Найти тему
Другая Москва

Жемчужина московского модерна: особняк С. П. Рябушинского авторства Фёдора Шехтеля.

Сегодня я хочу вам показать один из самых ярких образцов московского модерна. К тому же, прекрасно сохранившийся и дошедший до наших дней без тысяч перестроек и переделок. Даже его интерьеры во многом сохранились, что, к сожалению, огромная редкость для зданий в стиле московского модерна. Речь пойдёт об особняке С. П. Рябушинского авторства русского архитектора Фёдора (Франца) Осиповича Шехтеля, проиходившего из семьи немецких переселенцев в Россию.

Фёдор Шехтель к началу 20 века уже был известен как архитектор, построивший и оформивший немало зданий в России.
Самое удивительное при этом, что он так и не получил диплома архитектора за всю свою жизнь! При этом 28 октября 1902 года "во внимание известности на художественном поприще" Шехтель даже удостоился почётного звания академика архитектуры, что дало ему возможность получить чин надворного советника и статус дворянина.
А в 1906 году архитектор без официального диплома, не получивший высшего образования, стал председателем Московского архитектурного общества. Его также приняли в почётные члены архитектурных союзов ряд европейских стран.
Это тот самый случай, который прекрасно иллюстрирует факт:
если человек точно знает, чем он хочет заниматься, он будет этим заниматься, и никакие дипломы и преграды этому не помеха!

В начале 20 века он обращается к набирающему тогда моду в мире (а в особенности – в Европе) "декадентскому" стилю модерн, который известен обилием символики и природных мотивов в архитектуре. И становится в итоге одним из тех, кто внёс в этот стиль и русские мотивы, и своё глубокое осмысление, став одним из самых известных архитекторов русского (и, в частности, московского) модерна.

Архитектор Фёдор Осипович Шехтель.
Архитектор Фёдор Осипович Шехтель.

Именно в начале 20 века к нему обращается с заказом на постройку дома для своей семьи Степан Павлович Рябушинский – известный руссский предприниматель, коллекционер и меценат, один из братьев большой старообрядческой семьи предпринимателей Рябушинских.
Именно он совместно с братом Сергеем основал в 1916 году завод АМО в Москве (будущий "ЗиС" и "ЗиЛ"), один из гигантов отечественного автомобилестроения в 20 веке. Кстати, история этого мира не лишена иронии: сегодня на месте разрушенного завода "АМО-ЗиЛ" располагается улица Братьев Рябушинских.
Братья входили в число лидеров партии "прогрессистов", издавали газету "Утро России" (здание типографии которой также спроектировано Шехтелем). Известны также художественные коллекции братьев (особенно коллекция икон Степана Павловича). Впоследствии большинство этих икон оказались в коллекции Третьяковской галереи.

Предприниматель Степан Павлович Рябушинский.
Предприниматель Степан Павлович Рябушинский.

Как вы понимаете, средства на постройку собственного дома в центре Москвы у такого предпринимателя были. Дом решили строить недалеко от площади Никитских Ворот, там где Степан Павлович приобрёл полузаброшенный участок земли. Вот так выглядела эта местность до постройки его дома (его дом будет слева на фото ниже, на месте домика за покосившимся забором):

Улица Спиридоновка, вид на храм Вознесения Господня у Никитских ворот. Фото 1890 года.
Улица Спиридоновка, вид на храм Вознесения Господня у Никитских ворот. Фото 1890 года.

Как видите, местность была достаточно "деревенской" в то время, несмотря на близость к центру Москвы. И только церковь Вознесения Господня у Никитских ворот (прямо в кадре), в которой венчались Пушкин с Гончаровой в своё время, возвышается над малоэтажной застройкой и является доминантой этой местности.

Есть мнение, что Степан Павлович дал Шехтелю "карт-бланш" в проектировке здания (и весьма изрядные средства, подкрепляющие фантазии автора материально), поэтому здание получилось весьма впечатляющее как с художественной, так и с символической и технической стороны. Шехтель разработал эскиз дома и представил заказчику:

Эскиз особняка С. П. Рябушинского в Москве, разработанный Ф. Шехтелем.
Эскиз особняка С. П. Рябушинского в Москве, разработанный Ф. Шехтелем.

