Валерий Подмаско
Новое время дало мировой истории несколько примеров катастроф национального масштаба, вызванных разделением властей. Первая такая катастрофа произошла в Англии в 1640-1660 гг. В историю она вошла под названием «Английская революция» или «Английская гражданская война». Как видите, даже в названиях проявляется идентичность таких понятий как «революция» и «гражданская война». В основе английской катастрофы XVII века конфликт властей – короля и парламента. На прике смуты король Англии Карл I (1600-1649 гг.) был казнен, хотя, в конце концов, монархия была реставрирована и единство верховной власти было восстановлено. Далее Англия, а затем Великобритания демонстрировали завидную политическую устойчивость.
Второй более «популярный» пример катастрофы национального масштаба, вызванной разделением властей – это Великая Французская революция 1789-1799 гг. Начало катастрофы было положено королем Франции Людовиком XVI (1754-1793 гг.), который созвал древний сословно-представительные орган французской монархии – Генеральные штаты. Французские короли не созывали их с начала XVI века. Генеральные штаты собрались в Версале 5 мая 1789 года, а уже 17 июня 1789 года депутаты третьего сословия провозгласили себя Национальным собранием, которое очень скоро провозгласили себя Учредительным (Конституционным) собранием, а затем разработало и приняло первую конституции Франции (Конституция 1791 г.). Франция на короткий срок стала конституционной монархией. Однако очень скоро Людовик XVI был низложен, предан суду и казнен. Затем последовал режим 1-ой Республики, которую сменил режим Консулата. За ним последовал режим 1-ой Империи (Империи Наполеона Бонапарте), после ее крушения произошла 1-я Реставрация – Франция вновь стала конституционной монархией. На этом «чудесные» перевоплощения французского государства не прекратились и Францию лихорадило почти весь XIX век.
И наконец третий хрестоматийный пример катастрофы национального масштаба, вызванной разделением властей, в двух действиях: 1905-1907 гг. и 1917-1922 гг. - это Россия начала XX века. Разделению властей, вызвавшему российскую национальную катастрофу начала XX века посвящается настоящая статья.
Революция 1905-1907 гг. В течение XX века российское государство несколько раз превращалось в разделенное государство со всеми вытекающими отсюда последствиями. Первое разделение произошло во второй половине 1905 года, и началом отсчета его истории является 22 января (4 февраля) 1905 года. В этот день, а это было воскресенье, прошло массовое шествие петербургских рабочих и жителей Санкт-Петербурга к Зимнему дворцу. Цель шествия – вручить лично Императору Николаю II (годы правления: 1894-1917) коллективную петицию, которая содержала экономические и политические требования. Главным политическим требованием было формирование Учредительного собрания путем всеобщего, прямого, тайного и равного голосования. Понятно, что учредительные собрания избираются для выработки и принятия конституции, которая в свою очередь служит для установления конституционного режима с его разделенным государством. Напомню: Российская Империя тогда являлась абсолютной монархией. Эта грандиозная провокация, вошедшая в историю нашей страны под именем «Кровавого воскресения», кончилась разгоном и кровопролитием: 333 раненых и 130 убитых. Мы с вами теперь понимаем, что это были «сакральные жертвы», положенные революционерами на «алтарь Свободы». Россию можно было раскачать только таким жутким, кровавым представлением, и революционеры успешно спродюсировали его, сделав революцию неизбежной.
Далее все пошло «по накатанному». По всей России начались масштабные стачки, в армии и на флоте – волнения и даже мятежи. Народ требовал «конституцию», «народного представительства» и «политических свобод». 6 августа (19 августа) 1905 года Николай II издает Манифест «Об учреждении Государственной думы». Манифест предусматривал учреждение законосовещательного органа, который принципиально не изменял абсолютный характер русской монархии. Естественно, это не могло удовлетворить революционеров, и массовые протесты продолжались, причем с нарастающей силой. В итоге 17 октября (30 октября) 1905 года Николай II издает Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», известный как «Октябрьский манифест 1905 года». В нем в целях скорейшего прекращения «столь опасной для государства смуты» он даровал населению «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов», т.е. основные политические свободы, а также расширил состав избирателей, участвующих в выборах Государственной Думы, и устанавливает «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы». Так в России появилась самостоятельная законодательная власть – Государственная дума, в отношении которой у Главы государства имелось право вето и право досрочного роспуска.
В Государственную думу 1-го созыва было избрано 448 депутатов. Ее торжественное открытие состоялось 10 мая (23 мая) 1906 года в Санкт-Петербурге – в Зимнем дворце в присутствии Николая II. Заседания Думы проходили в Таврическом дворце. Проработала Государственная дума 1-го созыва недолго – всего 72 дня. 8 июля (21 июля) 1906 года Николай II распустил Думу. Почему? Ответ прост: Царь и его окружение рассчитывало на то, что избрание Думы и ее работа успокоят народ, но этого не произошло. Весь короткий срок своей работы депутатский корпус не только не прилагал сил для стабилизации обстановки в стране, но непрерывно «качал права», продвигал заведомо непроходные экстремистские проекты «реформ», одним словом, как мог разжигал смуту. И смута ширилась и углублялась. «Передовая общественность» требовала созыва Учредительного собрания и конституции, экстремистские группы революционеров не желали «царских подачек» и рвались к революционному захвату власти. Волнения охватили промышленные предприятия, армию и флот. Происходит что-то удивительное: волна вооруженных восстаний обрушивается на военно-морские базы (!) и морские крепости России. Апогеем революции явилось вооруженное восстание в древней столице России – в Москве. Оно длилось недолго – с 22 по 31 декабря 1905 года (4-13 января 1906 года), но было жестоким и кровавым. Таким же было и подавление этого восстания. Предпринимались попытки вооруженных восстаний и в других городах – в Ростове на Дону, в Екатеринославе, Харькове. Нарастала волна индивидуального террора против представителей власти. Только в течение 1905-1907 гг. террористы убили и ранили около 9 тыс. человек. В 1907 году каждый день в среднем погибало до 18 человек, и это были не рядовые обыватели. Самой легкой добычей террористов были городовые, т.е. полицейские. В конце концов правительство Империи поняло, что отступать некуда и приступило силовое подавление смуты и бунтов. Хотя этим можно было заняться сразу: жертв и разрушений было бы намного меньше.
