Привет.
Люди финансового рынка – гении, злодеи, филантропы, скряги. Разные они все, иногда работающие для себя, иногда пытающиеся облагодетельствовать весь мир, а иногда просто плывущие по течению дилетанты, которым улыбается удача, и они становятся успешными и знаменитыми. И истории разные, но всегда познавательные и интересные.
Сегодняшний персонаж моей истории очень не однозначный человек – преступник, плут, мошенник, картежник и ветреный повеса, но при этом гениальный финансист идеями которого финансовая система пользуется до сих пор. Он сумел вытащить европейскую державу из долговой ямы, и тут же отправил её в еще более глубокую.
Джон Ло.
Франция начало 18-го века, 1715 год, король Людовик XIV почил, оставив в наследство пятилетнему сыну крепкую и хорошо управляемую страну. Правда, с одним но, при годовом доходе страны в 145 миллионов ливров, внешний долг был 3 миллиарда. Регент страны – герцог Филипп Орлеанский пытался, конечно, пополнить скудные финансовые запасы, да и с долгами рассчитываться, но получалось, откровенно говоря, плохо. И вот тогда, на беду, или на счастье Франции, её границу как раз и пересек – Джон Ло.
Красавчик Ло - так его называли в родном Эдинбурге, был прожигателем жизни. Богатые родители оставили ему неплохое наследство, получив которое молодой человек, стал кутить, сначала в родном городе, а затем и в Лондоне. Но здесь с Ло случилось неприятность, он убил на дуэли человека, и был заключен в тюрьму, но с помощью друзей бежал с Британских островов на континент. Обосновавшись в Голландии, он проникся любовью к финансам, и стал изучать деятельность Амстердамского банка, одного из самых известных и надежных в мире, на тот момент. Увлечение экономикой и банковским делом, вылилась в написание книги – «Деньги и торговля, рассмотренные в связи с предположением об обеспечении нации деньгами». Идея этой книги проста – страна должна выпускать бумажные деньги, без них экономике не обойтись. А печатать их должен государственный банк. Увлечение финансами, выявило в Джоне еще один талант, он стал неплохим спекулянтом картинами и ювелирными изделиями, это помогло обзавестись очень и очень влиятельными друзьями, и знакомыми. Путешествуя по Европе, Ло занимался бизнесом, приносившим неплохой доход, а также продвигал финансовую идею, описанную в его книге, но безуспешно, новые веяния никто не спешил принимать. Была у шотландца правда и еще одна сторона жизни, Джон был картежник и дебошир, не раз нарушавший законы стран, где находился.
Вот такой персонаж и прибыл во Францию. Слава бежала впереди Ло, герцог Орлеанский уже знал, кто прибыл с визитом в его страну, и готовил указ о выдворении шотландца за пределы государства. Но решил сначала переговорить с ним – финансист как-никак, вдруг чего предложит путного, с бюджетом государства все же беда. Уж не знаю, возможно повлияло бедственное положение Франции, а может регент поверил ветреному шотландцу, но указ был отменен, а Ло назначен директора вновь созданного банка Banque Generale. Во Фракции стали выпускать бумажные деньги, но делать это мог только банк Ло. Банкноты в любой момент моги быть обменены на золото и серебро, а их подделка каралась смертной казнью.
По началу, французы прохладно отнеслись к новой идее, банк обходили стороной, а его директора называли проходимцем и шарлатаном. Но затем ситуация стала меняться, главным образом конечно из-за поддержки герцога Орлеанского, который сначала поменял на банкноты 1,5 миллиона золотых ливров, а затем издал указ, согласно которому бумажные деньги стали принимать для уплаты государственных налогов. Ну а когда Бавария приняла 3 миллиона ливров в банкнотах, в счет уплаты старого долга, сердца подданных короля Людовика XV совсем оттаяли. За несколько лет, благодаря Ло, Франция рассчиталась с основными своими кредиторами, и закрыла основные дыр в бюджете.
Но шотландец не собирался останавливаться на достигнутом, и затеял новый грандиозный проект.
Правда, о нем я расскажу в следующий раз.
Продолжение следует.