Центральными героями одного из самых знаменитых произведений жанра фэнтези английского писателя Дж. Толкина «Властелин колец» являются хоббиты (Hobbits – живущие в норах) - вымышленная человекоподобная раса, один из незаметных и древних народов Средиземья. Отличительная особенность хоббитов – невысокий рост (120 см), из-за чего их иногда презрительно называли полуросликами.
Однако этот недостаток вполне компенсировался другими достоинствами. Хоббиты обладали прекрасным глазомером и координацией движений, из-за чего безошибочно попадали в цель любым метательным оружием, от камня до лука.
Кроме хоббитов были и иные низкорослые персонажи. Например, длиннобородые гномы – великие мастера по работе с металлом и камнем. Гномы являлись коренастыми существами с широкой грудью, сильными и выносливыми, неподвластными большинству болезней и крепостью подобные камню. Они переносили тяжёлый труд, голод и телесные раны лучше всех иных народов, одарённых речью.
****
Единственными критериями отбора рекрут в Русскую Императорскую армию, вносимые в формулярные списки, были рост и объём груди. Для войск Гвардии, правда, существовал ещё один, правда весьма расплывчатый – «благообразие», подразумевавший «красивую наружность» (в общем, чтоб на лицо не урод).
Почему-то считалось, что малорослики не обладают достаточной силой для владения штыком и не способны поднимать тяжести. В Российской Империи небольшим ростом отличались восточные инородцы, а также жители северных губерний.
3-го августа 1851 года председатель Казённой Палаты Олонецкой губернии статский советник Аркадий Андреевский представил доклад на имя Военного Министра, в котором обозначил существующую в подведомственной ему губернии проблему, напрямую связанную с набором необходимого количества людей в армию.
«… Из имеющихся в Ревизском отделении Олонецкой Казённой Палаты сведений видно, что во время производства 9-го частного набора в Олонецкой губернии Рекрутскими Присутствиями забраковано было представленных к приёму в рекрут 173 чел., в т.ч. значительная часть (74) относится к неуказному росту.
А как весьма многие очередные семейства, имея у себя с таковым ростом членов семьи от 20 до 24 лет от роду, совершенно здорового и крепкого телосложения, не могущих поступать в военную службу только за не малозначительным недостатком до определённого роста, лишаются чрез отдачу в службу самых полезных и необходимых в хозяйстве других семьянинов, и чрез это, наконец, в совершенное приходят расстройство…» .
Малорослые же (и их потомки) в силу этого «малозначительного недостатка» имеют весьма существенную привилегию, которая выражается в «вечном освобождении» от военной службы:
«… Напротив же, другие очередные семейства, даже многорабочие, вовсе не имеют у себя способных к службе членов, кроме подобных вышеозначенных по летам и росту семьянинов, навсегда чрез это избегают рекрутства, ко вреду и обременению малорабочих семейств…» .
Для решения подобной несправедливости Андреевский предлагал сделать для жителей Олонецкой губернии исключение:
«… для ограждения первых семейств от расстройства при отправлении рекрутской повинности, и уравнения с ними в оной последних, избегающих сей повинности только за малорослостью членов своих необходимо бы допустить в Олонецкой губернии приём в рекруты людей, имеющих от 20 до 24-х лет от роду исключительно впрочем по наборам, ростом в 2 аршина 3 вершка, с назначением во Флот…» .
Председатель Казённой Палаты отмечал, что местные жители сызмальства приучены к морскому и речному делу, а их физическое развитие обусловлено историческими причинами:
«… у жителей Северных губерний, как из опыта видно, физические силы и способности развиваются и созревают позже, нежели в губерниях Средних и Южных, притом же большая часть жителей Олонецкой губернии с малолетства свыклись с судоходством, живя вокруг озёр, так что они с особенной пользой могли бы служить во флоте и многие из них служат в Северо-Американской Компании, не иначе как по дознанию их способностей к судоходству…» .
****
То, что война забирает лучших, наверное, спорить не приходится. Сюда можно отнести и атлетически сложенных красавцев и прочих осанистых молодцов. Давно уже ведутся разговоры о том, что в кровавых бойнях гибнет генофонд нации.
В России длительное время малый рост был существенной гарантией от непризыва с парадоксальной логикой - как бы ни был силён при этом такой удалец, но видеть его в строю генералы не хотели. Такой коротыш портил общий вид!
О проблеме заговорили только тогда, когда почувствовали, что должностные лица некоторых регионов Империи почувствовали над собой угрозу наказания из-за срыва «государственного плана» (поставки «живого товара»). Поначалу робко, а потом всё сильнее стали раздаваться голоса о необходимости изменений законодательства. Словно очнувшись, власти вспомнили, что и у низкорослых также есть свои преимущества.
В общем, мораль такова: приземистые и кряжистые были в определённых обстоятельствах ничуть не хуже высоких да статных (а, может быть, даже и лучше). Поэтому игнорировать таких персонажей было негоже.
Тем не менее, людей с малым ростом не очень любили. Считалось, что они обладают склочным и взрывным характером. Стремление компенсировать недостаток в росте приводило к различным конфликтам, поэтому в народе бытовали поговорки «мал клоп, да вонюч» и «чем ближе голова к заднице, тем она говнистей».