Помню, попав впервые в Эрмитаж, я был до глубины души поражен большим, очень пышным, металлическим сооружением, в котором угадывались очертания гроба. Мне сказали, что это гробница Александра Невского, сделанная из серебра. Меня малость заклинило... то есть, произошел когнитивный диссонанс. Благородный князь Александр в развевающемся плаще и остроконечном шлеме, произносящий "кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет" в моем воображении никак не стыковался с этой гробницей, украшенной в изобилии завитушками и какими-то изображениями.
Я почему-то думал, что Александр Невский похоронен в более сдержанном и даже суровом антураже. Воин все-таки.
Подписывайтесь на интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий, а также Личное мнение о людях и событиях
Но что есть, то есть. Рака Александра Невского была создана в XVIII веке, когда в искусстве был в моде стиль барокко, и именно в этом стиле и сделано данное сооружение. На него ушло полторы тонны серебра. Комплекс был сооружен во времена царствования Елизаветы Петровны и характеризует ту эпоху, тяготевшую к демонстрации богатства, к пышности и вычурности. Эту гробницу называют выдающимся произведением искусства барокко, но я, если честно, не могу на нее смотреть без содрогания. Уж больно тут все слишком. Мой вкус бунтует.
Изначально гробница была поставлена в Троицком соборе Александро-Невской лавры. До того мощи Александра Невского хранились в храме Рождества Богородицы во Владимире. Как гласит летопись, в 1380 году останки были открыты, оказались, естесно, нетленными, и переложены в раку, которая стояла на виду.
В 1491 году в храме произошел пожар, и мощи сгорели. Казалось бы, и делу конец. Бывает. Но церкви непременно хотелось, чтобы мощи святого сохранились. Поэтому сделали новую раку, положили туда каких-то костей и заявили, что мощи Александра Невского сохранились. Для вящей убедительности в XVII веке летопись о пожаре переписали, отметив там, что мощи спаслись, а в саму раку положили записку об этом.
Когда в 1752 году изготовили большую серебряную раку, ту, маленькую, просто положили внутрь ее. Кстати, проект гробницы создал придворный художник Георг Гроот, а эскизы барельефов сделал Якоб Штелин. До 1922 года рака стояла в соборе, но советская власть распорядилась перенести ее в Эрмитаж. Вообще-то она хотела переплавить гробницу и на полученное серебро купить за границей продовольствия, и работники Эрмитажа еле спасли произведение. Это было трудно, но, к счастью, удалось.
Ученые, конечно, вскрыли раку и обнаружили в ней вместо мощей ту самую записку из XVII века и 12 разрозненных костей, в том числе две одинаковые кости правой ноги. Тем не менее, церковь забрала эти останки, и в серебряной раке, хранящейся в Эрмитаже, сейчас ничего нет.
Читайте еще на моем канале:
Один из самых знаменитых поцелуев в мире, к которому я равнодушен