Читаю очерки о композиторе Альфреде Шнитке. Я часто слушаю его музыку, захотелось познакомиться поближе. Оказалось, что у Шнитке была фирменная подпись, которую он наносил на все свои ноты. Эта подпись следующая: нотный такт с целой паузой, над которой расположен знак «фермато»; под тактом стоят три знака «форте» – фортиссимо. Словами это можно прочесть как «кричащая тишина».
Кричащая тишина. Как эти слова подходят к описанию музыки композитора! Знак «фермато» предписывает исполнителю увеличить длительность того, над чем он расположен. Значит, Шнитке хотел продлить паузу, продлить свою найденную тишину.
Я вспомнила подобное состояние, когда была «окутана» кричащей тишиной. Это бывало в горах, среди снежного безмолвия.
Композитор хочет продлить тишину. Для чего? Чтобы в ней расслышать то послание, которое изобразит на нотном стане. Чтобы научить нас тоже искать свою тишину, чтобы услышать.
Вот! Вот чего мне так сейчас не хватает! Тишины! Тишины, чтобы услышать себя, других, весь мир!
Тишины! Хочу тишины! Тишины как исцеления, как наполнения. Как того состояния, когда уходит суета. Тишина как Голос Безмолвия.
Как хочется услышать свое звучание! Да, оно мне может и не понравиться! Но тогда можно исправиться и зазвучать по-новому.
Вдохновленная Шнитке, ищу свою тишину, которой хочу звучать громко. Выбираю, над чем поставить в своей жизни знак «фермато», чтобы продлить это «звучание» подольше.
Ирина Тищенко