На страже Родины»
Фото из архива воинской части
Цитата:
НАВЕЧНО В СТРОЮ
В начале октября 1941 года немецко-фашистские войска вышли на рубеж реки Снопоть в районе железнодорожного моста. Здесь, на заграждении участка Рославль – Фаянсовая, стоял 76-й путевой батальон.
По заданию командования личный состав выводил из строя станционные сооружения, линии связи, объекты водоснабжения. Подрывной команде, возглавляемой сержантом Виктором Мирошниченко, было поручено подготовить мост к взрыву. Лишить противника возможности быстро преодолеть водную преграду – значит сорвать его планы на наступление. Наши войска получали выигрыш во времени.
Минёры-железнодорожники быстро установили заряд и надёжно укрылись в прибрежном кустарнике. Вскоре послышался отдалённый гул танковых моторов. Противник приближался. И вот его первые боевые машины достигли противоположного берега Снопоти. Они остановились неподалёку от моста, ожидая в нерешительности подхода своей пехоты. Она подоспела на нескольких грузовиках. Спешившись, немецкие автоматчики устремились вперёд. Уже видны их разгорячённые лица. Буквально сотня метров разделяет затаившихся минёров и пехоту противника, за которой, скрежеща гусеницами, вползали на мост танки со зловещими крестами.
Напряжённо ожидавший максимального скопления живой силы и техники врага, сержант Виктор Мирошниченко крутнул ручку взрывной машинки. Но заряд не сработал. Электровзрывную сеть могла перебить пуля. Оставалась единственная возможность выполнить боевой приказ ценой жизни. И сержант принимает такое решение. Надо только подобраться к снаряду и поджечь.
Не медля ни секунды, Мирошниченко бросился из укрытия к мосту. По откосам сразу зацокали пули. Одна мгновенно его ранила. Виктор с трудом продолжал ползти. Вот он у цели… Над рекой грянул сотрясающий округу взрыв. Огненный смерч взметнул вверх обломки ферм, мостовых опор. С грохотом рухнув в реку, они унесли с собой технику и живую силу врага. Десятки гитлеровцев нашли здесь свой бесславный конец. Лишённый переправы противник потерял способность к активным наступательным действиям на значительном участке фронта.
Указом Президиума Верховного Совета СССР сержанту Виктору Петровичу Мирошниченко было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.