По данным обнародованного недавно рейтинга журнала The Economist, инфляция в Петербурге в этом году значительно опережает московскую. "Согласно нашему обзору цен, инфляция в Москве сейчас составляет 17,1% в годовом исчислении в местной валюте, а в Санкт–Петербурге она достигла 19,4%. Контроль капитала, подавление импорта и перевод европейских платежей за газ в рубли поддерживает стоимость местной валюты. Между тем местные цены выросли из–за западных санкций", — отмечают исследователи. В связи с этим Петербург поднялся в рейтинге самых дорогих городов мира сразу на 70 позиций, что составляет самый значительный прирост в мире после Москвы.
Хотя, по данным The Economist, жизнь в Москве всё же обходится дороже, однако ряд других исследований показывает, что Петербург уже обгоняет столицу в этом отношении. В частности, по данным международной базы данных Numbeo, Северная столица вышла вперёд с середины 2022 года, так что в сводном рейтинге Москва заняла 287–е место, а Петербург — 279–е.
От борща до метро
В свою очередь, "Ромир" в ноябре обнародовал исследование стоимости базовой продовольственной корзины. "Из рассмотренных городов наиболее высокие цены на продукты по исследуемым сетям зафиксированы в Санкт–Петербурге", — говорится там. В Петербурге средняя стоимость корзины составила 4082 рубля, в Москве — 4047 рублей. В онлайн–проекте "Индекс борща" (который сравнивает стоимость продуктов для приготовления известного блюда) Петербург опережает Москву с августа. В декабре — на пять позиций.
Чуть ранее, в июле, были обнародованы данные сервиса "Суточно.ру", по которым Петербург существенно обогнал Москву по стоимости кратковременной аренды жилья (4020 рублей в сутки против 3725) и, таким образом, стал значительно дороже для туристов.
Бросается в глаза и разница стоимости проезда в общественном транспорте. Если отбросить всевозможные льготы, то разовая поездка в метро в Москве обойдётся в 61 рубль, а в Петербурге — в 65 рублей. Если говорить про наземный транспорт, то в Москве это будет тот же 61 рубль за одну поездку, в Петербурге — 60 рублей. Единый проездной на месяц москвичу обойдётся в 2360 рублей, петербуржцу — в 3385 рублей.
Если сравнить наиболее популярные у горожан двух столиц платёжные системы "Тройка" и "Подорожник", то стоимость проезда в метро составит 46 и 45 рублей соответственно. Петербуржцы тут выигрывают, есть у них и ещё варианты сэкономить. Однако, если учесть размеры метрополитена в двух городах, выгода как–то теряется. Подземка Москвы насчитывает 241 станцию, Петербурга — 72 станции. Плюс за те же 46 рублей в течение 90 минут москвичи могут воспользоваться не только метро, но и МЦД (Московский центральный диаметр, по сути новое наземное метро), а это огромная сеть.
Лучше едешь — дальше будешь
Член правления Ассоциации транспортных инженеров Андрей Горев объясняет, что эффективность транспортного обслуживания напрямую зависит от качества функционирования экономики города в целом.
"Транспорт формирует определённые затраты. Городские власти определяют транспортную политику и для её реализации (стимулирование спроса на общественный транспорт) стремятся определять минимальный тариф в соответствии с бюджетными возможностями покрыть разницу между объёмом выручки и затратами перевозчика. Для снижения этой разницы и, следовательно, возможности минимизировать тариф наиболее эффективный путь — снижение эксплуатационных затрат перевозчика и повышение выручки за счёт повышения объёмов перевозки", — поясняет эксперт.
На этом пути, по его словам, и находится Москва — организуются выделенные полосы, шлюзы для быстрого проезда перекрёстков, приоритет светофорного регулирования. Поездка без задержек привлекает население. Повышается объём перевозок, и транспорт за смену делает больше рейсов. Работает, а не стоит в заторах.
"В нашем городе нечего вспомнить из мероприятий для снижения затрат перевозчиков. Скорость движения только падает. Условно, в Москве автобус делает за смену 10 рейсов, а у нас семь — есть разница в затратах? Укоренилась традиция каждый год повышать тариф, ссылаясь на возросшие затраты перевозчиков. Вот и результат. В метро сказывается отсутствие нормальных планов его эффективного развития, увязанных с повышением экономической эффективности. Непрерывное продление существующих линий не увеличивает объём перевозки (те же пассажиры просто раньше садятся в метро), но зато увеличивает затраты — везти надо дальше", — говорит Андрей Горев.
Глобальные причины
По официальным данным Росстата, индексы потребительских цен в Петербурге в октябре немного опережают московские в процентах к предыдущему месяцу (это касается цен на продовольственные и непродовольственные товары). По итогам прошлого, 2021 года, инфляция в Петербурге составила 8,7%, в Москве — 7,1%.
По официальным данным Центробанка РФ, по итогам октября нынешнего года инфляция в Петербурге составила 12,6%. В Москве — 12,5%. При этом она замедлилась. "Заметнее всего замедлился рост цен на продовольственные товары… В этом году значительно вырос урожай в сельскохозяйственных регионах. Благодаря росту предложения в октябре в Петербурге дешевле, чем год назад, стали огурцы, продолжили снижаться цены на помидоры и картофель", — говорилось в отчёте ЦБ РФ.
