Найти в Дзене
Подвал Фрэнка

«Уэнсдэй» – слабый, но привлекательный сериал. Почему им все восхищаются?

Оглавление

Тим Бертон захотел «Гарри Поттера», но получилось что-то другое.

Сериал «Уэнсдэй» от Netflix – главный хит конца 2022 года. История девочки из семейки Аддамс побила рекорд стриминга по количеству насмотренных часов за неделю, обогнав четвертый сезон «Очень странных дел». А танец главной героини стал мощнейшим мемом. Гигантский успех.

И все логично. Знакомого персонажа переосмыслил не кто-нибудь, а гений лайт-готики Тим Бертон, для которого «Уэнсдэй» – еще и первая работа для стримингов. Но сам сериал оказался похож на тайтл из нулевых: с картонными злодеями, слабыми обманками и бюджетной графикой уровня фильма «Марс атакует!» Это заслуженный хит или все-таки оверхайп? Спойлер: все немного сложнее.

«Уэнсдэй» – «Гарри Поттер» от Тима Бертона

О чем сериал? Жуткая и безэмоциональная Уэнсдэй Аддамс оказывается слишком проблемной для обычной школы и чуть не убивает обидчиков своего брата Пагсли. Дело удается замять, но суд назначает Уэнсдэй занятия с психологом, а родители переводят ее в пансион Невермор, где учатся вампиры, оборотни, русалки и прочие создания, называемые изгоями. Но Уэнсдэй это не нравится: она слишком готическая и холодная даже для такой среды.

Серия кукол Monster High встречает «Гарри Поттера». У нас чудо-школа с секретными секциями, разные фракции учащихся и проблемная главная героиня, всегда попадающая в эпицентр странных событий. Тем более, в Джерико, ближайшем к Невермору городке, непонятная тварь регулярно убивает людей, а местный шериф подозревает кого-то из учащихся.

-2

Последнее обстоятельство особенно важно. Убийства и поиск монстра – сюжетный двигатель «Уэнсдэй», а «Гарри Поттером» нас просто дразнят. Как будто старина Тим обижается, что ему не дали поработать над франшизой. Из-за вайба подросткового детектива происходящее здесь напоминает скорее «Нэнси Дрю». Но с готкой в качестве главной героини.

«Уэнсдэй» выглядит как тайтл из нулевых

Практически все тут смотрится крайне дешево по современным меркам. В том числе культовые персонажи. Возьмем хотя бы старшее поколение семейки Аддамс. Мартишу играет Кэтрин Зета-Джонс, а Гомеса – Луис Гузман. Казалось бы, очень известные актеры. Но их костюмы и грим выглядят как пародия. Все дежурно и по старинке.

-3

И это в сериале от Тима Бертона, известного визуальными находками. Причем к Уэнсдэй Аддамс претензия не относится – Дженна Ортега в каждом кадре смотрится замечательно, но фоновые персонажи выполнены дешево.

Сложно сказать, почему вышло именно так. Возможно, Бертон отсылал к старым фильмам Барри Зонненфельда. В конце концов, одну из видных взрослых героинь здесь играет Кристина Риччи – актриса, исполнившая роль Уэнсдэй в старой «Семейке Аддамс». Но визуал, как ни странно, один из самых слабых элементов сериала. Обычно стриминги стараются давать картинку получше.

-4

То же касается и спецэффектов. Местный монстр мультяшный и пучеглазый, как будто мы смотрим старый «Скуби-Ду» или все тот же «Марс атакует!» 2002 год – максимум. Скорее всего, так и задумано: решалы из Netflix наверняка нашли бы нормальный бюджет под крупного режиссера. Но нельзя сказать, что дешевизна идет сериалу на пользу. Как раз наоборот: погружение в «Уэнсдэй» чаще всего нарушается стремным графонием.

В сериале смехотворный детектив

Опять же, «Нэнси Дрю». Современные авторы стараются по-новому работать с клише и не давать простых ответов. Сначала кажется, что и «Уэнсдэй» пытается запутать аудиторию, подкидывая слишком очевидных кандидатов на роль главного и неглавного злодея. Но нет, в конце ими оказываются именно те, на кого вы и думаете изначально.

-5

Но вы поймете это гораздо раньше, чем сценаристы прекратят делать вид, что у них припасена загадка века. И это ужасно раздражает. Тем более, некоторые персонажи в «Уэнсдэй» нужны, только чтобы отвлекать внимание зрителей. Проблема в том, что они делают это неумело.

Вы серьезно хотите, чтобы мы поверили, что парень, постоянно оказывающийся рядом с местом преступления, и есть монстр? Или что злодейка номер один – тетя с доступом к монстру, а не другая (более подозрительная) тетя без явной функции? Даже средненькие детективы научились работать с этим в сотни раз лучше.

