Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы добрались до 2-ой главы Евангелия от Иоанна.
В начале третьей главы к Спасителю ночью приходит один из фарисейских начальников по имени Никодим и говорит:
“Равви! мы знаем, что Ты — учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог” [Иоанн 3:2].
Вот интересно о каких чудеса говорит этот человек? Ведь евангелист Иоанн описал пока только одно - в Кане Галилейской.
Христос сообщает:
“истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия” [Иоанн 3:3].
Никодим задает вполне логичный вопрос:
“как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?” [Иоанн 3:4].
Спаситель объясняет:
“истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” [Иоанн 3:5].
Вероятно, речь идет об обряде Крещения.
Продолжая разъяснения Иисус говорит:
“И как Моисей вознёс змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.” [Иоанн 3:14-15].
Если вы помните, в двадцать первой главе книги Числа в Ветхом завете Моисей помещает изображение змея на свое знамя и рекомендует работающий рецепт от укусов этих существ: нужно лишь посмотреть на этого змея, и никакой яд не возьмет. Получается, по аналогии, что для жизни вечной человеку достаточно посмотреть на изображение распятого Христа? Или можно не только на распятого?
Спаситель добавляет:
“Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был через Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия” [Иоанн 3:16-18].
Т.е. Бог отправил Сына, чтобы “мир спасён был через Него”, но не весь. Неверующих отсеиваем сразу.
Еще один критерий, установленный Иисусом, следующий:
“Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны” [Иоанн 3:19-21],
значит, те кто делает злое, тоже не годятся. Но вот вопрос: много ли вы знаете людей, которые никогда не делают зла? Лично я, ни одного… И не рассказывайте мне про исповедь и отпущение грехов, потому что Спаситель-то не обещает ни исповеди, ни отпущения грехов после неё.
Во второй части 3-ей главы автор возвращается к Иоанну Крестителю, который рассказывает о значимости Христа, заканчивая фразой:
“Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём” [Иоанн 3:35-36],
которая, как мы видим, противоречит тому, что буквально только что сказал сам Спаситель, а именно, тому, что одной веры мало, нужны еще и добрые дела. Немаловажным остается вопрос: какими критериями определять “добрые” и “злые” дела? Понятно, что Бог на Суде разберется, но неплохо бы и людям знать заранее, чтобы поступать по-доброму.
На этом заканчивается 3-ая глава, в следующей публикации нас ждет 4-ая.
В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
Культура средневековой Индии - начало здесь
Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь
Культура средневековой Камбоджи - начало здесь
Культура средневекового Таиланда - начало здесь
Культура средневекового Китая - начало здесь
Культура средневековой Японии - начало здесь
Культура средневековой Европы - начало здесь