Государственная дума 2-го созыва тоже работала недолго – с 20 февраля (5 марта) по 3 июня (16 июня) 1907 года. Попытки председателя Совета министров П.А. Столыпина (1862-1911 гг.) привлечь лидеров думского большинства к работе в составе Совета министров ничего не дали. Депутатский корпус не шел на сотрудничество с правительством Николая II, продолжая подрывную работу. 1 июня (14 июня) 1907 года П.А. Столыпин обвинил 55 депутатов Государственной думы в заговоре против царской семьи и потребовал от Государственной думы снятия депутатской неприкосновенности с подозреваемых в заговоре. Дума ответила отказом, и 3 июня (16 июня) 1907 года Дума 3-го созыва была распущена указом Николая II.
Первая мировая война 1914-1918 гг. Государственная Дума 3-го и 4-го созывов находилась в «глухой» оппозиции к правительству Российской Империи, причем Дума 4-го созыва успешно занималась этим и в ходе Первой мировой войны. Все это время лидеры партийных фракций Думы были озабочены формированием правительства, пользующегося «доверием страны», т.е. доверием большинства Государственной думы. В качестве гарантии своего контроля над таким правительством Государственная дума требовала «ответственного министерства», т.е. политической ответственности правительства перед Государственной думой. Законодательная власть лидеров партийных фракций Думы интересовала мало: деньги были не в Думе, деньги были в правительстве. Так, вокруг идеи «правительства доверия» объединилось большинство фракций Государственной думы и часть Государственного совета. 22 августа (4 сентября) 1915 года было подписано соглашения о создании «Прогрессивного блока», в состав которого вошли 236 депутатов из шести фракций Государственной думы (из 442 депутатов), а также члены трех групп из состава Государственного совета. Прогрессивный блок стал видимой верхушкой айсберга. Его невидимая часть представляла собой клубок заговорщицких связей депутатов Государственной думы и членов Государственного совета (верхней палаты российского парламента). С началом Первой мировой войны Государственная дума начала откровенную борьбу за влияние на армию, развернула работу по созданию структур влияния, дублирующих деятельность правительственных ведомств. Особый интересе вызывали вопросы снабжения армии всем необходимым. В это время усилились и расширились связи политических лидеров Государственной думы с официальными и неофициальными представителями союзников России по Антанте, которые, как мы понимаем, преследовали свои корыстные интересы и разрабатывали такие долго идущие планы.
30 июля (12 августа) 1914 года в Москве на съезде уполномоченных губернских земств был учрежден «Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам», который возглавил кадет, князь Г.Е. Львов (1861-1925 гг.) – будущий 1-й Министр-председатель, а затем Министр внутренних дел Временного правительства. Союз действовал под патронажем великой княжны Елизаветы Федоровны (1864-1918 гг.). Предусматривалось, что Союз как благотворительная организация будет привлекать частные пожертвования и добровольные взносы земств (органов земского самоуправления) и направлять эти средства на формирование госпиталей и санитарных поездов, а также поставок в армию обмундирования, белья и обуви, создание пунктов питания, заготовку медикаментов, нанимать и обучать медицинский персонал. Однако очень скоро Союз на регулярной основе начал получать субсидии из государственного бюджета, размеры которых в разы превышали размеры частных пожертвований и земских взносов. Так, к середине 1916 года Союз получил около 265,5 млн. рублей из государственного бюджета и только 14 млн. рублей добровольных взносов и частных пожертвований. О реальных масштабах государственного финансирования Союза свидетельствуют результаты его деятельности. Всего за годы Первой мировой войны Союз сформировал 75 санитарных поездов, которые перевезли 2,5 млн. больных и раненых солдат и офицеров, а также 2 824 тыловых и полевых госпиталей. В общей сложности к концу 1916 года в ведении Союза находилось 7 728 различных учреждений, включая «врачебно-питательные отряды». Причем все эти учреждения, включая санитарные поезда и лазареты, принадлежали Союзу; соответственно, все солдаты и офицеры, прошедшие через медицинские учреждения Союза, были обязаны своим выздоровлением не государству, а Союзу и лично князю Г.Е. Львову. При этом Союзу и Г.Е. Львову приписывали и достижения Союза, и достижения государства: так работала неофициальная пропаганда тогдашней России. Это и не удивительно, ведь и руководство Союза при каждом удобном случае критиковало правительство и поддерживало программу Прогрессивного блока, участвовало в земских съездах с политической повесткой. Служащие Союза оставили о себе яркий след в истории России периода Первой мировой войны. Чиновникам фронтовых учреждений Союза разрешалось ношение формы военного образца с погонами, обшитыми гражданским галуном «рогожка» и вензелем Союза – «ВЗС». Но, так как это были сугубо штатские люди, то они допускали броские нарушения в форме одежды и вооружении. Поэтому военные презрительно называли их «земскими гусарами» или «земгусарами».
