Найти в Дзене
В поисках сути

Колесо Сансары в буддизме.

Доброго времени. В упрощенной формулировке Сансара (или Самсара) – череда перевоплощений, отражающая цикличность рождения и смерти в мире страданий, беспокойности и страстей. Именно буддистам удалось упорядочить и систематизировать философию Сансары, хотя само понятие существовало задолго до рождения Будды Шакьямуни в Древней Индии в VIII – III веках до н.э.
Расшифровка изображения Круга Сансары. Согласно легенде, впервые колесо изобразил Будда, выложив его из рисовых зерен на поверхности земли. В самом схематичном варианте оно напоминает обыкновенное колесо с ободом, восемью спицами и ступицей внутри. Количество спиц соответствует Восьмеричному пути Будды, указывающему на прекращение страданий и выход из круга перерождений. В буддизме – это высшая степень Просветления, то, к чему стремится каждый.
В более сложных вариантах в колесе присутствует несколько окружностей друг в друге и различные сектора:
Центр. В центре колеса часто изображены 3 существа: свинья – как символ невежества, пе

Доброго времени.

В упрощенной формулировке Сансара (или Самсара) – череда перевоплощений, отражающая цикличность рождения и смерти в мире страданий, беспокойности и страстей. Именно буддистам удалось упорядочить и систематизировать философию Сансары, хотя само понятие существовало задолго до рождения Будды Шакьямуни в Древней Индии в VIII – III веках до н.э.
Расшифровка изображения Круга Сансары.

Согласно легенде, впервые колесо изобразил Будда, выложив его из рисовых зерен на поверхности земли. В самом схематичном варианте оно напоминает обыкновенное колесо с ободом, восемью спицами и ступицей внутри. Количество спиц соответствует Восьмеричному пути Будды, указывающему на прекращение страданий и выход из круга перерождений. В буддизме – это высшая степень Просветления, то, к чему стремится каждый.
В более сложных вариантах в колесе присутствует несколько окружностей друг в друге и различные сектора:
Центр. В центре колеса часто изображены 3 существа:
свинья – как символ невежества, петух – как символ порочных страстей и змея - как символ гнева и отвращения.
Вокруг центра окружность с двумя секторами:
светлое и темное начало, благие и дурные дела.
Третья окружность большим диаметром поделена на 6 секторов, каждый из которых изображает один из миров, куда попадает человек после реинкарнации. Здесь можно увидеть: нараков – мир существ из преисподней, претов (заблудших духов), животных, людей, полубогов (Асуров) и божественных существ (Дэвов).
Четвертая, завершающая окружность обрамляет круг сансары и делится на 12 частей с изображениями, олицетворяющими ничто иное как кармические законы в действии.
Примечательно то, что из всех миров, куда может попасть душа, более предпочтителен мир людей. Те миры, где душа попадает в чистилище или становится заблудшим духом преисполнены страданий и боли. Животные по своей природе не способны влиять на свою карму, превозмогая инстинкты. Божества и полубожества, живущие в мире наслаждений, слишком увлечены собой. Только человеку подвластно освобождение от желаний, злых помыслов, зависти и гнева, соответственно, лишь человек может покинуть колесо Сансары и разорвать цепь перерождений, достигнув
Нирваны.

-2

Достижение Просветления.
Философия буддизма учит, что пребывание в колесе Сансары полно страданий, но из него можно выбраться. Удалось это Гаутаме Будде, он и сформулировал 4 благородные истины, которые откроют путь к Просветлению:
- Жизнь преисполнена страданий;
- Причина возникновения страданий заключена в желаниях;
- Отказавшись от желаний можно прекратить страдания;
- Практика – отказ от пороков, работа над собой, медитации и т.п.
Согласно буддийским учениям, человек пребывает в страдании всю жизнь, вне зависимости от того, хорошие моменты происходят с ним или нет. Страдание как следствие плохих происшествий понятны, но и в хорошие минуты человек испытывает страдания, боясь потерять то, что у него есть. Поэтому отказ от желаний, оценочного восприятия, привязанностей и страстей – это уже половина пути к выходу из круга.
Немаловажную роль в борьбе за просветление играет Восьмеричный путь, под авторством того же Будды. Кратко его пункты содержат следующее:
- правильное понимание;
- правильное стремление;
- правильная мысль;
- правильная речь;
- правильное действие;
- правильный образ жизни;
- правильные усилия;
- правильная концентрация.
По этому пути прошел Будда и по нему же суждено пройти всем тем, кто покинет Сансару и окажется в Нирване. Но помимо прочего необходимо помнить и придерживаться 10 положительных и 10 отрицательных поступков, которые в свою очередь влияют на карму. К отрицательным относится все негативное –
жадность, злость, гнев, зависть, кража, измена и т.п. Положительные включают в себя щедрость, помощь другим, верность, справедливость, миролюбие.
Таким образом, прервав череду перерождений и вырвавшись из Колеса Сансары, можно попасть в
Нирвану – место безграничной безмятежности и спокойствия, свободной от доли, уготованной другим мирам. Именно буддийская философия, раскрывает в полной мере всю сущность и значимость понимания Сансары, хотя это слово не чуждо и многим другим восточным учениям.
По сути
концепция "трех миров" присутствует во всех верованиях. У славян Навь, Явь и Правь. В авраамических религиях тем же аналогом является рай, земля, ад. Дальнейшие надстройки детализируют каждый из этих миров. В буддизме 6 миров, у скандинавов 9 миров и так далее.

-3