Найти тему
КиноБуква

«Плащ Казановы» - очень хороший и неоднозначный фильм с горьким послевкусием, который я не люблю пересматривать

Оглавление

Джакомо Казанова был не столько знаменитым женским обольстителем, сколько феноменальным авантюристом, превратив свое имя в нарицательное, что подтверждается даже спустя эпохи.

Взять хотя бы этот российско-итальянский фильм, в котором никакого Казановы, как реального существовавшего человека, нет. Зато в витрине есть его плащ. И любовная история с авантюрой тоже есть.

🎬 Плащ Казановы (1993)

La delegazione

Кадр из фильма «Плащ Казановы», 1993 год режиссер Александр Галин
Кадр из фильма «Плащ Казановы», 1993 год режиссер Александр Галин

  • Место: Венеция
  • Время: 90-ые годы XX века
  • Герои: группа российских женщин, попавшая за границу по профсоюзной путевке.

Эта группа женщин, среди которых парикмахер - победитель какого-то там конкурса, водолаз и прочее, гордо именуют себя делегацией, проживают в роскошном отеле и вкушают все блага необычного путешествия.

Ну, то есть, бегают по магазинам и скупают все подряд, или то, на что хватает денег. Подарков надо привезти много, товар в Италии, конечно, дефицитный, когда еще раз попадешь за границу, неизвестно, поэтому надо хапать всё. И женщины хапают.

«— Я на конкурсе парикмахеров первое место заняла. Машка у нас - на конкурсе красоты, она у нас мисс Саратов. А ты какая мисс?
— А я, девки, мисс Платформа номер 47-й километр».

Каждая из этих женщин – по-своему мила и очаровательна. Жаль только, что их выставили в таком некрасивом свете. Они будто карикатурные картинки. Как издевка над страной. Женщины, которые кроме жалости ничего не вызывают.

Это первый чрезвычайно печальный момент для меня. Да, я понимаю, о каком времени идет речь. Пишу это для тех, кто подумает, что я снова рассуждаю о фильме, не зная реалий эпохи. Так вот - знаю.

Но понять не могу. Потому что помимо торговых центров в Италии еще есть на что посмотреть, правда же? Как бы ни были нужны шмотки и презенты – посвятить себя всецело только шопингу – простите, это не про меня точно. Наверное, дело во внутреннем состоянии каждого человека. Женщин в данном случае. В потребностях духовных, не материальных.

Главная героиня - дама примерно 40+ со странным именем Хлоя (Инна Чурикова), в отличие от своих соседок по группе, в магазины не ходит. Более того, среди Клав, Валь, Нин, Маш – выглядит натурально «белой вороной».

Хлоя искусствовед, и в группе находится в качестве переводчика. Из всех её покупок – маленькая черная шляпка с вуалью, исключительно для прогулок по городу. Для единства гармонии внутренней с гармонией окружающей. Для полноты атмосферы.

Хлоя романтик. Хлоя одинока. Уже взрослая женщина, она живет в мире грез и иллюзий, совершенно оторванная от земли и от коллектива. Ей глубоко неприятны её некультурные и где-то даже очень приземленные соседки. Более того, их заурядность и нежелание знать ничего, кроме как где купить очередную вещь, Хлоя просто презирает. Ей стыдно, что она – часть их общества. Но только физически, конечно, время от времени, когда возникает необходимость сопровождения.

Кадр из фильма «Плащ Казановы», 1993 год режиссер Александр Галин
Кадр из фильма «Плащ Казановы», 1993 год режиссер Александр Галин

Внутри Хлоя всегда возвышена. Она так и считает, что духовно выше. По факту она и есть духовно выше. Внешне и внутренне загадочная Хлоя бродит по Венеции, любуется каналами, разговаривает со старинной архитектурой и камнями. Здесь нет той серой жизни, что была в Москве. Жизни, в которой Хлоя всегда искала убежище в искусстве и литературе. Хлоя даже разговаривает по-разному с итальянцами и русскими – манера ведения диалога отличается колоссально.

Она впитывает Венецию, как губка. Хлоя в Венеции исключительно ради Венеции. Венеция теперь со всем её культурным пластом и колоритом в ней навсегда.

Кадр из фильма «Плащ Казановы», 1993 год режиссер Александр Галин
Кадр из фильма «Плащ Казановы», 1993 год режиссер Александр Галин

Поэтому, когда руководитель группы Нина Михайловна грозит ей расправой по возвращении на Родину за все эти черные вуали и пренебрежительный тон, Хлоя не сильно опечалена. Её счастье уже свершилось.

«-Ты больше никуда никогда не поедешь. Это я тебе обещаю.
- Да мне хватит Венеции до конца моей жизни. И этот единственный день я запомню, до конца моей жизни запомню».

Но вот в реальной жизни, несмотря на все свое образование, утонченную интеллигентность, высокодуховный внутренний мир и чистоту души, Хлоя как-то даже ограничена. Мирские проблемы и житейские трудности ей едва знакомы. Это же не разговоры о Гёте и Тинторетто.

Кадр из фильма «Плащ Казановы», 1993 год режиссер Александр Галин
Кадр из фильма «Плащ Казановы», 1993 год режиссер Александр Галин

Наверное, отчасти поэтому она, поддавшись чувствам, не разглядела в обаятельном Лоренцо (Лука Барбарески) - простого альфонса. Хлоя свято верила в волшебство Венеции, поэтому сказочный головокружительный роман с красивым итальянцем вообще вещь совершенно закономерная и вполне заслуженная в ее понятии мира. Чистота души и вера в чудо. Хлоя видит то, то что хочет видеть. Без боязни быть обманутой.

Но! Тут интересен еще один момент. При всей своей наивности Хлоя оказалась настоящей загадкой. То есть она держалась, выглядела, говорила (одним словом, представляла собой) – кого угодно, только не скромную московскую туристку без денег. Да, Лоренцо с самого начала клюнул на факт её проживания в дорогом и престижном отеле, приняв за богатую американку. Но, по-моему, будь на месте Хлои Маша или Валя, такого «обмана» опытного авантюриста не случилось бы. Все-таки у Хлои ощущение этой иной жизни шло изнутри, а это ни за какие деньги не купишь. Это можно только почувствовать.

Кадр из фильма «Плащ Казановы», 1993 год режиссер Александр Галин
Кадр из фильма «Плащ Казановы», 1993 год режиссер Александр Галин

То есть Хлоя не просто в шляпке с вуалью и элегантном пальто сливалась с венецианскими пейзажами. Хлоя была в невидимой маске. Маске, сорвать которую Лоренцо смог совершенно неожиданно, когда потребовал расплатиться за оказанные услуги. И шокирован был не меньше, чем Хлоя. И тем, что денег не получит, и тем, что так изысканно самообманулся.

Как же блистательна здесь Чурикова! Удивительно тонкая пластика и мимика лица, одним только взглядом, без слов она выражает целый внутренний мир, полный боли. Как трогательно и беззащитно. Так грустно и так отчаянно.

Странное послевкусие. Очень жаль, что боль случилась и всё перевернула. А с другой стороны – это же так искренне было с её стороны. Все, как в книгах, которые Хлоя так любит. Романтика, страсть, незнакомец, Италия. Счастье и горечь одновременно. И в финале Хлоя снова в венецианской шляпке. И не важно, что Лоренцо оказался не принцем. Важно, что чувства были, и помнить она их будет до конца жизни, как и поездку.

И жила по-настоящему Хлоя только там, пару дней в городе мечты - Венеции.

А вы как считаете?