21-22 августа (3-4 сентября) 1914 года в Москве на Всероссийском съезде представителей городов был учрежден «Всероссийский союз городов помощи больным и раненым воинам» – «Союз городов». Его возглавил кадет, депутат Государственной думы 2-4 созывов, Московский городской голова (1914-1917 гг.) М.В. Челноков (1863-1935 гг.). К декабрю 1915 года в Союз вошли 464 уездные и губернские города, т.е. около половины всех городов Российской Империи. Целью Союза было оказание правительству Российской Империи все той же помощи в организации лечения больных и раненых солдат и офицеров Русской армии, а также в размещении беженцев из прифронтовых районов страны. Союз городов так же, как и Земский союз привлекал добровольные пожертвования городов и частные пожертвования для финансирования своей уставной деятельности, однако наибольшую часть средств, поступавших в его распоряжение, составляли все те же субсидии из государственного бюджета. Результатом работы Союза на фронте и в тылу были 247 лечебных учреждений, насчитывающих 200 тысяч коек, 13 санитарных поездов, множество бань, пунктов питания и т.д. К достижениям Союза следует причислить инициативу эвакуации в тыл из прифронтовых районов (Лодзь, Варшава, Рига и т.д.) предприятий оборонной промышленности.
27 мая (8 июня) 1915 года на IX Съезде представителей промышленности и торговли в Петрограде была впервые сформулирована идея военно-промышленных комитетов (ВПК) – объединений российских предпринимателей, нацеленных на мобилизацию военно-промышленного потенциала страны. Инициатива быстро нашла свой отклик на местах. В течение первых двух месяцев в 73 городах России были образованы свои ВПК. 25–27 июля (7-9 августа) 1915 года прошел I Съезд Военно-промышленных комитетов России. На нем был сформирован Центральный ВПК во главе с лидером партии октябристов, председателем Государственной думы 3-го созыва, членом Государственного совета (1915-1917 гг.) А.И. Гучковым (1862-1936 гг.). Всего за годы Первой мировой войны было создано 240 военно-промышленных комитетов всех уровней. Фактически главной задачей ВПК стало посредничество между государством и частной промышленностью в распределении государственных оборонных заказов между средними и крупными промышленными предприятиями. При этом ВПК совершенно официально получали в свое распоряжение отчисления в размере 1% от общей стоимости оборонных заказов, размещённых с участием ВПК. Очень быстро ВПК во главе с Гучковым фактически установили контроль за участием средних и крупных частных промышленных предприятий в снабжении армии всем необходимым. К марту 1917 года ВПК получили из государственного бюджета 600 (по другим данным 400) млн. рублей на оплату государственных заказов, из которых только 300 млн. рублей дошли до поставщиков и подрядчиков.
Но и это еще не все. 20 июня (3 июля) 1915 года получило Высочайшее утверждение «Положение об Особом совещании для объединения мероприятий по обеспечению Действующей армии предметами боевого и материального снабжения», разработанное по инициативе председателя Государственной думы М.В. Родзянко (1859-1924 гг.). Председателем Особого совещания по должности являлся военный министр. В состав Особого совещания должны были войти председатель Государственной думы и четыре депутата Государственной думы и четыре члена Государственного совета, четыре представителя от торговли и промышленности, представители Морского и Финансового министерств, Министерства путей сообщения, а также Министерства торговли и промышленности, кроме того – представители Государственного контроля и Военного ведомства. Военный министр генерал В.А. Сухомлинов (1848-1926 гг.) встретил Особое совещание скорее враждебно, но 25 июня (8 июля) 1915 года его сменил генерал А.А. Поливанов (1855-1920 гг.), который увидел в Особом совещании новые возможности для возглавляемого им военного министерства. 31 июня (14 июля) 1915 года по его инициативе Особое совещание получает новое название: «Особое совещание для объединения мероприятий по обороне государства», и новый расширенный состав. Так, состав Особого совещания был дополнен председателем Государственного совета, пятью дополнительными представителями Государственной думы и Государственного совета. Представителей ряда министерств сменили министры: морской министр, министры финансов, торговли и промышленности, внутренних дел, земледелия, путей сообщения, Государственного контроля, внутренних дел, а также начальники главных управлений Военного министерства. В состав Особого совещания вошли представители промышленности, представители Всероссийского Земского и Всероссийского городского союзов, а также представители центрального Военно-промышленного комитета. Кроме этого, учреждались еще три Особых совещания: Особое совещание по перевозкам, Особое совещание по топливу и Особое совещание по продовольствию. Председателем каждого из них был соответствующий министр (путей сообщений, торговли и промышленности, земледелия). Целью этих Особых совещаний являлась координация использования и мобилизация всего имеющегося транспорта, а также использования всех имеющихся ресурсов топлива и продовольствия. Состав этих особых совещаний был схожим. Что особенно важно, в состав каждого из них входили представители Всероссийского Земского и Всероссийского городского союзов, а в состав особого совещания по перевозкам и по топливу – представители центрального Военно-промышленного комитета. Инициатива Поливанова предусматривала возможность, в случае необходимости, объединенных заседаний всех четырех особых совещаний под председательством военного министра. Предложение Поливанова было одобрено Государственной думой и Государственным советом, и все четыре особых совещания были сформированы и начали «работать».
Современники отмечали излишнюю многочисленность состава совещаний и некомпетентность большинства их членов практически по всему кругу вопросов, входящих в их компетенцию. Это сводило их координационную эффективность практически к нулю. Уже тогда высказывалось мнение о том, что особые совещания не понадобились бы, если бы в России сразу после начала Первой мировой войны было создано министерство по снабжению армии и ряд других министерств военного времени. Тем не менее, особые совещания преуспели в деле опеки ВПК, Всероссийского Земского союза, Всероссийского городского союза и Земгора, обеспечивая их активное участие в освоении средств государственного бюджета. Помимо этого, совещания послужили прекрасной площадкой для установления межличностных контактов лидеров думской оппозиции с руководством важнейших правительственных ведомств, а также для непосредственной пропаганды политической программы «Прогрессивного блока» в верхних эшелонах имперского чиновничества.
