Найти тему
Глазами инженера

Авангардные дома в арбатских переулках

Конструктивисты, рационалисты и Константин Мельников

В 1920-30-е годы жилищный вопрос стоит в Москве не менее остро, чем до революции, и архитекторы подходят к его решению по-разному. Один из вариантов – рабочие поселки, которые строят на окраинах города. А в центре ведется точечная застройка, и в исторической ткани города возникают авангардные здания. Так и в буржуазном районе Арбата появляются дома, в которых архитекторы экспериментируют с пространством и материалами.

Дом РЖСКТ «Показательное строительство»

Адрес: Гоголевский бульвар, 8

Дом на Гоголевском – брат легендарного Дома Наркомфина. Его проектировала группа сотрудников секции типизации Стройкома под руководством Моисея Гинзбурга.

Комплекс состоит из трех корпусов, они немного отнесены от красной линии улицы и образуют внутренний двор. Один жилой корпус торцом обращен на бульвар, другой стоит вдоль Большого Знаменского переулка, третий (коммунальный) полностью выходит на бульвар.

-2

В облике и структуре дома проявлены принципы конструктивизма: свободные фасады без декора, горизонтальное ленточное остекление, плоская эксплуатируемая кровля (впоследствии она исчезла, так как один корпус надстроили на два этажа). Для архитекторов этого течения было важно обосновать функциональную целесообразность архитектурной формы. Они видели красоту в выявлении новых современных конструкций.

Колонна демонстрантов у дома на Гоголевском 1 мая 1932 года
Колонна демонстрантов у дома на Гоголевском 1 мая 1932 года

Как и Дом Наркомфина, дом РЖСКТ «Показательное строительство» был построен как жилой комплекс переходного типа. Моисей Гинзбург считал, что нельзя резко переселить людей в радикально новое жилье, нужно сначала их к этому подготовить: например, уменьшить личное пространство и создать больше общественных зон. В качестве таких переходных форм архитектор предлагал жилые ячейки, разные типы которых он разработал.

Дом на Гоголевском бульваре в 1933 году
Дом на Гоголевском бульваре в 1933 году

Наиболее эффективной оказалась ячейка типа F – квартира жилой площадью около 30 м². Дом с такими ячейками – это здание коридорного типа, но площадь, занимаемая коридором, не вычитается из жилой площади этажа. Коридор обслуживает два этажа и устраивается за счет понижения высоты вспомогательных помещений квартир и спального алькова. Каждая квартира имеет небольшую переднюю при входе, из которой лестница вниз или вверх вела в основную жилую часть высотой 3,5 или 3,2 м. Около окна устроена ниша с типовым кухонным элементом. Заниженная часть квартиры высотой 2,25 или 2,15 м включает спальную нишу и санузел.

Одна из ячеек дома. Фото AD Magazine
Одна из ячеек дома. Фото AD Magazine

В доме поселились очень многие архитекторы: Иван Леонидов, Михаил Снявский, Михаил Барщ, Игнатий Милинис, Андрей Буров и другие. В общественном корпусе дома изначально располагалась архитектурная мастерская.

Дом-трилистник в Сивцевом Вражке

Адрес: Сивцев Вражек, 15/25, стр. 1

Рационалисты и их лидер Николай Ладовский считали, что решающую роль в вопросах формообразования играет не материал и не конструкции, а пространство. Формула «Пространство, а не камень – материал архитектуры» стала главным принципом архитектуры рационалистов.

-6

Работой с пространством Ладовский занялся и при проектировании жилого здания, построенного в 1930-1932 годы в районе Арбата. В восьмиэтажном строении с внутренними двориками, составленном из трех корпусов, предусматривалось 168 квартир. В плане комплекс представляет «трилистник».

Строительство дома
Строительство дома

Здание стоит по красной линии переулка, часть комплекса опирается на ножки-опоры. Выразительность дому придают угловые балконы и вертикальное остекление лестничных пролетов.

Фото The Village
Фото The Village

Сложная форма здания образует внутренние дворы. В 1920-1930-е годы вопросам озеленения дворовых пространств уделялось большое внимание. Предполагалось, что общественная жизнь будет протекать не только в специальных помещениях, но и во дворах. Часто архитекторы старались за счет самой формы здания создает уютные пространства около дома, так здесь поступил и Ладовский.

Дом Константина Мельникова

Адрес: Кривоарбатский пер., 10

Дом Мельникова – это не просто одноквартирный жилой особняк, а дом-мастерская. Архитектор позиционировал его как опытно-показательную постройку и имея карт-бланш после проектирования саркофага для Ленина получил разрешение на строительство собственного коттеджа в центре Москвы.

-9

Дом представляет собой два разновысотных цилиндра, врезанных друг в друга на треть. Передняя поверхность цилиндра, обращенного к переулку, срезана и почти полностью застеклена. В остальной части дома окна имеют необычную шестиугольную форму. Это связано с особой кирпичной кладкой.

Константин Мельников со своей женой на строительстве дома
Константин Мельников со своей женой на строительстве дома

Кирпич положен так, что формирует некий каркас с шестиугольными просветами. Это позволило равномерно распределить напряжение по всей стене и исключить потребность в несущих столбах и перемычках. После завершения строительства часть просветов заложили, а часть оставили, превратив в окна, или стали использовать как ниши.

-11

В доме все было приспособлено для жизни конкретной семьи – архитектора с женой и двумя детьми школьного возраста. Повседневная жизнь протекала на первом этаже, все помещения которого связаны между собой широким коридором. Здесь расположены кухня, столовая, гардеробная и т.д.

Прихожая
Прихожая

На втором этаже находятся спальня и гостиная. Спальня предназначена только для сна, роли которого в жизни человека Мельников придавал особое значение. Через год после постройки дома, в 1930 году, в конкурсном проекте подмосковного городка отдыха «Зеленый город» он запроектировал специальные корпуса для лечения сном, назвав их «Сонная соната». Спальня в собственном доме была как бы экспериментальной лабораторией. Она была общей для всех членов семьи, кровати детей и родителей размещались на специальных подиумах и разделялись перегородками. Все пространство было выкрашено в медно-золотистый цвет.

Мастерская
Мастерская

На третьем этаже – двусветное пространство мастерской, освещенное 38 шестиугольными окошками. С антресольного балкона есть выход на террасу. Главная особенность мастерской в том, что за счет множества окон свет проходит в помещение с разных сторон и создает максимально бестеневое освещение.

* * *

Узнать подробнее об этих и других авангардных зданиях в арбатских переулках можно на нашей экскурсии «Жить по-новому».

Еще больше интересных архитектурных историй – на наших экскурсиях.

Подписывайтесь на наши соцсети: ВКонтакте, Телеграм, YouTube, Одноклассники.