Заказчик эскиз в целом одобрил, и за какие-то неполные три года уникальный особняк был построен. Сегодня здание особняка частично скрыто за разросшимися за век с лишним деревьями. Но всё равно можно увидеть решётку балкона в виде совы и окна с растительными мотивами на них (листайте галерею, чтобы посмотреть дом с разных сторон):

На доме есть также интересные мозаики, хотя сегодня их довольно трудно разглядеть за деревьями. В основном на них изображены орхидеи – этот цветок часто использовался в оформлении многими мастерами модерна как символ великолепия природы, роскоши и любви.
Сын архитектора вспоминал, что его отец много раз ездил на рынок в поисках определенного сорта орхидей. Он расставлял их под разным освещением и делал эскизы в натуральную величину на больших листах ватмана.
В мозаику также вкраплены кусочки золотистой смальты, и в солнечную погоду этот эффект проявляется (листайте галерею):

Но деревья были здесь не всегда. Вот так, к примеру, выглядел дом со стороны парадного входа в начале 20 века. Никаких деревьев ещё нет.
Тут идея внешнего облика здания видна ясно во всех деталях:

Тем не менее, несмотря на красивое оформление, снаружи здание выглядит достаточно строгим.
А вся основная красота этого здания находится не снаружи.
Она внутри здания, которое, к счастью, сегодня может посетить любой желающий, так как в нём находится музей-квартира А.М. Горького.

А почему там находится музей-квартира А.М. Горького? Да потому, что после Октябрьской революции все братья Рябушинские эмигрировали из России, и после революции сначала в здании находились разные ведомства и организации, включая даже специализированный "Детский дом-лабораторию "Международная солидарность", созданный при поддержке Льва Троцкого. Задачей этого "детского дома" являлось "применение метода детской психоаналитической педагогики для воспитания новой социалистической личности, свободной от классовых и гендерных предрассудков". По сути это было первой массовой попыткой создать "небинарных личностей", что тогда те же самые силы продвигали в СССР, а сейчас активно навязывают детям на Западе. Но в 1925 году этот эксперимент прикрыли, вероятно, потому, что многие представители тогдашних советских элит почему-то не захотели, чтобы над их детьми также проводили подобные эксперименты.
А в 1931 году писатель А.М. Горький после возвращения из Италии поселился в этом доме с семьёй. Причём сам он явно не хотел жить в этом доме: в сущности, его вынудил к этому Сталин. Он писал в Москву перед своим приездом: "
Но я совершенно точно знаю, что моё поселение во дворце или храме произведёт справедливо отвратительное впечатление на людей, которые, адски работая, обитают в сараях".
Потом уже после переезда писал Сталину:
"
Величаво, грандиозно - улыбнуться не на что... Лучше бы нам дали хорошую квартиру".
На что Сталин ему отвечал:
"
Все писатели очень капризные, а Вы, Алексей Максимович, больше всех. Вам доверяют, Вам хотят угодить, а Вы противитесь и ставите всех в неловкое положение."
Дом был прекрасный, но действительно, он был несколько несовместим с личностью Горького. И Горький ему отвечал тем же. А вот с личностью Рябушинского он вполне был совместим, так как строил он его под себя!
Помимо этого, видимо, у Рябушинского и Шехтеля были отношения не только как у заказчика и исполнителя, но вполне доверительные. Рябушинский доверял вкусу Шехтеля, а тот чувствовал то, чего хотелось Рябушинскому.

Помимо самого здания особняка по задумке Рябушинского на территории владения должны были расположиться хозяйственные помещения: прачечная, дворницкая, кладовая и конюшня. И они также были спроектированы и построены Шехтелем в виде вот такого флигеля:

-8

Изначально флигель во дворе предназначался для прислуги и хозяйственных целей. Однако в 1931-1936-х годах, когда в здании особняка проживал А.М. Горький, пристройка использовалась редакциями журналов "СССР на стройке", "Наши достижения", "История фабрик и заводов".
Видимо, чтобы Горькому далеко ездить не приходилось для работы в этих редакциях. А в 1941 году во флигеле поселили писателя А.Н. Толстого с семьёй. Поэтому сегодня в этом здании тоже находится музей: Музей-квартира Алексея Толстого.

Ну а теперь давайте же прогуляемся внутрь прекрасного основного здания особняка Рябушинского, туда, где самое интересное внутри!

