Найти тему
Адвокат Сергей Радько

Отсутствие ОСАГО обойдётся дороже?

Питерские народные избранники (теперь уж сомневаюсь - народные ли) предложили увеличить примерно в шесть раз штраф за отсутствие полиса ОСАГО у водителя. Напомню - сейчас штраф составляет 500 рублей за управление автомобилем в период, не предусмотренный полисом либо водителем, не вписанным в полис. А если ОСАГО не оформлено вообще - штраф составляет 800 рублей. Эти штрафы и предлагается увеличить до 3 тысяч и 5 тысяч соответственно…

На первый взгляд все представляется вполне логичным - нынешние «маленькие» штрафы (особенно с учётом возможности их оплаты с 50 % скидкой) кажутся не слишком обременительными практически для любого. А если принять во внимание, что автоматическая фиксация этого нарушения (несмотря на многолетнее обсуждение) так и не была реализована, и получить протокол можно только при проверке документов «живым» инспектором (что случается крайне редко) - даже несколько штрафов за год могут оказаться в сумме дешевле покупки полиса. Однако если вникнуть в проблему поглубже - в действительности все окажется немного иначе, и несколько миллионов автовладельцев (цифры, по разным данным, сильно разнятся) игнорируют эту обязанность совсем по другим причинам. О них и поговорим…

Когда мы покупаем (покупали…) автомобиль или истекает срок действия прежнего полиса - нас буквально атакуют различного рода проходимцы с назойливыми предложениями купить или продлить полис. И на данном этапе неуклонно действует закон рынка «клиент всегда прав». Полис нам готовы оформить «в течение часа» и привезти куда угодно - домой, в офис или ещё куда, только плати. И если на этапе оформления полиса серьёзных проблем почти не бывает (хотя они тоже есть, но об этом как-нибудь расскажу отдельно) - при наступлении страхового случая очень часто всё происходит совсем не так, как мы вправе были ожидать при общении с вежливыми и учтивыми менеджерами по продаже этих услуг…

Оформив ДТП, мы обращаемся к своему страховщику для получения направления на ремонт автомобиля. Здесь-то, как правило, и начинается та самая реальность, в которую превращается ещё недавняя «сказка». Даже если все документы сданы вовремя и прыщавый очкастый и уставший от всех нас менеджер ни к чему не придрался - начинается мучительное ожидание выдачи направления на ремонт. Установленный законом для решения этого вопроса срок в 20 дней практически никогда не соблюдается - еще бы, у страховой и без нас много забот, чего ей спешить-то…

Однако самое интересное начинается после получения заветной бумажки с направлением на ремонт, при попытке сдать поврежденный автомобиль некоему ООО «Рога и копыта». Как правило, при осмотре машины (а иногда - и вообще не взглянув на неё) мастер-приёмщик (действительно, мастер - «принимать» он точно умеет) с порога заявляет, что за те «копейки», что насчитала страховая, автомобиль отремонтировать невозможно, и посылает нас… к тому же страховщику. Вот тут и начинается карусель. По закону мы должны только передать автомобиль в ремонт и не позднее чем через 30 дней получить его в отремонтированном виде. Если же возникают какие-то разногласия - они должны решаться путём подписания некоего документа, оформленного между страховой, сервисом и автовладельцем…

На практике же все совсем иначе - сервис (а иногда и сам страховщик уже на этапе оформления стразового случая) предлагают потерпевшему подписать некое дополнительное соглашение (без оформления которого якобы ремонт начать нельзя), в котором автомобилисту предлагается согласиться на все (разве что душу дьяволу продавать не требуется, да и то как сказать…) - на ремонт любыми запчастями (старыми, б/у и т. п.), доплатить за все «скрытые повреждения» (которые наверняка найдутся), оплатить новые оригинальные запчасти и т. д. Даже срок ремонта (по закону - тридцать дней, и не более) предлагается удлинить до нескольких месяцев (иногда доходит до одного года)…

Конечно, порой, приложив немало усилий, поспорив и переругавшись со всеми сотрудниками сервиса и страховщика, автомобиль в ремонт всё-таки удаётся сдать. Однако проблемы на этом только начинаются. Естественно, в отпущенные 30 дней сервис не уложится, и ждать придётся намного дольше. Но и в счастливый день возврата наконец-то отремонтированного автомобиля радость быстро исчезает - выясняется, что автомобиль сделан кое-как: в цвет не попали, зазоры кривые, установленные детали явно не новые, электрика барахлит и т. п. Что делать в этом случае? Просить страховщика прислать «специалиста», который определит, надо ли переделывать. И все по новому кругу…

В конце концов измученный автовладелец решается подать в суд на страховую (ведь именно она отвечает за качество ремонта). Но и тут уже все продумано - заботливое государство все предусмотрело и поставило на пути в суд специального человека, который называется «финансовый уполномоченный по защите потребителей финансовых услуг» («финансовый омбудсмен»), без обращения к которому никакой суд иск не примет - это называется «обязательный досудебный порядок разрешения спора», без соблюдения которого документы просто вернут.

А перед обращением к «омбудсмену» надо еще раз (!!) написать в страховую претензию и получить отказ. Только потом данный «защитник» займётся решением проблем автовладельца, и, как это часто бывает, откажет - так говорит неумолимая статистка. И только после отказа «омбудсмена» автовладелец может наконец-то обратиться в наш «самый гуманный суд в мире», который, возможно, встанет на его сторону. Кстати, для обращения в суд после отказа «омбудсмена» есть всего 30 (ТРИДЦАТЬ!!!) дней, в которые надо успеть понять, как действовать, найти юриста для составления документов или хотя бы первичной консультации, провести оценку ущерба или экспертизу, отправить копии всех документов оппонентам и только потом иск с кучей документов можно отнести в суд.

При этом и рассмотрение дела, и реальное получения присуждённых денег тоже могут затянуться на долгие месяцы, а порой - на годы. И все это время повреждённый автомобиль будет ржаветь в ожидании ремонта…

Вот именно так (в большинстве случаев) в действительности работает ОСАГО, и именно поэтому те, кто столкнулся с суровой реальностью, порой предпочитают не покупать эти злосчастные полисы, а передвигаться на свой страх и риск, изредка оплачивая штрафы. И именно для этой категории автовладельцев, «злостно» нарушающих закон, депутаты из «культурной столицы» предлагают повысить штрафы более чем в 6 (ШЕСТЬ!!!) раз. Не для страховых, игнорирующих законные права автовладельцев, не для криворуких и нагловатых сервисменов, а для нас, простых граждан, желающих всего-лишь навсего отремонтировать (желательно - хорошо и побыстрее) свой автомобиль…

А фамилии депутатов, предлагающих это безумие, любой желающий может без труда отыскать на просторах интернета - здесь их упоминать не буду…