Первые парки в Сочи появились в семидесятые годы XIX века. В центре города приобрёл земли Н.Н.Мамонтов. Создание парка он поручил агроному Рейнгольду Ивановичу Гарбе.
Осенью 1872 года на участке вырос деревянный дом. Он срублен был в Ростове-на-Дону (есть и другие варианты) и оттуда доставлен в Сочи, где его только собрали и привели в надлежащий вид.
Одновременно с постройкой дома начались и работы по очистке городского участка от зарослей. Вилла «Вера» и дивный сад с разнообразными плодовыми и южными декоративными растениями вокруг неё появились сравнительно быстро. Вилла буквально утопала в зелени и цветах. Гарбе объяснял это первое чудо Сочи дивными особенностями климата нового края. «Флора в Сочи, - уверял он, - не знает ни утомления, ни перерывов, она живёт и в зимнюю пору».
Обширный питомник вмещал массу дичков местных фруктовых деревьев, выкопанных из леса. Они были затем окулированы лучшими европейскими сортами. Рассажены были яблони, груши, персики, абрикосы, сливы и грецкие орехи в виде сплошной аллеи на несколько вёрст.
Гарбе разводил чайные кусты (безуспешно), магнолию крупноцветковую, юкку, эвкалипты, миндаль, маслины, инжир, хлопок.
Посадил Гарбе и аллею китайских пальм трахикарпусов. Сейчас число этих пальм в Сочи более миллиона, многие даже считают их местными растениями, но первые посадки их были сделаны в семидесятые годы XIX века.
Позже большая часть имения перешла во владение родственника Мамонтовых – Василия Алексеевича Хлудова – основателя «Ривьеры».
Период до 1890-91 гг. (т.е. до строительства Новороссийско-Сухумского шоссе) был периодом первоначального освоения. В это время приобретались большие территории. Было неизвестно, куда выльется тенденция озеленения. За образец бралось хозяйство по типу крымских. Посадочный материал брался в основном из Крымских парков. Крым служил образцом. Прямолинейная планировка – это старая часть парков сан. Фрунзе, «Ривьера».
Следующему периоду предшествовали экспедиции учёных, обследовавших побережье. Большое значение в привлечении декоративных и плодовых растений из различных стран имела основанная в 1894 г. Сочинская сельскохозяйственная опытная станция. Её возглавил Р.И. Гарбе, разумеется.
Начинается период с постройкой Новороссийского шоссе. Земля становится много дороже, начинается дробная, мелкая планировка. На ровной местности планировка парков была прямолинейной, на рельефе – дачи И.И. Новицкого, Е.Э. Картавцова, А.А. Могилевича – парки сажались так, как позволял гористый рельеф местности. На даче А.Н. Краснова применён ещё один приём – выравнивали выступ, на нём строили здание, вокруг, как позволял рельеф – парк.
В это время закладываются два крупнейших парка – Дендрарий (С.Н. Худеков участок приобрёл в 1886 г), и Южные культуры, где в центре парка – регулярное решение, постройки, а весь остальной парк в ландшафтном стиле. Участок на берегу Мзымты купил Р.И. Гарбе, у Лосева, затем заложил промышленные питомники растений, но в разгар революции 1905 года он задёшево продал свой участок с посадками Д.И. Драчевскому. «Случайное» получило название из-за случайно низкой цены – около 12 000 рублей.
В Дендрарии – стиль смешанный. У дома – регулярный, далее вниз – поляны – элементы ландшафтного стиля.
Во все времена владельцы участков коллекционировали редкие дорогие растения. И поэтому сейчас в старых парках встречаются исключительно редкие растения – на даче Лямина – сосна Культера – одна единственная на Черноморском побережье Кавказа.
Стремление коллекционировать без научной основы всё подряд вело к загущенности, отсутствию пейзажных полян. При этом было завезено огромное количество новых для нашей местности растений. Каждый дачевладелец старался перещеголять в этом соседей. При этом была недооценка климатических условий – завозились очень теплолюбивые растения. А.Н. Краснов, разочаровавшись в сочинских субтропиках после очередной суровой зимы, даже уехал в Батум, где создал знаменитый Батумский парк.
Сильно пострадали парки Сочи в годы революций и гражданской войны.
После разрухи парки стали восстанавливать. Все парки были национализированы, объединяя их укрупняли – например, парк «Ривьера» - это не только Хлудовский парк, но и несколько парков соседних владений. Поскольку питомников не было, в основном при восстановлении парков применяли пересадку из мелких заброшенных парков.