Сегодня вход в музей Горького расположен с обратной стороны здания, через дверь "чёрного хода", которая обращена к флигелю. Но мы с вами зайдём, как заходили когда-то господа Рябушинские и как планировал сам Шехтель – прямо через парадный вход с Малой Никитской:

Парадный вход в особняк Рябушинского.
Парадный вход в особняк Рябушинского.

Как видите, нас встречает потрясающий витраж, который меняет свой вид в зависимости от освещения и времени суток.
Так он выглядит с обратной стороны:

Витраж у парадного входа в особняк Рябушинского.
Витраж у парадного входа в особняк Рябушинского.

А ещё перед нами буквально театральная портьера со светильниками, очень похожими по своей идее на те, что оформляют входы в парижское метро (тоже в стиле модерн):

Оформление входа на станцию метро в Париже.
Оформление входа на станцию метро в Париже.

Правда, есть нечто общее? Кстати, в Москве подобный вход в метро можно найти у станции метро Киевская, прямо у здания вокзала (подарен Москве Парижем), а ещё подобным образом украшен вход в сад Эрмитаж.

В оригинале светильники были, правда, немного иные (и более интересные), но крепление восстановили похожее. Были ещё и мини-витражи под светильником, которые сегодня, к сожалению, утрачены. Вместе вся конструкция чем-то напоминала крылья стрекозы:

Парадный вход в особняк Рябушинского, фото 1904 года.
Парадный вход в особняк Рябушинского, фото 1904 года.

Шехтель не просто был не чужд всего театрального: его родной дядя в Саратове занимался театром, и он с детства был погружен в мистерию театра. В Москве же он также оформлял буклеты и реквизит для многих театров, включая МХАТ Чехова, с которым он был знаком лично, и они дружили и поддерживали друг друга. Вы только взгляните, какие чудные альбомы он рисовал для оформления празднования коронации Николая II, вот обложка одного из них, к примеру:

Обложка альбома "Весна красна" Ф. Шехтеля.
Обложка альбома "Весна красна" Ф. Шехтеля.

Сегодня же парадный вход в особняк изнутри выглядит вот так:

Парадный вход в особняк Рябушинского, фото 2022 года.
Парадный вход в особняк Рябушинского, фото 2022 года.

Обратите внимание, что Шехтель продумывал не только пространство, но и все детали интерьера. Это очень похоже на Гауди, с которым они, кстати, были лично знакомы и обменивались идеями. Но Гауди был его на 20 лет старше, и Шехтель воспринимал его скорее как учителя.
В доме везде разная фурнитура, которая часто служит и вполне утилитарным целям. Так, красивые рукоятки внутренней двери служат в том числе и цели сохранения стекла в двери: эти стёкла сохранились здесь целыми с момента постройки, уже более 120 лет!

Пол у парадного входа выглядит так, будто в воду бросили камень, и от него расходятся концентрические круги (об этом далее будет подробнее). Также это можно прочесть как солнце, от которого расходятся лучи или орбиты планет. Круги расходятся изнутри дома наружу ко входу:

Пол у парадного входа в особняк Рябушинского.
Пол у парадного входа в особняк Рябушинского.

А вот так выглядят авторские крючки для одежды, рукоятки в доме и другая фурнитура (листайте галерею):

Далее если мы проходим прямо от главного входа "за витраж", то попадаем, пожалуй, к главному "экспонату" всего здания, вокруг которого крутится и всё остальное здесь. Мы видим вот такую лестницу:

Здание имеет чёткое символическое деление: первый этаж олицетворяет подводный мир, второй – мир земной, а третий – горний, небесный.
Третий этаж, кстати, с улицы не виден, что тоже весьма символично.
Подобная планировка особняка соответствует древнему представлению об устройстве бытия: подводный (или подземный) мир, мир земной, мир небесный. Соответствует оно и духу христианской Троицы.
Парадная лестница "Волна" – символ постоянного движения человека по спирали вверх, она напоминает, что жизнь вышла из воды на землю, чтобы потом вознести человека через уроки мира земного на небеса к Главному Архитектору Вселенной.
Лестница символизирует собой путь возвышения души.
Внизу находится "подводный мир", бездна, но чем выше мы по ней поднимаемся, тем ближе мы к Солнцу. Лестница разворачивается в виде спирали – символа бесконечности и цикличности развития. Её резные перила олицетворяют энергию морских волн, постепенно уходящую ввысь.
На гребне волны установлен светильник в виде медузы. Причём медуза при взгляде на неё сверху превращается в черепаху (медуза как олицетворение жизни активной, а черепаха – жизни созерцательной):

Светильник на лестнице в виде черепахи, особняк Рябушинского, фото 2022 года.
Светильник на лестнице в виде черепахи, особняк Рябушинского, фото 2022 года.