-6

Да, иногда бывают истории, где по задумке авторов у зрителя больше информации, чем у персонажа. Но «Уэнсдэй» не артикулирует, что здесь именно тот случай. Несколько серий подряд приходится с постным лицом ждать, пока герои придут к нужным выводам. И да, в сериале есть линия с апокалиптическим уберзлодеем, которую тележат весь сезон, чтобы потом разобраться с антагонистом за 15 минут. Классика!

Если сравнить «Уэнсдэй» с любым сезоном «Очень странных дел», основной сюжет и побочные линии каждого из них окажутся сильнее сериала Бертона. Они написаны лучше как история. Они гораздо запутаннее в детективном смысле. И мир «Очень странных дел» тоже чувствуется консистентнее. В школе Невермор мы видим всего одного преподавателя, если не считать директрисы. Почему? Потому что остальные не участвуют в сюжете. И весь сериал состоит из таких простецких решений. Так зачем его смотрят?

Дженна Ортега сыграла гениально

К главной героине невозможно придраться. Дженна Ортега – подарок. Она и выглядит, и звучит, и двигается так, как мы и представляли подростковую версию Уэнсдэй Аддамс. За ней интересно наблюдать. К тому же актрисе приходилось передавать сложные эмоции персонажа, привыкшего не выражать никаких эмоций. И у нее это получилось.

-7

Неудивительно, что после «Уэнсдэй» соцсети Ортеги увеличились на десятки миллионов подписчиков. Она настоящая звезда сериала. И это тот случай, когда «Уэнсдэй» и Тим Бертон сделали что-то настолько хорошо, что моментами прощаешь все остальное. Главная героиня – топ. Не важно, что у нас тут загадка уровня детективного агентства «Лунтик» – можно просто следить за Дженной Ортегой и радоваться.

Не менее удачным кастом оказалась и Эмма Майерс, играющая Энид – девочку-оборотня, в комнату которой подселяют Уэнсдэй. Она полная противоположность главной героини и жизнерадостная блонда, одетая во все цвета радуги и передвигающаяся вприпрыжку. Энид – смесь Полумны Лавгуд из «Гарри Поттера» и Ханны Монтаны. Звучит как раздражающий типаж, но здесь это просто великолепно.

-8

Более того, Майерс удалось ненавязчиво передать собачье поведение в человеческом теле. И сериал даже не делает на этом акцентов. Никто не тыкает зрителю пальцем с криком: «Посмотрите, она ведет себя как щенок!» Жаль, что не все детали «Уэнсдэй» так же изящны.

Почему «Уэнсдэй» – большой хит?

Дело не только в удачной главной героине и магии Тима Бертона. При прочих равных этого бы не хватило. «Уэнсдэй» популярна потому, что сериал показал бережное обращение с культовым персонажем. Уэнсдэй Аддамс и без всяких переосмыслений занимает важное место в поп-культуре. И здесь ее раскрыли, не ломая старые представления.

-9

Пройдемся по менее успешным попыткам из самых разных жанров. «Тетрадь смерти» от Netflix? Отвратительно. Полное непонимание, что делало персонажей оригинального аниме и их конфликт интересным. «Оби-Ван» и другие камбэки героев «Звездных войн»? Все лучшее, что в них есть, осталось со времен Лукаса, а новые идеи только портили наследие.

Или, например, ремейк «Сабрины – маленькой ведьмы» из 2018 года. Тоже лайт-готика. Там, как и в случае с «Уэнсдэй», на главную роль нашли удачную актрису в лице Кирнан Шипки. Но «Леденящие душу приключения Сабрины» проигрывали по харизме старому сериалу с кукольным котом Салемом. А «Уэнсдэй» ничуть не хуже олдовой «Семейки Аддамс».

-10

Другая причина – банальная ностальгия. Она подпитывала изначальный интерес, а закос под нулевые давал дополнительное топливо. Дальше было достаточно проникнуться харизмой Дженны Ортеги, чтобы остаться с «Уэнсдэй» и досмотреть до конца.

Делает ли это «Уэнсдэй» сильным сериалом? Нет. Я не просто так привел в пример «Очень странные дела». Бертон хоть и смог обогнать сериал братьев Дафферов, но нет ни одной вещи, которую «Очень странные дела» не делали бы лучше, чем «Уэнсдэй». Визуал, сценарий, персонажи, диалоги, отсылки, цельная атмосфера, запоминающиеся сцены – назовите что угодно, и дочка Аддамсов все равно проиграет. Посоперничает разве что музыка Дэнни Эльфмана, но на этом все.

-11

В сумме «Уэнсдэй» – приятный экспириенс. Восемь эпизодов проглатываются и перевариваются так быстро, что от сериала тяжело отказаться. Это не самый изобретательный, полезный или разнообразный проект, но все еще лайтовое развлечение. Поэтому перед нами лучший необязательный сериал 2022 года. Хиленький и старомодный, но харизматичный и уютный.