В 1933 г. по Генеральному плану развития курорта Сочи начинают строить санатории, которые создали лицо курорта, парадные, массивные, выходящие на главную магистраль – проспект. При этом создавались великолепные партерные парки. Один из лучших – творение Юрия Терентьевича Шинкевича – парк санатория имени Ворошилова.
С тридцатых годов пришло увлечение живыми стрижеными изгородями. Их было огромное количество, даже 2-3 ярусные. Улицы курорта десятилетиями были зелёного цвета!
Создание партерных парков продолжалось и после Отечественной войны. С огромными партерами создаётся парк сан. Сочи, сан «Волна» в Хосте, «Интурист».
Следующий этап – с 1964-1965 гг. характерен отказом в строительстве от огромных комплексов и паркового стиля прежнего времени, отказ от бордюров, применением пейзажных полян. Связано это с уменьшением территории, дроблением участков. Под санатории выделяют не сотни гектаров, как раньше, а 5-6 га.
В основном берёт вверх пейзажный стиль, требующий меньшего применения рабочей силы, отказались от жёсткой планировки.
Имеющиеся парки застраиваются. Например, в парке «Ривьера» под парковыми насаждениями в 1948 году было 69,5 %, а в 1969 уже значительно меньше - 41,7%. Что осталось сейчас?
Паркостроителями проводилась серьёзная научная работа. Исследовалось, например, движение воздуха в парках. На поляне воздух в 3 раза быстрее движется, чем в массиве. При этом поляна больше нагревается, нагретый воздух идёт вверх, а снизу подтягивается более холодный.
Установлено, что оптимальные размеры полян – 60-150 м². При больших размерах происходит чрезмерный перегрев, при меньшем – пропадает роль воздушного фильтра. Итак, научно обосновано - наши парки должны иметь поляны или свободные места.
Исследовалось терапевтическое воздействие парков. Непосредственно воздействуют факторы – свет, тепло, воздух, фитонциды.
Ещё в 1928 году студент Б.П. Токин при проведении опытов обнаружил, что растения выделяют летучие вещества, ядовитые для микроорганизмов. Эти вещества назвали фитонцидами (от лат. фитон – растение, цедо – убиваю).
Работами наших и зарубежных учёных доказано, что фитонцидность – явление, по-видимому, свойственное всему растительному миру.
Сила фитонцидности у разных растений разная. Она не зависит от содержания эфирных масел. К примеру, непахучие листья лавровишни проявляют значительно большую фитонцидность, чем ароматные листья лавра.
Сильно действующие фитонциды у кипариса, розмарина, герани, сосны. Первый парк, где учитывалась фитонцидность растений – парк сан. им. Ворошилова. Ю.Т. Шинкевич высаживал коричники камфарные, лавр благородный, сосны, османтусы.
Важны в парках и психотерапевтические факторы – размеры, форма, словом, внешний вид растений, интенсивность окраски цветов, плодов, листьев.
Из всего этого следует и композиционное решение посадок. Парки должны иметь не менее 30% открытых или полуоткрытых полян, пространств. Открытые пространства – это цветники, розарии, поляны, вода, спортивные поляны.
Самые общие рекомендации для парков разного назначения дал кандидат биологических наук А.Л. Коркешко (материалы которого использованы не раз в этой статье – прим. авт.): количество растений на должно превышать 300 экземпляров деревьев и 300 экземпляров кустарников на 1 га. Деревья (хвойные, вечнозелёные, листопадные, пальмы) должны составлять 51 % состава, а кустарники (хвойные, вечнозелёные, листопадные, вьющиеся, розы, бамбуки) – 49,5% состава.
Пожалуй, самым знаменитым создателем сочинских парков был Сергей Ильич Венчагов, агроном, художник-декоратор, лауреат Государственной премии РСФСР в области декоративно-художественного озеленения.
С 1951 по 1971 он работал агрономом на Бочаровом ручье. С 1971 по 1997 – художник-декоратор муниципального предприятия «Зеленстрой». Под его руководством созданы прекрасные декоративные уголки в санаториях «Русь», «Белоруссия», «Ставрополье», озеленены территории гостиниц «Москва», «Дагомыс», «Актёр», «Олимпийская», «Шексна» и др.
С.И. Венчагов – автор уникального уголка живой природы «Фитофантазия» и сада российско-японской дружбы в городе Сочи.
Огромный паркостроительный опыт, накопленный за столетие на сочинском побережье, квалифицированные кадры проектировщиков и агрономов, прекрасные природные условия позволяли создавать в прошлом замечательные произведения садово-паркового искусства.
А теперь с сочинским паркостроением – фсё!