С 1915 года Земский и Городской союзы участвовали в привлечении кустарной промышленности для снабжения армии вооружением и снаряжением, выступая в качестве посредников между государством и мелкими и кустарными предприятиями России. Для того, чтобы освободиться от исполнения этой весьма специфической функции руководство Земского и Городского союзов 10 июля (23 июля) 1915 года принимает решение об образовании «Главного по снабжению армии Комитета Всероссийских земского и городского союзов» («Земгор»). Руководителями Земгора были уже упомянутые князь Г.Е. Львов и М.В. Челноков. Это была еще одна структура, созданная для централизованного распределения под контролем Государственной думы государственных оборонных заказов между мелкими и кустарными предприятиями. В комитетах и учреждениях Земгора в феврале 1917 года работало 1,4 тысяч служащих. На содержание Земгора выделялось уже 2% от общей стоимости оборонных заказов, размещённых с его участием. В дополнение к этому, в кассу Земгора поступали еще и отчисления на покрытие организационных расходов в размере от 1% до 10% от себестоимости конкретных военных заказов. Кроме получения гарантированных государственных средств, Земгор привлекал средства и из других источников, но и здесь его активность не принесла весомых результатов. Земгор, как и военно-промышленные комитеты, как Всероссийский земский союз, как Всероссийский союз городов существовал исключительно за счёт государственного бюджета. В целом, Земгор был неэффективной организацией, деятельность которой сопровождалась массовой коррупцией, в связи с чем на Совете министров Российской Империи поднимался вопрос о расформировании и Земгора, и ВПК, а также о передаче их функций государственным органам. Однако думская оппозиция не позволила сделать это, добившись отставки главного противника Земгора и ВПК – председателя Совета Министров Б.В. Штюрмера.
Говоря другими словами, небольшая группа «общественных активистов» создает ряд некоммерческих организаций, которые берут на себя за счет государства (!) снабжение действующей армии всем необходимым, выступая при этом посредниками между государством и частными промышленными предприятиями как в России, так и за рубежом. Ко всему прочему, эти некоммерческие организации за счет государственных средств создают систему военной медицины и многое-многое другое, без чего армия и государство не может существовать в условиях войны. Причем, создатели и руководители этих спрутообразных некоммерческих организаций не имеют никакого отношения ни к царской фамилии, ни к кому-либо из царских министров. И это происходило в Российской Империи, которая в то самое время числилась среди самых тиранических монархий мира, среди самых бюрократизированных государств, враждебных частному предпринимательству. Такое происходило в государстве, которое традиционно удовлетворяло свои наиболее важные материальные потребности за счет казенной, т.е. государственной промышленности. И оказывается, что все это было возможно, только благодаря учреждению в октябре 1905 года Государственной думы. Именно благодаря ей в России начали происходить удивительные вещи и те, о которых мы знаем, и те, которых можем только догадываться.
Историю Государственной думы Российской Империи можно делить на периоды только с большой условностью: период революции 1905-1907 гг., предвоенный период 1908-1914 гг., период Первой мировой войны 1914-1917 гг. История Государственной думы Российской Империи едина. Дума практически сразу же превратилась в штаб антигосударственной деятельности, в инкубатор антиправительственных заговоров, укрытие для государственных предателей и преступников, защищенных от правосудия депутатской неприкосновенностью. Все годы ее существования лидеры всех без исключения думских франций стремились к захвату власти в стране вопреки интересам ее народа, который посредством лживой пропаганды использовался как массовка в политических инсталляциях «борцов за его свободу». Другое дело, что думские лидеры с началом Первой мировой войны перестали удовлетворяться чисто парламентской и вокругпарламентской деятельностью и начали искать иные пути влияния на жизнь страны. Как видим, они нашли такие пути и на удивление эффективно их использовали и просто рвали все шаблоны своего времени.
Но у этого айсберга по имени «Государственная дума» была и невидимая, подводная часть. Мы мало что знаем об этой негласной деятельности Государственной думы. В частности, известно, что лидеры думских франций искали прямых контактов с генералитетом Русской армии, начиная еще с 1908 года. Начавшаяся Мировая война дала массу поводов для установления таких контактов, которые политические лидеры Думы использовали для организации антиправительственного заговора и подготовки военного переворота в стране. Не последнюю роль в этом сыграли особые совещания и работа благотворительных союзов на фронтах и в тылу. С.В. Куликов в своей фундаментальной работе «Бюрократическая элита Российской империи накануне падения старого порядка» отметил, что ряд высших чинов Русской армии фактически перешли на сторону Думы уже во второй половине 1916 года. В итоге, как мы доподлинно знаем, генералитет Русской армии активно участвовал в антиправительственном заговоре, подготовке и реализации мятежа петроградского гарнизона, а также изоляции Николая II и его отречении от престола.
Февральская революция 1917 г. Подрывная деятельность Государственной думы не проходила бесследно. Царь, его правительство и государственная бюрократия старались обходить Думу стороной, где и как только можно. Думским вождям становилось все сложнее продлять жизнь мифа о важности той роли, которую Государственная дума якобы играла в стране с момента ее образования. На самом деле, в конце 1916 года Дума официально уже никак не влияла ни на политику Николая II, ни на положение в стране, которая вообще не нуждалась в ней. Это и подтвердили последующие события. Но думские вожди в то время уже обладали крепкими и разветвленными связями и влиянием вне Государственной думы и Государственного совета, а также вне Петрограда.
