Найти тему
Культурология для всех

Никодим - тайный последователь Христа из синедриона

Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы добрались до 2-ой главы Евангелия от Иоанна.

В начале третьей главы к Спасителю ночью приходит один из фарисейских начальников по имени Никодим и говорит:

“Равви! мы знаем, что Ты — учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог” [Иоанн 3:2].

Вот интересно о каких чудеса говорит этот человек? Ведь евангелист Иоанн описал пока только одно - в Кане Галилейской.

Христос сообщает:

“истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия” [Иоанн 3:3].

Никодим задает вполне логичный вопрос:

“как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?” [Иоанн 3:4].

Спаситель объясняет:

“истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” [Иоанн 3:5].

Вероятно, речь идет об обряде Крещения.

Продолжая разъяснения Иисус говорит:

“И как Моисей вознёс змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.” [Иоанн 3:14-15].

Если вы помните, в двадцать первой главе книги Числа в Ветхом завете Моисей помещает изображение змея на свое знамя и рекомендует работающий рецепт от укусов этих существ: нужно лишь посмотреть на этого змея, и никакой яд не возьмет. Получается, по аналогии, что для жизни вечной человеку достаточно посмотреть на изображение распятого Христа? Или можно не только на распятого?

-2

Спаситель добавляет:

“Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был через Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия” [Иоанн 3:16-18].

Т.е. Бог отправил Сына, чтобы “мир спасён был через Него”, но не весь. Неверующих отсеиваем сразу.

Еще один критерий, установленный Иисусом, следующий:

“Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны” [Иоанн 3:19-21],

значит, те кто делает злое, тоже не годятся. Но вот вопрос: много ли вы знаете людей, которые никогда не делают зла? Лично я, ни одного… И не рассказывайте мне про исповедь и отпущение грехов, потому что Спаситель-то не обещает ни исповеди, ни отпущения грехов после неё.

-3

Во второй части 3-ей главы автор возвращается к Иоанну Крестителю, который рассказывает о значимости Христа, заканчивая фразой:

“Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём” [Иоанн 3:35-36],

которая, как мы видим, противоречит тому, что буквально только что сказал сам Спаситель, а именно, тому, что одной веры мало, нужны еще и добрые дела. Немаловажным остается вопрос: какими критериями определять “добрые” и “злые” дела? Понятно, что Бог на Суде разберется, но неплохо бы и людям знать заранее, чтобы поступать по-доброму.

На этом заканчивается 3-ая глава, в следующей публикации нас ждет 4-ая.

В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.

Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех

Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала

Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:

Культура средневековой Индии - начало здесь

Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь

Культура средневековой Камбоджи - начало здесь

Культура средневекового Таиланда - начало здесь

Культура средневекового Китая - начало здесь

Культура средневековой Японии - начало здесь

Культура средневековой Европы - начало здесь