В этой статье поведаю вам о своем мнении на счёт программных решений по ip телефонии и тем самым получится Топ рейтинг от человека, который для себя перелопатил кучу решений в поисках простого, легко настраиваемого, а главное надёжного продукта для малого и среднего бизнеса.
С ip телефонией работаю более 10 лет и за это время повидал множество решений, как программных так и аппаратных. Изначально начинал с Kerio Operator естественно патченной, жаль что компанию купили, хорошие были appliance решения. А также хорошо себя зарекомендовали АТС от Grandstream UCM, мне вообще нравятся продукты этой компании, считаю их хорошим соотношением цены и качества, но когда средства позволяют конечно Eltex вне конкуренции, но сейчас пойдёт речь о бесплатных программных решениях.
Топ 5 решений программных sip АТС:
1) МикоPBX - отечественный read-only дистрибутив для ip телефонии с хорошей техподдержкой, документацией и форумом. Проект давно существует и прекрасно себя зарекомендовал. В своё время у IDECO была своя АТС платная более 40 пользователей, проект не пошёл и его если не ошибаюсь свернули, хотя были варианты:
- Пойти по пути МикоPBX, когда АТС бесплатна, а клиент платит за модули интеграции.
- Увести платное лицензирование в сторону среднего и крупного бизнеса от 200номеров, тем самым повысив привлекательность системы.
- Развернуть комьюнити в сторону OpenSource, осуществляя платную техподдержку и в придачу делая аппаратно-программные решения.
Вернёмся к МикоPBX, которая пошла верным путём и всё сделала правильно:
- Свой легковесный Live-CD дистрибутив.
- Дистрибутив устанавливается в режиме read-only, всё что правится на отдельном разделе, что есть правильно - принцип чем то напоминает Docker контейнер.
- Полностью бесплатное решение
- Удобный и адаптированный для бабушек web интерфейс.
- Установка в несколько кликов мышкой.
- Можно объединять между собой АТС.
- Минимальные системные требования. Эту малышку в развёрнутом и настроенном виде забэкапил и размер составил всего 185МБ
- Приличный и самый необходимый функционал, так как нет необходимости в реализации того, что в 9 из 10 случаев не используется.
- Зарабатывают на плагинах интеграции с 1с и прочими приложениями.
Разработчики действительно молодцы, моё мнение такие компании должны быть на особом счету у государства ибо развивают стратегически важные решения полного цикла.
У меня есть отдельная статья по этой АТС.
2) Asterisk это самое популярное в мире решение для организации ip телефонии. Мое мнение такое, что лучше всего научиться настраивать его в ручную с помощью конфигурационных файлов, при этом решение можно использовать в Docker или LXC контейнере и образ системы будет максимально лёгким от 200МБ на диске и расходом памяти от 50МБ.
В крайнем случае, если конфиги вам тяжело даются, можно сверху установить родной gui, но поверьте мне пару раз настроите, руки сами так и будут тянуться к файлам и консоли, вопрос привычки.
3) FreePBX - это самая популярная OpenSource панель управления сервером Asterisk с достаточно большими возможностями, разработчики которой в плане релизов не успевают за версиями Asterisk. Достаточно долго использовал и рекомендую использовать готовый дистрибутив на сайте разработчиков и не заниматься само сбором, а если всё таки собрали решение, то перед обновлением компонентов системы обязательный полный бэкап, ибо что-то где-нибудь может отъехать, не забывайте вы обслуживаете целый самосборный комбайн с огромным количеством пакетно зависимых сборок. В целом хорошее решение для небольших решений.
4) FreeSwitch это популярное альтернативное Asterisk решение рассчитанное в первую очередь на профессионалов в плане ip телефонии и высоконагруженные решения с большим количеством абонентов. Приходилось тестить данное решение, но в продакшене на конфигах не использовал, решение актуально для средних и крупных компаний, а также провайдеров услуг связи.
5) FusionPBX - это web панель управления для FreeSwitch, с огромными возможностями и лёгкой инсталляцией, приходилось устанавливать и тестировать в работе и мне понравилось решение, считаю его достойным аналогом FreePBX. При возможности реализую его в каком нибудь небольшом проекте. Если вам нужен колл-центр, с хорошей аналитикой это решение то, что доктор прописал. Кого заинтересовал проект, у меня есть статья обзор на это решение.
Вывод
Первое, что хотелось бы озвучить, если выбирать между отечественным решением и импортным, конечно своё ближе, тем более, что по качеству и функционалу оно не чем не хуже.
Второй момент, чем меньше модулей в системе тем она надёжнее однозначно, поэтому сначала в списке идут голые решения, а следом их производные с комбайном на борту.
Из всех 5-ти решений, у меня в планах использовать 3:
- МикоPBX в небольших простых проектах до 100 абонентов, где людям нужно простое и доступное решение без лишних функций.
- Также делать реализации на Asterisk без наворотов, где потребуется, если буду не один эксплуатировать навешивать родной web интерфейс.
- Там где нужен колл-центр и сложные конфигурации буду использовать FusionPBX.