Опять эти люди все портят!
14 декабря в мировой прокат выходит «Аватар: Путь воды» – продолжение легендарного блокбастера Джеймса Кэмерона. Критики, посмотревшие вторую часть заранее, хвалят фильм за новых персонажей, захватывающий финал и потрясающие спецэффекты.
Первый «Аватар» тоже называли визуальным шедевром. Но фильм о синих человечках показывали в кинотеатрах аж 13 лет назад. С тех пор кинематограф пережил несколько технологических метаморфоз, а зрителей уже не удивить CGI-графикой и масштабной картинкой. Но хорош ли фильм в отрыве от вау-эффекта и в чем главная проблема оригинального «Аватара»? Отвечаем на эти вопросы.
«Аватар» – предсказуемая история
Вы же помните сюжет? Бывший морпех Джейк Салли становится частью экспедиции на спутник Пандора, где обитают на’ви – разумные существа с синей кожей. Там пехотинец получает аватара, которым можно управлять силой мысли, проникает в общество на’ви, влюбляется в девушку по имени Нейтири и понимает, что людей интересует не изучение биосферы, а нажива. Ради денег и ресурсов плохие парни готовы истребить инопланетную расу.
История раскручивается на протяжении двух с половиной часов, и за это время в сюжете не будет ни внезапных поворотов, ни какой-либо интриги. Когда Джейк впервые встречает Нейтири, даже самый неискушенный зритель поймет, что скоро ребята полюбят друг друга. А физиономия полковника Майлза Куоритча с первой секунды намекает нам, что брутальный вояка – тот еще мерзавец. Персонажи, как и зритель, просто движутся к финальной схватке – сквозь тропические леса Пандоры и дорогостоящие спецэффекты Кэмерона.
Но даже спустя 13 лет «Аватар» остается эмоциональным фильмом. Вы будете болеть за синекожих аборигенов. Вас будет тошнить от поведения людишек. Вам захочется дать в морду Куоритчу и другим злодеям. И, самое страшное, вы найдете параллели с реалиями 2020-х. «Аватар» рассказывает о битве добра со злом и об обычном человеке, которому приходится выбирать сторону. Банально? Да, но работает безотказно.
Сцены с людьми – худшая часть «Аватара»
Все, что касается Пандоры, на’ви и трансформации Джейка Салли в синего гуманоида, выполнено на высочайшем уровне. Графика не вызывает таких восторгов, как в 2009-м, но предъявить ей не за что. Чувствуется и масштаб вселенной: как только главный герой ложится в капсулу для управления аватаром, фильм расцветает.
Но стоит Салли проснуться, и магия исчезает. Мало того, что сам Джейк – типичный морпех-красавчик с тяжелой судьбой, так еще и рядом бегают исключительно стереотипные персонажи: от нелепого ученого Норма до хохмача-администратора Селфриджа и мудрой тетки в лице Сигурни Уивер. Дефолтная пачка характеров из ларька на въезде в Лос-Анджелес – не запоминается никто.
Будете пересматривать «Аватар»? Тогда проматывайте сцены в лаборатории: в 2022-м они не вызывают эмоций. Тотальная серость, созданная, видимо, чтобы лишний раз подчеркнуть красоты Пандоры.
Полковник Куоритч – слишком дешевый злодей
«Я – человек-слово», «Тогда сделайте это, капрал!», «Сегодня я проставляюсь», «Работаем быстро, а то обед остынет» – и в этом весь Куоритч. Даже инопланетный хищник, оставивший шрамы на голове этого мужика, не выбил из него пафос второсортных милитари-боевиков.
Сложно поверить, что так выглядит и звучит антагонист фильма с бюджетом в 237 миллионов долларов. Возможно, Кэмерон заимствовал персонажа из патриотичных би-муви, чтобы прожарить его на глазах у зрителей: полковник ведь оказался злодеем, а при прочих равных (и в любом другом проекте) мог стать гордостью нации. Но это не оправдывает боль, которую приносит каждая фраза Куоритча. Его настольная книга – цитатник брутального бумера с военным бэкграундом.
И такие, как Куоритч, мешают «Аватару» нормально состариться. Для технологичного фильма Кэмерона людишки – не меньшая угроза, чем для Пандоры. Поэтому финальная битва, в которой побеждают инопланетные гуманоиды, так радует глаз. Лучшие элементы блокбастера выгоняют худших – и наступает гармония. «Только немногим разрешили остаться», – отмечает Джейк Салли за минуту до конца фильма.
Ощущение, что время поделило «Аватар» на две противоположные части. Первая (за пределами лаборатории) отлично сохранилась, а вторая (внутри лаборатории) выглядит как рудиментарный орган. Единственная функция – двигать незнакомый зрителю сюжет – была важна в момент премьеры, но бесполезна при пересмотре фильма: все и так всё знают. Продолжению, каким бы грандиозным ни был визуал Пандоры, придется поработать и над теми, кто прилетел туда с планеты Земля. Эти полковники, морпехи и ученые (если верить На’ви) – все-таки небесные люди: может, в этот раз обойдемся без приземленных образов?
«Уэнсдэй» – слабый, но приятный сериал. Почему им все восхищаются?
Кто самый успешный актер Голливуда? Вы вряд ли о нем слышали