Таким образом, лестница становится не просто приспособлением для физического подъема, а символом духовного восхождения человека.

Технически же лестница изготовлена из эстонского вазалеммаского мрамора. Камень обработали в московской мастерской М.Д. Кутырина.
В начале лестницы есть мраморная лавочка: чтобы не замерзнуть, сидя на ней, из рядом расположенной решетки шёл поток теплого воздуха:

Лавочка с надписью "просьба не садиться" (хотя она для этого и создана) и решётка "кондиционера" авторства Шехтеля.
Лавочка с надписью "просьба не садиться" (хотя она для этого и создана) и решётка "кондиционера" авторства Шехтеля.

Это был своего рода первый московский кондиционер. Шехтель изобрел его на основе работы каминов. Система эта работала до 1909 г.
Даже паркет на первом этаже отражает водную стихию в виде волн, расходящихся по нему. Кстати, паркет этот также сохранился с момента постройки здания:

Помимо "кондиционера", были и другие новаторские технические решения в этом доме. Например, находившаяся в подвальном помещении кухня соединялась со столовой лифтом, что позволяло моментально доставлять блюда к столу. А вот и сама столовая:

Столовая на первом этаже, особняк Рябушинского, фото 2022 года.
Столовая на первом этаже, особняк Рябушинского, фото 2022 года.

Оригинальной мебели времён Рябушинских, к сожалению, не сохранилось.
Но декор окна оригинальный.
А на столе чашка стоит на месте, где сидел Горький.
Сейчас в столовую войти нельзя, чтобы рассмотреть её с разных сторон, но когда-то в ней был ещё и камин с женщиной-бабочкой, который, к сожалению, был утрачен, т.к. Горький приказал его демонтировать "поскольку на него очень отвлекались посетители во время литературных чтений", которые проходили при нём в этом зале (это ещё при Горьком телевизора или гаджетов не было, надо сказать ;).
Обратите внимание также на оригинальную люстру, которая сегодня тоже утрачена.
Вот так выглядела столовая и камин с люстрой при Рябушинских:

Кстати, Горький как раз активно пользовался системой доставки еды с кухни в столовую, сделанной Рябушинскими.

Дальше находится парадная мужская гостиная Рябушинских, где гости играли в карты. Тут мы как бы находимся под водой. Ряска, улитки, тина. Сквозь толщу воды мы видим хризантемы, склонившиеся над водной гладью. Обратите также внимание, что в лепнине потолка отражается еще и рисунок оконного переплета:

Сегодня в этой гостиной находится библиотека Горького.
Говорят, что если вы не нашли какую-то книгу в других библиотеках, но она есть здесь, её можно заказать и даже почитать прямо здесь.
Но выносить вроде бы нельзя.

Двери в доме все имеют особый декор, как и дверные ручки:

Дверь на первом этаже, особняк Рябушинского, фото 2022 года.
Дверь на первом этаже, особняк Рябушинского, фото 2022 года.

Дальше мы снова проходим через комнату парадного входа и попадаем уже в рабочий кабинет – эта комната служила кабинетом и Рябушинскому, и Горькому:

Кабинет, особняк Рябушинского.
Кабинет, особняк Рябушинского.

Рабочий стол Степана Павловича Рябушинского имел подковообразную форму, что гармонировало с рисунком паркета и окна. Практически вся мебель была утрачена, когда в усадьбе располагались различные советские организации. Единственное, что осталось от мебели, которую Шехтель проектировал для этого дома – шкафчик над камином:

Кабинет и камин, особняк Рябушинского.
Кабинет и камин, особняк Рябушинского.