16 (29) декабря 1916 года Государственная дума была распущена Николаем II на досрочные каникулы, что способствовало повышению политической напряженности в стране. Неожиданно для политизированной публики 14 (27) февраля 1917 года Николай II объявляет о прекращении каникул, и Дума приступает к своей обыкновенной деятельности. Но 23 февраля (8 марта) 1917 года в Петрограде начались массовые беспорядки, которые 27 февраля (12 марта) переросли в мятеж Петроградского гарнизона и всеобщую забастовку петроградских рабочих. Мятежники захватили арсенал, тюрьмы, выпустили на свободу заключённых, в том числе уголовников. В городе начались грабежи и мародёрство, а также безнаказанные убийства полицейских и городовых. Царское правительство, как всегда, не смогло справиться с анархией.
25 февраля (10 марта) Николай II издает указы «о перерыве в занятиях» Государственной думы и Государственного совета. После этого Государственная дума как один из высших органов государственной власти в Российской Империи больше не приступал к своей официальной деятельности. Короткая, но насыщенная негативом история первого русского парламента бесславно закончилась. У Государственной думы был шанс проигнорировать указ Николая II и собраться в Таврическом дворце, заявив о своем намерении представлять и возглавлять российский народ. Далее были возможны варианты: Дума могла ограничиться статусом нижней палаты парламента или объявить себя Национальным собранием с учредительными полномочиями, т.е. Учредительным собранием. Председатель Государственной думы 4-го созыва М.В. Родзянко, по его собственному признанию, не осмелился собрать Думу и ограничился объявлением «частного совещания» депутатов в Полуциркульном зале Таврического дворца.
Вообще, часть депутатов Государственной думы 9 раз собирались на свои неофициальные, «частные», совещания. 8 из них состоялись в мае-августе 1917 года без какого-либо политического эффекта. Но первое такое совещание 27 февраля (12 марта) 1917 года, которое состоялось в Полуциркульном зале Таврического дворца, вошло в историю страны. На нем около 200 депутатов-изгоев под председательством самого Председателя думы М.В. Родзянко поручили совету старейшин Думы образовать Временный исполнительный комитет Государственной думы (второе краткое название – «Временный комитет Государственной думы»). Полное название этого органа думской самодеятельности – «Комитет членов Государственной Думы для водворения порядка в столице и для сношения с лицами и учреждениями». В полном названии явственно просматривается желание создателей Временного комитета возглавить Февральскую революцию. Совет старейшин Думы выполнил поручение «частного» совещания депутатов и сформировал Временный исполнительный комитет. Его председателем был избран все тот же М.В. Родзянко. В состав Комитета вошли представители партий Прогрессивного блока, левых партий, а также Президиума Государственной думы. Из известных сегодня исторических персонажей во Временный комитет, помимо октябриста М.В. Родзянко, вошли: октябрист секретарь Государственной думы И.И. Дмитрюков (1872-1918 гг.), кадет П.Н. Милюков (1859-1943 гг.), националист В.В. Шульгин (1878-1976 гг.) и др. Кроме членов партий Прогрессивного блока в состав Временного комитета вошли: меньшевик Н.С. Чхеидзе (1864-1926 гг.), который одновременно с участием во Временном комитете являлся председателем Исполкома Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов (Петросовет), а также эсер-трудовик А.Ф. Керенский (1881-1970 гг.) – одновременно товарищ (заместитель) председателя исполкома Петросовета. 28 февраля (13 марта) 1917 года Временный исполнительный комитет «взял» в свои руки восстановление государственного и общественного порядка, фактически присвоив себе звание высшего органа исполнительной власти в стране, падающей в пучину революционного хаоса.
Необходимо отметить, что 27 февраля (12 марта) 1917 года в Таврическом дворце во время «частного» совещания части депутатов Государственной думы происходило еще одно историческое событие: другая часть депутатов Государственной думы – меньшевики и члены других социалистических фракций Государственной думы вместе с лидерами профсоюзов, кооперативов, других организаций левого толка, а также случайных представителей «революционных масс» сформировали «Временный исполнительный комитет Совета рабочих депутатов». Большевиков в первом составе Временного Исполкома не было. Главная цель его образования – подготовка и проведение учредительного собрания Петроградского Совета рабочих депутатов (Петросовета). Короче, в одно и то же время было образовано два «временных исполнительных комитета», которые вопреки названиям были созданы: первый – для формирования Временного правительства страны, а другой – для формирования представительного органа революционной власти – Совета рабочих депутатов Петрограда, создатели и депутаты которого всегда претендовали на звание Всероссийского Совета. Нужно отметить, что Петербургский совет рабочих депутатов существовал и в 1905 году, и левые революционные партии и группы ждали его возрождения в новых условиях. Но для нас с вами особый интерес представляет тот факт, что непосредственным предшественником Временного Исполкома Петросовета была образованная меньшевиками в ноябре 1915 года (!) так называемая «Центральная рабочая группа» Центрального Военно-промышленного комитета (ЦВПК), которую возглавлял октябрист А.И. Гучков. Этому не нужно удивляться. ВПК официально занимались улаживанием конфликтов между рабочими и предпринимателями, и в составе ВПК были рабочие. На 2-ом Съезде представителей ВПК 26-29 февраля 1916 года петроградские рабочие были избраны и в состав ЦВПК. Таким образом, те же силы, которые готовили свержение монархии в России, готовились сформировать Петросовет, чтобы руководить рабочим движениям в столице и в стране в целом. Как я уже отметил выше, Петросовет участвовал в формировании Временного правительства. Но история распорядилась иначе. В октябре 1917 года Временное правительство арестовали, а Петросовет остался, правда уже в другом составе.
