Большой Академический Кинотеатр на площади Свердлова. 1936 г., А.В. Великанов, И.В. Ткаченко и Ю.В. Щуко / 3D модель
«Пока народ безграмотен, из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк»! Заветы Ильича большевики помнили, и 1930-х намеревались на площади Свердлова напротив здания Большого театра построить Большой академический кинотеатр на 3000 мест. Новый кинотеатр должен был архитектурно подчинить себе здание Большого театра. В конкурсе участвовали три бригады архитекторов, но все проекты были признаны неудачными, и от идеи отказались. Всё, что осталось от изначального замысла — «временный» павильон выхода станции метро Площадь революции. Его хотели встроить в новое здание.
Конкурс на проект Большого академического кинотеатра был объявлен осенью 1936 года.
Большой академический кинотеатр — крупное общественное сооружение, которое по плану реконструкции Москвы 1935 года должно было быть построено на площади Свердлова напротив здания Большого театра.
На конкурс были представлены следующие проекты:
- Проект А. П. Великанова, Ткаченко И. В. и Щуко Ю. В.
- Проект А. Н. Душкина, с соавторами В. С. Белявским и Н. С. Князевым
- Проект Д. Н. Чечулина и К. К. Орлова
Все проекты были признаны неудачными. В качестве причин были указаны следующие:
- Проекты не смогли решить проблему реконструкции площади Свердлова, что требовало задание на проектирование (по этому же заданию они должны были предложить свой вариант решения фасада гостиницы «Москва», выходящего на площадь).
- Проектные предложения страдали гигантоманией, с которой как раз начинали усиленно бороться (кубатура во всех проектах была чрезмерно завышена).
В первых числах июня 1936 г. «Архитектурная газета» сообщала о начале проектирования Большого кинотеатра СССР, который «будет построен над вестибюлями станций метро «пл. Свердлова» и «пл. Революции»». В заметке особо подчёркивалась сложность этой задачи, которая потребовала проведения ряда совещаний руководителей Отдела проектирования и Отдела планировки Моссовета и проектировщиков с работниками Метростроя.
Эскизные проекты, заказанные Д.Н. Чечулину и А.Н. Душкину, должны были быть готовы к 1 августа того же года, однако, этот срок не был соблюдён. Как позднее писал начальник ГУФК Б.З. Шумяцкий, «работа была задержана временным снятием в июне месяце строительства Большого кинотеатра с титулов» 1936 г. и внесением СНК СССР (№ 1317 от 21/VII-c.г.) изменения в первоначальное задание, снизившего мощность кинотеатра с 4000 мест до 3000 мест». Таким образом, «к развёртыванию проектирования, начиная со стадии конкурсного проекта, можно было фактически приступить лишь с 20-х чисел июня».
Несмотря на то, что постановление правительство обязывало ГУКФ «к 1 ноября 1936 года представить в СНК СССР смету строительства большого кинотеатра в Москве», только в середине октября экспертная комиссия Отдела проектирования Моссовета на выездном заседании в Доме кино рассмотрела конкурсные проекты, которых было уже три. Третий был выполнен коллективом в составе А.П. Великанова, И.В. Ткаченко и Ю.В. Щуко под руководством В.А. Щуко.
Объяснить появление ещё одного проекта авторства ленинградских архитекторов можно, если обратиться к истории реконструкции столицы после принятия постановления ЦК ВКП(б) и СНК «О генеральном плане реконструкции города Москвы» 1935 года. Согласно этому документу, Моссовет должен был «в течение года, на основе утверждённых красных линий, разработать и утвердить детальные планы застройки улиц и площадей города, оформляемых в течение ближайших десяти лет». В число этих улиц и площадей входили новый проспект, ведущий от площади Дзержинского мимо Дворца Советов в Лужники, и центральные площади Москвы — Ногина, Дзержинского, Свердлова” и Революции. После реорганизации планировочных мастерских Моссовета в середине сентября 1935 года, разработка проекта реконструкции всей этой территории была поручена архитектурно-планировочной мастерской №2 под руководством В.А. Щуко и Г.Ф. Гельфрейха.
Вероятно, именно они пригласили к участию в этой работе главного архитектора Ленинграда Л.А. Ильина и ряд молодых ленинградских архитекторов. Во всяком случае, авторами представленного и середине 1936 года проекта реконструкции центра Москвы числились Л.А. Ильин, И.В. Ткаченко, В.В. Шило, хотя проект и был заявлен как выполненный планировочной мастерской №2.
Частью этого проекта было здание большого кинотеатра между улицей 25 Октябрями площадью Свердлова, и поскольку проект реконструкции центра разрабатывался одновременно с конкурсными проектами здания кинотеатра, привлечение его авторов к конкурсу представляется вполне закономерным. Найденное ими при разработке проекта реконструкции центра Москвы общее планировочное решение здания кинотеатра было использовано в конкурсном проекте. При этом стилистическое решение здания кинотеатра было выдержано в духе их проекта реконструкции площади Свердлова.
Несмотря на то, что проект реконструкции центра Москвы был в целом принят весьма положительно, архитектурное решение здания кинотеатра в конкурсном проекте А.П. Великанова. И.В. Ткаченко и Ю.В. Щуко на заседании экспертной комиссии Отдела проектирования Моссовета не встретило безоговорочного понимания. И.В. Рыльский — референт проекта — в общем высказался о нём одобрительно, «отметив, однако, что архитектура их проекта весьма архаична и скучна».
Работа двух других авторских коллективов также была оценена достаточно критически: «Докладчик по проекту арх. Д.Н. Чечулина и К.К. Орлова проф. Н.В. Докучаев подверг резкой критике проект и высказал мнение, что он не может лечь в основу нового кинотеатра. Тов. Н.А. Круглов, выступивший референтом по проекту арх. А.Н. Душкина, подчеркнул хорошо решённые автором проекта планы и весьма спорную архитектуру здания». Начальник Отдела проектирования Моссовета, подводя итог обсуждению, отметил необходимость дальнейшего обсуждения вопроса, поскольку «ни один из предложенных проектов по своему объёмному решению не может лечь в основу Большого академического кинотеатра СССР». <продолжение истории>
А также:
- Москва, которой не было — 1920—1970