Глубокая, нелинейная и отлично прописанная история возвращается с озвучкой
Значение оригинальной Tactics Ogre сложно переоценить. Она вышла в 1995 году на SNES и стала (вместе с Front Mission) пионером и популяризатором изометрической перспективы на поле боя и вертикальных локаций в тактических RPG. Глубина Tactics Ogre настолько впечатлила публику, что в Японии ее до сих пор добавляют в топы лучших игр в истории. Поэтому неудивительно, что в 2022 году Square Enix выпускает уже второй ремейк подряд под заголовком Reborn (вслед за вышедшим в 2011-м на PSP).
Впрочем, не одним геймплеем славилась Tactics Ogre. В то время как практически все остальные игры пережёвывали одни и те же анимешные клише, а персонажи укладывались в расхожие типажи, автор Ясуми Мацуно написал эпическую и ветвящуюся историю о макиавеллианском противостоянии средневековых лордов. Тут размыты рамки хорошего и плохого, каждая из десятка сторон конфликта действует в своих интересах, а вчерашние враги завтра могут оказаться союзниками — и наоборот. Мацуно вдохновлялся реальными катастрофами 90-х, такими как война в Югославии и геноцид в Руанде. И оттого события, в которых может поучаствовать герой, настолько мрачны, что прозвище «огр», то есть «людоед», может закрепиться за ним самим.
После смерти короля, не оставившего наследников, его владения раскололись по границам проживания двух крупных народов. Однако Денам Павел, протагонист игры, — представитель нацменьшинства, который живет в резервациях под гнетом. Денам, его сестра и друг присоединяются к повстанцам, которые сражаются за освобождение народа. И очень быстро они сталкиваются со сложнейшей дилеммой. Когда одна из резерваций отказывается присоединиться к борьбе против угнетателей, лидер бунтовщиков приказывает вырезать всё поселение и свалить вину на власть имущих, чтобы вокруг трагедии объединить народ.
Герой любой другой игры ответил бы сам, но Денам может выбирать. Отказаться — и он станет клятвопреступником и предателем своего народа. Согласиться — и на его руках будет кровь невинных, смыть которую никогда не удастся. Хороших вариантов нет, и решение, принятое Денамом, определит его дальнейшую судьбу.
Вообще в Tactics Ogre есть две такие важные развилки и три сценария. Все они, правда, подводят к одному финалу. Но есть и различия — судьбы персонажей могут сложиться по разному. У многих попросту не выйдет дожить до конца войны: от смерти на поле боя никто не застрахован. Впрочем, как и от предательства бывших соратников.
Ясуми Мацуно — известный перфекционист (возможно, именно это и не позволило ему завершить работу над его magnum opus — Final Fantasy XII): для каждого персонажа Tactics Ogre, даже для мимолётных противников, погибающих при первой встрече с Денамом, он прописал подробную предысторию. В переиздании игры для PSP создатели заметно расширили лор и сценарий, а переводчики блестяще адаптировали материалы на английский. В Reborn появилась озвучка, японскую версию которой курировал сам Мацуно. В общем-то появление озвучки и изменения в ролевой системе — ключевые отличия между Reborn и PSP-версиями игры. Так что если Tactics Ogre вас в первую очередь заинтересовала историей, новинка ничего нового не предложит.
Что касается боёв, занимающих большую часть хронометража, то они проходят по схеме, прекрасно известной любому человеку, который хоть раз сталкивался с тактическими RPG (ведь Tactics Ogre во многом заложила каноны жанра). На просторном поле, на которое мы смотрим с изометрической перспективы, располагаются два противоборствующих отряда; один контролируете вы, другой — противники. Под вашим контролем может быть до 12 (!) юнитов, а у врагов — и того больше. Ввиду этого (и соответствующих размеров боевых арен) сражения в Tactics Ogre часто ощущаются затянутыми.
У каждого бойца своя роль: рыцари живучие и мешают врагам пройти, лучники обстреливают противников с расстояния, маги кастуют заклинания, предварительно накопив очки маны (они начинают с пустой шкалой и восстанавливают понемногу каждый ход). За счет специальных умений в свою команду можно завербовать находящихся при смерти противников, в том числе и монстров. Так что простор для тактических решений в Reborn довольно большой — по крайней мере, в теории.
В отличие от PSP-версии игры, где прокачивались не сами персонажи, а их классы (что сильно демотивировало менять профессии), в Reborn у каждого юнита свой уровень. Однако игра ставит максимальный потолок для героев, постепенно повышая его по мере продвижения по сюжету. Менять классы можно между боями, получив сперва «билетик» на нужную профессию (как правило, в качестве трофея). Однако в отличие от Final Fantasy Tactics, следующей работы Мацуно, в Tactics Ogre нет контроля за разучиванием умений — они сами собой появляются при прокачке и в массе своей оказываются пассивными.