В шкафчике и рядом с камином (тоже работа Шехтеля) Горький распорядился расположить свою коллекцию восточной миниатюры из слоновой кости, нэцкэ. Сегодня это одна из лучших коллекций нэцкэ в мире. Последние 30 лет жизни Горький собирал подобные миниатюры.
Все друзья и знакомые знали об этом его увлечении и могли долго не ломать голову над подарком. В одном из писем Горького даже найдена строчка "не забудьте купить для меня пуговиц" – на языке коллекционеров "пуговицами" называются нэцке.

Кабинет и камин, особняк Рябушинского.
Кабинет и камин, особняк Рябушинского.

Отдельным украшением кабинета является вот этот витраж, в котором, если присмотреться внимательно, можно увидеть фигуру человека на фоне природы:

Витраж в кабинете над камином, особняк Рябушинского.
Витраж в кабинете над камином, особняк Рябушинского.

Так Шехтель попытался передать мысль о том, что человек и природа созданы для жизни в гармонии.

Восточные стол и табурет из железного дерева – подарок Горькому от его семьи, сделанный по его же заказу. Из Ленинграда этот гарнитур ему доставил лично Алексей Толстой:

Стол Горького в кабинете, особняк Рябушинского.
Стол Горького в кабинете, особняк Рябушинского.

Далее за витражом идёт спальня Горького:

спальня Горького в особняке Рябушинского
спальня Горького в особняке Рябушинского

Спальня Горького, как и Рябушинского, сначала располагалась на втором этаже, но потом ее перенесли на первый, так как из-за проблем с ногами писателю тяжело было подниматься на 2 этаж. Спальня не является отражением вкуса Горького – вся мебель здесь подобрана комиссией по организации его быта в Москве. У Шехтеля эта комната обозначалась на архитектурном плане как малый кабинет или приёмная.

За спальней идёт комната прислуги, или секретарская во времена Горького. Тут тоже мебель он сам не подбирал:

секретарская Горького в особняке Рябушинского
секретарская Горького в особняке Рябушинского

Один из телефонных аппаратов на столе – прямая линия со Сталиным.
Обратите внимание, что паркет во всех комнатах разный!

На этом открытые для публики комнаты первого этажа заканчиваются, так что теперь давайте поднимемся по "лестнице в небо".
Точнее же, пока "на землю". На полпути нас встречает вот такой прекрасный витраж с фальшбалконом:

Витраж с балконом у лестницы в особняке Рябушинского.
Витраж с балконом у лестницы в особняке Рябушинского.

Между пролётами лестницы Шехтелем было даже предусмотрено место для отдыха, тоже с витражом:

Во время реставрации особняка в 1970-х годах в стене за одним из диванчиков было найдено подслушивающее устройство величиной с небольшой холодильник. Оказалось, что одной из причин, по которой Сталин не соглашался селить Горького в обычную квартиру, было то, что там гораздо сложнее спрятать громоздкую "прослушку", а компактные "жучки" в то время еще не производились.
"Здесь за каждой дверью есть ухо", – писал об этом доме Елене Булгаковой (жене Михаила Булгакова) Максим Горький.

От этого места отдыха общая панорама лестницы выглядит так:

Лестница авторства Шехтеля, особняк Рябушинского, фото 2022 года.
Лестница авторства Шехтеля, особняк Рябушинского, фото 2022 года.

Наверху мы видим необычную колонну. Помните, что по лестнице мы из мира подводного мы поднимаемся по лестнице в мир земной? А на земле постоянное противостояние добра и зла. И это отражено в капители колонны – её окольцовывает композиция из саламандр, олицетворяющих зло, и лилий, символизирующих добро:

колонна с саламандрами и лилиями авторства Шехтеля, особняк Рябушинского.
колонна с саламандрами и лилиями авторства Шехтеля, особняк Рябушинского.

Весь второй этаж когда-то занимала знаменитая коллекция икон
С. П. Рябушинского. В историю русской культуры Степан Павлович вошёл как один из первых, кто начал научную реставрацию древних икон.
Он доказал, что древняя икона является не только религиозным атрибутом, но и памятником мирового значения. В этом же доме находилась реставрационная мастерская, где художники-реставраторы отец и сын Тюлины занимались восстановлением икон. Поднявшись, мы видим очередную потрясающую дверь, но она опечатана:

Дверь на втором этаже, особняк Рябушинского, фото 2022 года.
Дверь на втором этаже, особняк Рябушинского, фото 2022 года.

