Существуют на свете сказки, в которых зашифрована перверсивная реальность патопсихологии. Хочу показать это на примере произведения замечательного датского сказочника Андерсена. История эта родом из тех веков, когда Европа еще была христианской, ее ценности - гуманистическими, а культура не утрачивала связи с божественным культом (а не сатанистским, как сейчас). Она имеет в качестве пролога сказку первую о злом тролле, который изготовил зеркало, переворачивающее реальность и подменяющее доброе на злое. Это зеркало представляет собой суперметафору перверсии психопата и нарцисса: оно поражает сердце (душу человека) и глаза (чувства и эмпатию) и заставляет все прекрасное превращаться в ужасное. В дальнейшем в этом же произведении мы видим и фигуру холодной матери (абсолютно совершенной королевы), и превращение живой детской души в мертвую (первичная травма), и рельефно перверсивное поведение, и жертвенность, и триангуляцию, и страдание. Гениальный сказочник фактически описал симптомы, причины и ролевые модели нарцисса и его жертвы, и все это более, чем за два века до появления медицинской диагностики этого недуга. Аналогичных и очень характерных персонажей можно разгадать практически в любой его сказке.
Эта сказка была экранизована в прекрасной полнометражном мультфильме и множестве театральных постановок. И мы, дети, всей душой впитывали эту историю о всепобеждающей любви, беспримерной верности и самопожертвовании простой девочки Герды, победившей ЗЛО.
Если разобрать треугольник между Гердой, Каем и Снежной Королевой, похитившей Кая и превратившей его в бесчувственного человека (точнее, в человека с депривацией чувств - у Кая заморожено сердце и зрение, символ всех чувств и эмпатии), то мы увидим классический треугольник "Жертва - злодей - спасатель", в котором мальчик жертва, королева (символически холодная и символически мертвая мать нарцисса) - злодейка, девочка - спасатель. Вот так еще в детстве эмпат усваивает паттерн спасателя и треугольника, которые потом заманят его в ловушку, если он не успеет стать взрослым раньше. Взрослым по уму и сознанию, я имею в виду, что конечно, же, у эмпата произойдет только после встречи со злом.
Читает ли эту сказку своему ребенку нарциссическая мать? Почему-то мне кажется, что нет, и не только потому что занята собой. И если ребенок с уже начавшимся процессом деформации личности видит подобный фильм, то он его если и впечатлит, то совсем иначе, чем ребенка-эмпата. Это косвенно подтверждается тем, что выросший человек-нарцисс будет любить совсем другие жанры, причем обычно не те, которые обращены к сложным и возвышенным эмоциям, а скорее те, которые порождают страх и ужас. Кстати, как считает С.Вакнин, одна из возможных причин нарциссической травмы у ребенка - это буквально мертвая мать, то есть физически пережитая смерть матери в детстве.
Но вернемся к сказкам. Самые лучшие чувства воспитывались и культивировались в нас и другими сказочными персонажами: Настенькой из Аленького цветочка, в которой тоже доминирует самопожертвование, героиней сказки "Морозко", сказки о мертвой царевне и других сказок, герои которых совершают подвиг силы беспримерной и обязательно получают свою награду, обычно в виде сказочной любви и счастья воссоединения с объектом, который ранее был недоступен или заколдован (волшебное преображение). Во всех этих случаях налицо наличие жертв, спасателей и злодеев.
Невозможно не видеть, что с помощью произведений, затрагивающий струны соереживания, воспитывались лучшие чувства и гуманистическое мировоззрение. Вот только есть в этом очень неприятная ловушка, которая сослужила дурную службу всем, кто любил и впитывал детской душой все эти сказки, как потом и фильмы с наивно-сентиментальным оттенком - эта ловушка называется хэппи энд. Счастливый конец, который в аналогичных ситуациях жизни обычно не наступает.
Однако значит ли это, что изначальная вера в справедливость это вредная иллюзия? Нет, если она появляется в рамках представления об идеале. Это нужно для целеполагания психически здоровому человеку. И в то же время человек должен вовремя успеть понять, что реальность далека от идеала. И желательно так, чтобы это происходило не через личную травму, а через позитивный когнитивный опыт, - возможно, через более реалистичное и трагедийное искусство..
Собственно, не всегда хэппи энд наступал и в сказках Андерсена, -так в сказке про девочку со спичками девочка замерзает. Так же, как мальчик в детском рассказе Достоевского "Мальчик у Христа на елке", являющемся фактически пересказом упомянутой сказки про девочку на российский лад.
Именно в этих двух сказках реальность предстает таковой, какая она есть, а не такой, какой ее хотел бы видеть эмпат. Именно такие произведения воспитают в ребенке эмпата, - но при этом вторые воспитывают в ребенке взрослого, а первые оставят его ребенком, если он еще ребенок психологически. Все подобные литературные произведения дети воспринимают еще в том возрасте, в котором не бывает критического восприятия.
Вот такое наблюдение о влиянии сказки, что, собственно, перекликается морфологией сказки по Проппу, и с некоторыми положениями архетипической концепции психологии.
Кстати, есть повод задуматься над одним фактом из биографии великого сказочника: все свое детство он претерпевал от других детей издевательства по поводу внешности. Говоря сегодняшним языком, был объектом буллинга. Некоторые даже считают, что его уход в жанр сказки именно с этим связан: он стал конструировать другую реальность чтобы справиться с настоящей. Я вижу в этом сублимацию, характер которой говорит о том, что реализовал ее суперэмпат. Согласны?
Если статья понравилась или же наоборот, прошу отразить ваши впечатления в комментариях и лайках.
Приглашаю вас также на свой телеграм-канал. Публикации блога и обсуждения также можно найти в группе ОК "Люди против психопатов" - подписывайтесь, будем общаться и там.. Если у вас есть вопросы личного характера, творчески предложения, или вас интересует арт-терапия и иные профессиональные вопросы, мне можно написать в личку в телеграм, вацап или просто позвонить 89528658651.