Вместе с тем, по мнению некоторых экономистов, в связи с последними событиями и глобальной переориентацией страны на восток значение Петербурга в целом снижается. Получается, что капитал уходит из города, а цены растут. И этот процесс, скорее всего, будет продолжаться (см. комментарий Дмитрия Прокофьева).
Возможно, именно из–за этого Петербург не вошёл даже в тройку рейтинга российских городов с самым высоким уровнем жизни, который подготовил Финансовый университет при правительстве РФ. В этом списке по итогу 2022 года Северная столица занимает только четвёртую строчку после Москвы, Сочи и Грозного.
На что жалуемся?
Индекс качества жизни рассчитывается на основании данных социологического мониторинга настроений населения, проводимого среди жителей городов с населением более 250 тыс. человек. Для мониторинга, в частности, были выбраны такие направления, как уровень материального благополучия, проявлением которого является потребительская активность, качество медицинского обслуживания населения, доступность недвижимости (способность жителей города купить квартиру или дом), качество работы учреждений среднего и высшего образования, работа учреждений ЖКХ, состояние дорожного хозяйства и работа общественного транспорта, и другие.
Если сравнивать Петербург и Москву, то петербуржцы хуже, чем москвичи, оценивают медицинское обслуживание, дорожное хозяйство, доступность для себя недвижимости и уровень материального благополучия. Последнее подтверждается и цифрами. Так, по словам руководителя пресс–службы hh.ru Северо–Запад Марии Бузуновой, на данный момент медианная зарплата в Петербурге достигает 64 600 рублей, что на 21%, или 13 390 рублей, меньше, чем средняя зарплата москвича в декабре этого года. Сейчас медианная зарплата петербуржца в целом соответствует зарплате москвича в 2020 году. Авторы исследования уровня жизни в городах выделили для каждого города основные проблемы. Для Петербурга на первое место вышла проблема низкой готовности горожан к переезду на новое место жительства. Среди больных точек также состояние дорожного хозяйства, работа ЖКХ, доступность недвижимости и условия для ведения бизнеса.
Можно подумать, что раз Москва больше, богаче и более развита, там и жить будет дороже. А зарплаты будут ниже (ведь раз все стремятся в Москву, там должна быть и большая конкуренция за рабочие места). А оказывается, всё наоборот. Это Петербург самый дорогой город, притом что зарплаты в нём оставляют желать лучшего. Подобную зависимость выявил ещё в середине XIX века замечательный американский экономист Генри Кэри, советник Линкольна. Изучая восточное побережье США, Кэри установил, что чем больше в городе сосредоточено капиталов, тем выше доля зарплат в каждом долларе стоимости продукта. То есть там, где большой капитал, есть спрос на труд и предприниматели конкурируют за работника. Сколько бы людей ни ехало в Москву с её колоссальным капиталом, конкуренция между предпринимателями за работника всё равно выше. А поскольку конкуренция велика и желающих предложить свои товары высокооплачиваемым работникам довольно много, то в среднем цены оказываются чуть–чуть ниже. Условно говоря, в таком городе, как Москва, где сконцентрирован максимум капитала со всей страны, человеку приходится работать меньшее количество времени, чтобы купить аналогичный объём товаров, чем в любом другом городе. Из Петербурга же капитал уходит. Когда страна смотрит на Запад, Петербург в фокусе внимания. Когда страна смотрит на Юг и на Восток, то Петербург оказывается где–то сзади, и он, в общем, не очень капиталу и интересен.
В советское время проезд в метро стоил 5 копеек. На трамвае и троллейбусе — ещё дешевле. А батон стоил 13–25 копеек, то есть за эти деньги можно было 3–5 раз проехаться в метро. Сейчас такой же батон стоит примерно рублей сорок, то есть в 1,5 раза дешевле, чем одна поездка. Структура цен стала совершенно другой. Это неправильно, но разобраться в этом сложно. Ведь метрополитены не являются публичными организациями, которые публикуют отчётность. Если говорить о разовом тарифе, то, по сути, он для туристов. Горожане столько не платят. Если же сравнить размеры метрополитенов в двух городах, то в Петербурге тарифы, конечно, немного завышены по сравнению с московскими.
Что касается нашей профессии: там, где я сталкивался, наверное, цены на работы были у москвичей всё–таки несколько повыше, чем у нас здесь. Но я бы сказал, что это сильно зависит от личностного фактора и статуса как заказчика, так и проектировщика. Тут нет прямой корреляции с местом прописки. Деньги, за которые проектирует топовая мастерская вроде мастерской Никиты Явейна, могут быть выше, чем деньги большинства мастерских Москвы, которым не заказывают проекты такого уровня. Хотя это тоже зависит от заказчика и от проекта. По своему опыту скажу, что у нас всё очень гибко в нашей профессии.
https://www.dp.ru/a/2022/12/09/Bednie_rodstvenniki?from=dzen-news