Например, перк на +10% очков здоровья, постоянно повышающий ваш запас прочности. Или умение «Медитация», жизненно необходимое для магов: оно даёт определённый шанс того, что в начале своего хода ваш юнит получит дополнительную ману. Да, активация столь важных способностей тут полностью зависит от рандома.
Чтобы немного помочь с этим, в Reborn на поле боя произвольным образом появляются карты, которые дарят разные эффекты — от повышения шансов срабатывания умений и нанесения критических повреждений до увеличения физического или магического урона. Правда, возникнуть они могут где угодно — например, у врага под боком. Или так далеко, что марш-бросок туда и обратно будет стоить юниту нескольких ходов.
При этом складывается ощущение, будто игра балансировалась с расчётом на эти карты. У противников тонны здоровья, а нормальный урон по ним способны нанести лишь редкие воины. К счастью, в большинстве стычек достаточно одолеть лишь вражеского командира, иначе они затягивались бы ещё больше. Увы, проблемы с тактической составляющей на этом не заканчиваются.
Среди врагов очень часто встречаются или летающие, или те, что умеют атаковать с больших расстояний, из-за чего выстроить полноценную линию обороны, как в каких-нибудь Fire Emblem, тут не получится. Впрочем, как и убрать слабеньких магов и лучников куда-то подальше — все равно их достанут. Нередко складывается ситуация, когда противники за один ход могут снести весь арьергард игрока. Но они не делают этого лишь по прихоти ИИ, который часто распыляет внимание, а не концентрируется на одной цели.
Полагаться на живучих и мощных рыцарей, как и им подобных, тоже не очень получается: они могут держать оборону, но не наступать эффективно. Ведь у их аналогов из вражеского стана почти всегда есть аура, блокирующая передвижение в радиусе 1-2 клеток. То есть, пока они живы, в тыл к противнику не пройти, а убить их не так-то просто, ведь в каждом бою у нескольких врагов гарантированно есть лечащие заклинания.
Ответом на эти проблемы стали драконы, которых, как и остальных монстров, можно перевербовать. У них высокая защита, нереальное количество здоровья, бесплатная (не требующая очков маны) дистанционная атака и мощные суперы. Взять десяток таких исполинов, поставить между ними тренера-зверолова, в свой ход усиливающего всю живность вокруг, и исход каждой потасовки предопределён.
На драконью «мету» я вышел сам, но, почитав дискуссии в Интернете, выяснил, что это весьма популярный в народе вариант составления эффективной боевой команды. Так же, как и в предыдущем ремейке Tactics Ogre для PSP, все брали себе исключительно лучников, в Reborn публика обращается к драконам.
Но вот только играть так несколько скучно. Каждый бой проходит по одному сценарию, а попытки разбавить армию другими юнитами не оборачиваются успехом: сюжетная волшебница наносит столько же урона, как и драконы, но гибнет с двух арбалетных болтов, а уникальный мастер огнестрела не только недостаточно мощно лупит, но и преступно близорук.
Скучно становится ещё и потому, что сражений в Tactics Ogre очень много, и под конец игры, когда сценарий начинает буксовать, от однообразных битв сильно устаешь. Это сквозная проблема всех версий игры: пройдя с удовольствием Tactics Ogre на PSP в 2011 году, я не вернулся к ней впоследствии посмотреть другие сценарии или заняться опциональным контентом. И сейчас я очень остро осознаю, почему.
Опционального контента в Tactics Ogre, кстати, навалом. Тут не только три сюжетных пути, но и уйма секретных персонажей, поиск ингредиентов для крафта мощного оружия и десятки необязательных боев. Впрочем, тут-то неподготовленных может неприятно удивить типичный геймдизайн 90-х: заоблачный гринд, мизерные шансы для сбора нужных предметов, непонятные и запутанные условия получения персонажей. В конце концов, даже свои основные механики игра не объясняет достаточно хорошо. С одной стороны, это достаточно аутентично, с другой — от ремейка 2022 года выпуска, заметно меняющего геймплей, хотелось бы гораздо большего.
Tactics Ogre Reborn — хороший, но не ультимативный ремейк одной из самых важных тактических RPG в истории. В неё стоит поиграть ради увлекательного сюжета, прекрасной английской локализации и боевой системы, полной возможностей и нюансов. Но при этом заметные огрехи в балансе и общая затянутость не позволяют назвать Reborn безусловным хитом.