Ещё одна дверь на втором этаже:

Дверь на втором этаже, особняк Рябушинского, фото 2022 года.
Дверь на втором этаже, особняк Рябушинского, фото 2022 года.

Сегодня же на втором этаже экспозиция, посвящённая жизни Горького. В ней можно увидеть и весьма необычные его изображения. Например, такое, в узбекском стиле:

Горький в тюбетейке.
Горький в тюбетейке.

Окно в комнате на втором этаже:

Окно на втором этаже, особняк Рябушинского, фото 2022 года.
Окно на втором этаже, особняк Рябушинского, фото 2022 года.

Особенное значение имела даже узкая галерея далее на втором этаже:

Галерея на втором этаже, особняк Рябушинского, фото 2022 года.
Галерея на втором этаже, особняк Рябушинского, фото 2022 года.

Она означала, что путь к добру узок и тернист. Дальше по лестнице можно было подняться "к небу": к высшим духовным и религиозным ценностям – в тайную старообрядческую молельню (сами старообрядцы называли их "моленными"). Почему тайную? Потому что дом строился ещё до указа Николая II от 1905 года, разрешавшего старообрядцам снова открыто исповедовать свой вариант православия.
Сегодня для публики проход туда со 2 этажа закрыт, но туда можно подняться по ещё более крутой лестнице прямо с первого этажа, со стороны чёрного хода. Пройдя по очень крутой лестнице (что тоже символично), мы попадаем вот в такую молельню:

Молельня на третьем этаже, особняк Рябушинского, фото 2022 года.
Молельня на третьем этаже, особняк Рябушинского, фото 2022 года.

Это единственная в мире старообрядческая "моленная", в оформлении которой одновременно использованы христианские символы и символы модерна. Она уникальна абстрактной храмовой росписью, покрывающей ее стены и купол. Росписи были восстановлены в 1977-1986 годах. Подлинными, относящимися к началу прошлого века, считаются символы Христа:

Символы Христа на "шторах" молельни.
Символы Христа на "шторах" молельни.

а также медальоны с изображениями символов четырёх Евангелистов – Матфей в образе ангела, Марк в образе льва, Лука в образе тельца,
Иоанн в образе орла:

Молельня на третьем этаже, особняк Рябушинского, фото 2022 года.
Молельня на третьем этаже, особняк Рябушинского, фото 2022 года.
Фрагмент росписи молельни в особняке Рябушинского с медальонами Евангелистов.
Фрагмент росписи молельни в особняке Рябушинского с медальонами Евангелистов.

Квадратный план молельни, круглые купол и световое окно символизируют покой и вечность.
Здесь завершается долгий путь к духовным ценностям.
В основании купола над "парусами" с медальонами Евангелистов повторяется четыре раза сокращенная надпись на древнегреческом языке: "Истинные христиане восприимут святость за свои страдания в день страшного суда".

Разбросанные по внутренней поверхности купола треугольники напоминают нам о Троице:

Молельня на третьем этаже, особняк Рябушинского, фото 2022 года.
Молельня на третьем этаже, особняк Рябушинского, фото 2022 года.

Тут тихо и спокойно, можно посидеть на стульчике и подумать о вечном.

Вот такой дом построил Шехтель для Рябушинских!
Говорят, что хозяин особняка Степан Рябушинский, увидев его впервые, долго разглядывал каждую деталь, а потом произнёс: "А любопытно-таки получилось! Полагаю, в Европе ничего подобного и не видывали."

Понравился ли он вам? А быть может, вы там уже были и составили своё впечатление? Делитесь этим в комментариях!

#история #архитектура #тайны #другаямосква #москва #модерн #экскурсии #рябушинские #экскурсии по москве #шехтель #горький

=================================================

Кинотеатр "Художественный": старейший кинотеатр Москвы. История, современность и ответы на вопросы викторины "Активного гражданина".
Dr. Moskauer29 августа 2022
Город Кимры как кладовая русского деревянного модерна.
Dr. Moskauer15 сентября 2022
Мистика московских высоток.
Dr. Moskauer27 января 2022
Гостиница Ленинградская: самая маленькая сталинская высотка Москвы. Что она скрывает за строгим фасадом?
Dr. Moskauer23 октября 2022
Масонские символы в архитектуре и истории Москвы.
Dr. Moskauer21 февраля 2022