Найти в Дзене

Приключенческий жанр в литературе: темы и особенности.

Оглавление

Мода на приключенческий жанр зародилась в восемнадцатом веке с «Робинзоном Крузо», но и «Одиссею» Гомера можно легко отнести к приключенческим романам.

Структура приключенческого жанра

Приключенческие романы имеют достаточно определенную макроструктуру:
• вступление, где читателя знакомят с главным героем;
• развитие действия является центральным ядром всей истории, которая характеризуется путешествием с множеством испытаний и трудностей;
• заключение позволяет героям закончить свои приключения, обычно с эффектом неожиданности и со счастливым концом.
Очень часто вместе с путешествием в пространстве главный герой совершает свое внутреннее путешествие, которое изменяет его и закаляет его характер. Как и в других произведениях, в приключенческих романах допускаются изменения порядка действий в виде воспоминаний или отступлений для анализа.

Особенности приключенческого жанра

Роман, относящийся к приключенческому жанру, должен обладать определенными характеристиками.
1. Его персонажи не будут считаться героями, если не будут постоянно сражаться, побеждая врагов или предназначенные им сюжетом невзгоды. Причем все свои поступки герои должны совершать естественным образом, иначе это уже будет фантастический роман.
2. В сюжете обязательно должно присутствовать путешествие, которое тоже должно подчиняться ряду правил:
• путешествие должно совершаться реальным способом, но в ходе его герой должен совершать экстраординарные поступки;
• должна присутствовать причина, по которой герой должен совершить путешествие, причем с четко определенной целью, а читатель сразу должен представить, какие трудности его ждут;
• в начале путешествия должна присутствовать доля тайны или загадки, а в процессе путешествия каждое событие необходимо окружить немного мистической атмосферой;
• путешествие обязательно должно быть достаточно удаленным, места должны быть достаточно экзотичны.
Главный герой должен пережить обстоятельства, не входящие ни в его привычки, ни в привычки читателей, поскольку они совершенно выходят за рамки нормального опыта. Использование транспортных средств также играет важную роль, чтобы достичь загадочного объекта, герою приходится менять многие из них.
3. Действия и события должны следовать одно за другим, чтобы увлечь читателя, заставить его читать, чтобы он никогда не знал, что может произойти. Однако, слишком изощренный язык может утомить читателя, поэтому все должно быть написано простыми словами.
Время всегда должно быть четко указано, чтобы читатель мог лучше идентифицировать сюжет с историей, и даты должны быть точно подтверждены в тексте.

Персонажи приключенческих романов

-2

Описание персонажей должно быть очень точным, особенно главного героя, у которого должно быть что-то особенное, что может сделать его именно героем. У него должны быть не только физические характеристики, представляющие его красивым и храбрым, но и психологические, внутренние. Здесь можно к стремлению к цели примешать и долю страха или слабости, позволяющие читателю еще больше почувствовать всю опасность приключения.
Второстепенные персонажи должны попадать в категорию хороших или плохих, но все же иметь свои собственные образы, не быть плоскими и безликими, и обязательно прямым или косвенным образом влиять на ход событий. Чаще всего у главного героя есть попутчик, который необязательно должен помогать ему, он может и мешать ему, будучи глупым или неловким, добавляя таким образом в сюжет интриги или даже угрозы для жизни. И, конечно, у большинства добрых героев обязательно есть враги, которые не хотят достижения благой цели.
Самой распространенной темой приключенческих романов является открытие. Оно может быть как объективным, когда герои открывают новые земли или научные факты, так и внутренним, позволяющим персонажам открывать самих себя, таких, какими они становятся в конце, после преодоления всех трудностей.

Виды приключенческого жанра

Приключенческие романы в основном делятся на реальные и фэнтезийные. В реальном жанре главный герой может быть детективом и призван раскрыть преступление, международную ситуацию, поймав шпиона, или он должен быть историком и найти древний предмет.
Жанр фэнтези, в котором сюжет полностью вымышлен, но все же основан на реальности, поэтому не является чисто научной фантастикой. В приключенческом литературном жанре должна постоянно создаваться восходящая кульминация, которая начинается от менее напряженной ситуации к более напряженной.

Мирослав КратовПисатель-фантаст