Организация Петросовета, видимо, была очень хорошо подготовлена: вечером того же дня, когда был сформирован Временный Исполком, т.е. 27 февраля (12 марта) 1917 года, там же – в Таврическом дворце – началось учредительное заседание Петросовета. Закончилось это заседание уже 28 февраля. На нём был избран первоначальный состав Исполнительного комитета (постоянного), в который вошли только 2 большевика. Петросовет обратился с воззванием «к населению Петрограда и России», в котором призывал «все население» сплотиться вокруг Совета и бороться «за полное устранение старого правительства и созыв Учредительного собрания» (!). В тот же день начал выходить печатный орган Петросовета «Известия Петроградского совета рабочих депутатов». 1 (14) марта 1917 года произошло объединение Петросовета с Советом солдатских депутатов, образованным из депутатов Петроградского гарнизона. Единый орган получил название «Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов». Точно установить численность Петросовета в феврале-марте 1917 года трудно, если вообще возможно. Но, по всей видимости, она доходила до нескольких тысяч депутатов. Конечно, классический парламентаризм не знал ничего подобного. Максимальная численность нижней палаты «буржуазного» парламента ненамного превышала 700 депутатов. «Пленарные заседания» Петросовета и даже заседания его Исполкома были неуправляемыми, бесконечно долгими (особенно заседания Исполкома) и более напоминали непрекращающийся митинг. В этих условиях огромную роль играло политическое ядро Петросовета и Исполкома, которое и направляло энергию депутатов и членов Исполкома в нужное русло. Тем не менее, очень скоро Петросовет начал позиционировать себя как центр власти, альтернативный Временному правительству. Так было положено начало еще одному «двоевластию». Но это уже другая история…
В момент отречения от престола император Николай II был в Пскове, где находился штаб армий Северного фронта. Во второй половине 2 (15) марта 1917 года в Псков выезжают представители Государственной думы А.И. Гучков и В.В. Шульгин для переговоров с Николаем II. В тот же день в 23:40 Николай II передал Гучкову и Шульгину Акт об отречении, в котором он отрекся от престола в пользу своего брата великого князя Михаила Александровича Романова (1878-1918 гг.). Напоследок Николай II подписал указ об увольнении в отставку прежнего состава Совета министров и о назначении председателем Совета министров князя Г.Е. Львова и еще ряд документов.
В Петрограде в Таврическом дворце в ночь с 1 (14) на 2 (15) марта 1917 года проходили переговоры об образовании правительства между Временным исполнительным комитетом Государственной думы и Исполкомом Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов с участием ЦК партии кадетов и Бюро Прогрессивного блока. В результате к утру согласовали не только первый состав Временного правительства, в которое вошли 11 министров, но и обговорили основные направления его политической программы. Было решено, что Временное правительство обеспечит демократические свободы всем гражданам, отменит сословные, вероисповедные и национальные ограничения, заменит полицию народной милицией, подчинённой органам местного самоуправления, начнёт подготовку к выборам в Учредительное собрание и в органы местного самоуправления на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования и т.д. На следующий день 2 (15) марта 1917 года прошло первое заседание Временного правительства, и в тот же день был официально опубликован его персональный состав. Причем, сделано это было до официального опубликования Манифеста Николай II об отречении от престола.
3 (16) марта 1917 года великий князь Михаил Александрович подписал документ, в котором соглашался «восприять верховную власть, если такова будет воля великого народа нашего, которому надлежит всенародным голосованием, чрез представителей своих в Учредительном Собрании, установить образ правления и новые основные законы Государства Российского». В этом же документе он призвал «всех граждан державы Российской подчиниться Временному правительству, по почину Государственной думы, возникшему и облеченному всею полнотою власти, впредь до того, как созванное в возможно кратчайший срок на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования Учредительное собрание своим решением об образе правления выразит волю народа».
На свалку истории. 3 (16) марта 1917 года Временное правительство обнародовало «Декларацию Временного правительства о его составе и задачах». Первым пунктом программы Временного правительства была «полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и религиозным, в том числе террористическим покушениям (!), военным восстаниям (!) и аграрным преступлениям и т.д. Вторым пунктом – свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек «с распространением политических свобод на военнослужащих в пределах, допускаемых военно-техническими условиями». Затем шла отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений. Четвертого пункта удостоилась «немедленная подготовка к созыву на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования Учредительного собрания, которое установит форму правления и конституцию страны». Затем шла замена полиции народной милицией и выборы в органы местного самоуправления на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования. Завершалась Декларация обязательством не разоружать и не выводить из Петрограда воинских частей, принимавших участие в революционном движении. То есть питерские дезертиры получали гарантию от Временного правительства в том, что они не попадут на фронт. Последним аккордом прозвучало обещание «при сохранении строгой военной дисциплины в строю и при несении военной службы» устранение для солдат «всех ограничений в пользовании общественными правами, предоставленными всем остальным гражданам». О возобновлении деятельности Государственной думы и Государственного совета – ни слова.
Временное правительство очень скоро было признано за рубежом: 9 (22) марта 1917 года его признало правительство США (!), а спустя два дня, 11 (24) марта 1917 года – правительства Великобритании и Франции. Западные «демократии» всегда были щепетильны в вопросах конституционной формы. Поэтому обращали особое внимание на наличие волеизъявления парламента или того, что можно считать таковым. Конечно, большинство членов Временного правительства состояло из депутатов Государственной думы 4-го созыва (И.В. Годнев, А.Ф. Керенский, А.И. Коновалов, В.Н. Львов, П.Н. Милюков, Н.В. Некрасов, М.И. Скобелев, А. И. Шингарёв), но само Временное правительство было сформировано не Государственной думой, а Временным комитетом членов Государственной думы, что и подчеркивалось в «Декларации Временного правительства о его составе и задачах» от 3 (16) марта 1917 года. А это, извините, большая юридическая разница. Тем не менее, на Западе с энтузиазмом встречают новости из России. Складывается ощущение, что за океаном, а также на другом конце Европы изначально были в курсе происходящего, поэтому не потребовалось ничего официально выяснять и прояснять, проводить встречи и переговоры. Следует обратить внимание на тот факт, что США 9 (22) марта 1917 года признали Временное правительство, а 24 марта (6 апреля) 1917 года вступили в Первую мировую войну. Дело в том, что вопрос о вступлении США в Войну был уже решен «в верхах», но «демократические» Соединенные Штаты не могли вступить в войну на стороне царской России – страны террора, антисемитизма, черносотенства и т.д. Дело в том, что в Первой мировой войне Россия оказалась не на той стороне. По логике вещей, она должна была бы воевать на стороне «тиранических империй» – Германской, Австро-Венгерской и Османской, а не на стороне «свободного мира», в который входила Великобритания, Франция, Италия, Греция, Сербия и готовились войти Соединенные Штаты. Россия своим присутствием в Антанте все портила, вынуждая «страны Свободы» вступать в очевидно победоносную войну в союзе с «ужасной» Россией и ее «кровавой» «азиатской» монархией. Февральская революция оказалась как нельзя кстати. В итоге, американские сторонники вступления США в Войну могли доложить своим соотечественникам, что народ России поднялся на борьбу «за Свободу», Царь низложен, к власти пришло «демократическое правительство». Соответственно, США вступают в войну на стороне «Добра и Счастья».
Проблема России была в том, что из февральского политического кризиса страна не могла выйти каким-либо «демократическим» способом. Быстро провести всеобщие, равные, прямые и тайные выборы в стране, в которой они никогда не проводились, было невозможно. Как их вообще можно было провести тогда в стране таких размеров, которая, ко всему прочему, третий год вела кровопролитную войну? Думская оппозиция, приспособленная к кулуарным интригам и заговорам, была не приспособлена к публичной политике и не умела руководить «революционными массами». Оставалось выкручиваться, пытаясь хоть как-то свести знания из учебников о демократических республиках с российской реальностью тех дней, создавая нелигитимное «народное» правительство.
В водовороте событий марта 1917 года Государственная дума как-то потерялась, и о ней все реже вспоминали. Она была распущена Николаем II до апреля 1917 года, пока не уляжется смута. Да, она изредка собиралась на «частные» заседания, но этого было слишком мало для органа «революционной демократии», пусть даже буржуазной. Во всяком случае, после отречения Николая II Дума могла бы собраться в Таврическом дворце как легитимная нижняя плата парламента. Можно было бы возобновить работу Государственного совета и позиционировать Временное правительство как правительство, сформированное легитимной Думой и легитимным Госсоветом. Получилась бы картина парламентской идиллии на французский манер. Параллельно можно было подготовить и провести выборы в Учредительное собрание. Однако ничего из этого не было сделано. Временное правительство преподнесло себя как законного преемника верховной власти Российской Империи, причем сразу и исполнительной, и законодательной. Хотя первоначально оно даже подчеркивало свою связь с Государственной Думой. Кстати, до переезда в Мариинский дворец Временное правительство работало в правом крыле Таврического дворца, в левом его крыле, что очень символично, работал Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, который перебрался в Смольный институт только 3 августа 1917 года.
Что же было не так в Государственной думе 4-го созыва? Почему от нее так легко отказались те, кто использовал ее «по полной» на протяжении почти 11 лет? Видимо, дело в том, что Государственная дума 4-го созыва, как и Государственная дума трех предыдущих созывов, формировалась очень «мутным» способом. Да, депутатов избирали, но выборы были не всеобщие, не равные, не прямые. Они были многоступенчатыми и проводились по так называемым «куриям». Порядок выборов давал широчайший простор для административных махинаций на местах, направленных на то, чтобы в Думу попали только благонадежные подданные Его Императорского Величества. Об этом все знали, и авторитет Государственной думы 4-го созыва был соответствующим. С началом февральских событий Дума казалась разгоряченной толпе чем-то далеким и нереальным. Видимо, поэтому о продолжении деятельности Государственной думы в 1917 году не было и речи. Воспоминания о Государственной думе блекли на фоне реально существовавшего и клокотавшего эмоциями многолюдного Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. В глазах солдат и населения Петрограда распущенная Царем «картавая» Дума при ее сравнении с «орущим» Петросоветом проигрывала по всем статьям. Но, пожалуй, главным из того, что исключало созыв «царской» Думы и «царского» Госсовета, было ожидание созыва Всероссийского учредительного собрания.
Народ усвоил идею Учредительного собрания еще во время революции 1905-1907 года и требовал его созыва в 1917 году. Разные партии могли называть Учредительное собрание, например, Всероссийским земским собором, но все понимали, о чем идет речь. Для того времени очень характерна формула «Учредительное собрание Хозяина Земли русской». «Хозяин Земли русской» – это Русский народ. Кстати, прежде чем появился лозунг «Вся власть – Советам!», Россию сотрясал клич: «Вся власть – Учредительному собранию!». Желание созыва Учредительного собрания в какой-то момент приобрело какой-то невротический накал – первый признак неизбежного глубокого разочарования. Простые люди верили, что какое-то собрание разом решит все их проблемы, тогда как главная, если не единственная, миссия любого учредительного (конституционного) собрания – это разработка и принятие конституции!! Тем не менее, эту веру не могла проигнорировать ни одна политическая партия России. Поэтому подготовка к созыву и созыв Учредительного собрания были главными пунктами любой партийной программы того времени, включая программу большевиков.
А готовить было что. Само избрание Всероссийского Учредительного собрания требовало проведения всеобщих, равных, прямых и тайных выборов в огромной России, в стране, в которой, как минимум, половина населения жила не в начале XX, а в лучшем случае – в конце XVIII века. Проведение таких выборов требовало титанических усилий, и это прекрасно понимали люди во власти. События развивались медленно. Только в конце мая 1917 года при Временном правительстве было сформировано и начало работу Особое совещание для подготовки проекта Положения о выборах в Учредительное собрание. Разработка Положения о выборах была завершена в августе 1917 года, но утверждалось оно Временным правительством частями, по мере разработки, с 20 июля (2 августа) по 23 сентября (6 октября) 1917 года. В результате получился сверх демократический закон о выборах: право голоса получили женщины и военнослужащие, был установлен 20-летний возрастной ценз и больше никаких цензов – ни имущественного, ни образовательного и никакого иного. Только представьте себе, было запланировано избрать чуть более 800 депутатов Учредительного собрания! В тех условиях провести мажоритарные выборы было просто нереально, поэтому было решено проводить пропорциональные выборы, когда каждый избиратель голосовал за один из «кандидатских списков», заявленных политическими партиями, принявшими участие в выборах. Это значительно облегчало задачу предвыборной агитации.
Все было бы очень хорошо, если бы не происходило так медленно. Нелегитимное Временное правительство затягивало состояние всеобщей нелегитимности, хотя ему с каждым днем становилось все сложнее удерживать власть в своих руках. Долго тянулась подготовка к выборам в Учредительное собрание, дата выборов передвигалась на более поздние сроки. Такое отношение Временного правительства к Учредительному собранию невозможно было скрыть от широкой российской общественности, и левые политические партии поднимают Учредительное собрание на свои щиты. Конечно же о Государственной думе не было и речи. Временное правительство и стоящие за ним политические силы пытались противопоставить Петросовету до созыва Учредительного собрания что-нибудь парламентско-демократическое, но из этого тоже ничего не вышло. Тем временем Временное правительство присваивало себе все новые полномочия. Так 1 (14) сентября 1917 года Временное правительство, не дожидаясь созыва Учредительного собрания, провозгласило Россию демократической республикой. При этом вопрос о дальнейшей судьбе царской Государственной Думы формально оставался открытым, и только 6 (19) октября 1917 года Временное правительство официально распустило ее «в связи с назначением выборов во Всероссийское учредительное собрание», хотя оно не имело на это полномочий. Государственную думу и Государственный совет могло распустить только Учредительное собрание.
В начале сентябре 1917 года в Петрограде проходят выборы в Петросовет. Большинство мест в Петросовете получают большевики. 7 (20) сентября 1917 года меньшевик, бывший депутат Государственной думы 4-го созыва Н.С. Чхеидзе (1864-1926 гг.) сложил с себя полномочия Председателя Исполнительного комитета Петросовета. Его место занял Л.Д. Троцкий (1879-1940 гг.), бывший Председателем Петросовета еще в 1905 году. 16 (29) октября 1917 Петросовет сформировал Военный Революционный комитет (РВК), в состав которого вошли только большевики, левые эсеры и анархисты. Началась открытая подготовка вооруженного восстания. В ночь с 24 на 25 октября (с 6 на 7 ноября) 1917 года восставшие захватывают все ключевые пункты Петрограда и арестовывают Временное правительство. Так власть перешла в руки Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. 25 октября (7 ноября) 1917 года в 22:40 (!) в Смольном (резиденции Петросовета) открылся Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, на котором большевикам и левым эсерам принадлежало большинство голосов. Съезд провозгласил переход власти к Советам «в центре и на местах».
Свергнувшие Временное правительство большевики, левые эсеры и анархисты не отказались от созыва Учредительного собрания, и подготовка к его выборам продолжалась. 12-14 (25-27) ноября 1917 года прошли долгожданные выборы в Учредительное собрание. Правда, удалось избрать только 766 депутатов. К этому времени «Всероссийское Учредительное собрание Хозяина Земли русской» для многих превратилось в «Учредиловку». Пик нетерпения был давно пройден. В итоге в выборах приняли участие менее 50% избирателей. Большевики получили всего 180 мест. Относительное большинство мест в Учредительном собрании получила Партия социалистов-революционеров (эсеры) – 374 места. Было ясно, что Учредительное собрание не поддержит октябрьский переворот и «совдепы». Большевиков, левых эсеров и примкнувшим к ним анархистам такое Учредительное собрание категорически не устраивало, и его участь была предрешена. 5 (18) января 1918 года состоялось первое заседание «Учредиловки», правда, оно затянулось до утра 6 (19) января, когда было распущено революционерами, захватившими власть в Петрограде. Тем не менее, Учредительное собрание успело провозгласить Россию «федеративной демократической республикой», отменить собственность на землю (!) и призвать к прекращению Первой мировой войны и заключению мира.
Так, с 6 (19) января 1918 года прекратил свое существование легитимный орган государственной власти, единственный с момента отречения Николая II от престола. А, в ночь с 16 на 17 июля 1918 года последний русский император Николай II без суда был убит вместе со своей семьей и свитой. В России наступила эпоха Советской власти.
Все фотографии из личного фотоархива автора и общедоступных источников
Литература по теме:
Гоголевский А.В., Ковалев Б.Н.(Состав.). Русский конституционализм: от самодержавия к конституционно-парламентской монархии. – М., 2001
Государственный строй Российской Империи накануне крушения: Сборник законодательных актов. – М., 1995
Демин В.А. Государственная Дума России (1906-1917): Механизм функционирования. – М., 1996
Коркунов Н.М. Русское государственное право. Том 1. Введение и общая часть. – СПб., 1899
Коркунов Н.М. Русское государственное право. Том 2. Особенная часть. – СПб., 1899
Корф С.А. Русское Государственное Право. Часть 1. – Петроград, 1915
Леонтович В.В. История либерализма в России: 1762-1914. – М., 1995
Протасов Л.Г. Всероссийское Учредительное собрание: история рождения и гибели. – М. 1997
Яковлев Н.Н. 1 августа 1914. – М., 1993
Яковлев Н.Н. Последняя война старой России: Книга для учителя. – М., 1994
Продолжение следует