Когда в окно стучится зима, как никогда хочется тепла, уюта и чего-то неуловимо лампового — из далёкого детства. Повесить на стену белый лист ватмана, задёрнуть шторы и включить проектор. Помните это маленькое чудо под названием диафильмы?
Яркий луч пронизывает темноту — в нём видны вьющиеся по воздуху пылинки. От проектора исходит жар и запах нагретого металла. На экране сменяют друг друга яркие изображения с подписями. Кто-то из взрослых зачитывает текст и вращает ручку рамки с плёнкой.
Кадры любимых диафильмов мы помнили наизусть, но хотелось пересматривать их снова и снова. Немного повзрослев, мы сами устраивали личный домашний «кинотеатр» для родителей и своих друзей. В какой-то момент в нашей жизни появились компьютеры. Диафильмам стало сложно тягаться с новым ярким мультимедийным цифровым миром и они тихонько ушли в тень — заняли своё место в пыльной коробке на антресолях.
Школы и институты остались позади, наши компьютеры становились быстрее. Мы всё больше погружались во взрослый мир и трудовую деятельность. Постепенно привыкали к задачам, трудозатратам, релизам, совещаниям и другим неотъемлемым деталям айтишного ландшафта. В какой-то момент в нашу жизнь вошли и презентации, став привычным элементом нашего корпоративного мира.
Я побывал в роли слушателя на многочисленных выступлениях и докладах с презентациями. Немалое количество презентаций я подготовил и провёл самостоятельно. И всё это время меня не оставляло сомнение: что-то мы делаем не так! Что-то очень простое и понятное, что лежит на поверхности, что нам давно известно, но мы успели основательно позабыть.
Как это часто бывает, мимолётное воспоминание в нужный момент поставило всё на свои места. Картина прояснилась, пазл сложился, и в голове вспыхнула простая и ясная мысль: «Презентации — это диафильмы». Вооружившись этим утверждением, я сформулировал несколько несложных правил, которые, как мне кажется, помогут сделать презентации лучше. Спешу поделиться этими правилами с вами.
Зачем писать, если можно нарисовать
Что из себя представляет классический слайд современной презентации? Текст, много текста. Если текста нет, то весь слайд занимает какая-нибудь схема со множеством подписанных элементов и связей.
А как выглядит обычный кадр старого диафильма? Картинка и небольшой поясняющий текст внизу — белыми буквами на чёрном фоне. По сути там было написано то, что должен читать рассказчик. Для удобства его размещали в нижней части кадра. Целевая аудитория зачастую читать ещё не умела, поэтому он особо не мешал и в общем-то был необязателен. Содержание кадра обычно было понятно и без него. В некоторых диафильмах этого текста вообще не было — они снабжались или специальной книжечкой, или грампластинкой с записанным голосом рассказчика — такой своеобразный аудиогид.
Зрители диафильма прежде всего разглядывали картинку — красочную, интересную, оригинальную, со множеством деталей. Зрители современной презентации вынуждены читать многострочные тексты. Со множеством мелких букв. Причём, читать приходится параллельно с докладчиком. Но зрители читают «про себя», а докладчик вслух. Первое обычно получается быстрее, чем второе: все уже всё прочли и скучают, а докладчик продолжает монотонно излагать пункт за пунктом. Я сам так делал, пока до меня не дошла одна простая истина: читать доклад со слайда — это то же самое, что читать доклад по бумажке — не спортивно. После этого я постоянно и последовательно стараюсь изгнать текст со слайдов своих презентаций. Иногда это получается лучше, иногда хуже.
Правило №1: Больше картинок, меньше текста.
Идеал, к которому я стремлюсь — это слайды в виде картинок. Всё остальное я скажу своими словами.
Когда показывать не нужно
Кстати, иногда слайды и вовсе не нужны: высший пилотаж доклада — выключать экран, когда в визуальных материалах нет необходимости. Этого уровня я ещё не достиг, но уже экспериментирую.
Вот как Кэрол Флеминг в замечательной книге «Говорите ясно и убедительно» описывает одну образцовую презентацию:
Доктор исторических наук Дэвид Бисно непринуждённо расхаживал по аудитории, смотрел на нас, говорил с нами, делился с нами своей энергией. Когда он заговорил о знаменитом путешественнике, на экране сам собой появился портрет этого человека. Лектор не суетился у компьютера, даже не глянул на экран, продолжая свою лекцию. (У него в руке был пульт дистанционного управления электронной презентацией.) Потом он упомянул о других выдающихся личностях, и их портреты тоже сами по себе появились на экране, расположившись вокруг первого в виде рамки.Лекция продолжалась, портреты исчезли, а Дэвид Бисно стал рассказывать о географических открытиях. На экране возникла карта, а лектор встал к ней очень близко, так, чтобы показывать важные детали и маршруты путешественников.
Да, доктор исторических наук показывал своим слушателям самый настоящий диафильм. В основной части презентации на его слайдах не было никакого текста — только изображения. А ещё он отключал экран в то время, когда слайды были не нужны.
Поскольку демонстрация одного слайда за другим стала таким привычным делом, многим даже в голову не приходит, что их можно показывать как-то иначе.
Правило №2: Отключать экран, когда слайды не нужны.
Зачем нам кузнец
Следующий бич современных презентаций — это списки. Те самые бесчисленные ряды строк, начинающихся с маркера-кружочка, который по англоязычной традиции называется «буллитом». Списки — это, конечно, замечательный и удобный способ структурирования информации. Но презентации, состоящие целиком из множества списков — это перебор.
Списки — это главная функциональная «фишка» всех систем создания презентаций, включая PowerPoint. Вот что ещё в 2007 году писал по этому поводу постоянный автор «Компьютерры» под псевдонимом Бёрд Киви в своей статье «Убойное приложение»:
Один из давних и убеждённых противников PowerPoint, профессор Йельского университета Эдвард Тафти (Edward Tufte) [...] является видным специалистом по графикам, диаграммам, таблицам и прочим средствам наглядного представления информации. В ряде работ Тафти доказывает, что эта программа по самой природе своей стимулирует развитие «ложно-аналитического» мышления, то есть человек вместо трезвого и содержательного обмена информацией предпочитает столбики диаграмм и «маркетинговые» идеи, излагаемые в виде сверхлаконичных списков из строчек-лозунгов. Стиль PowerPoint подталкивает к неоправданно частому применению списков с буллитами — приёму, который, как пишет Тафти, «обманным путём» избавляет докладчика от ответственности логически увязывать подаваемую информацию в единое целое.
Подтверждаю на собственном опыте: если не очень хорошо ориентируешься в теме своей презентации, то список — это замечательный способ сделать себе шпаргалку на экране. Как же заманчиво выписать все положения доклада в свою презентацию, а потом с выражением зачитывать это всё слушателям. Только вот у слушателей может возникнуть закономерный вопрос: «Зачем нам кузнец? Нам кузнец не нужен!». Любой сможет скачать презентацию и самостоятельно прочитать все эти бесчисленные списки — докладчик становится лишним.
Но совсем отказываться от списков тоже не стоит. Вот продолжение рассказа о докладе про географические открытия: «В конце лекции на слайде появился маркированный список с кратким изложением основных географических открытий и вклада путешественника в историю». Тут список в самый раз, а ещё лучше — несложная таблица.
Главное, чтобы списки или таблицы появлялись в презентации к месту и по делу. Иначе может получиться, что за всеми этими многострочными перечислениями потеряется смысл презентации. Вот очень показательный случай из той же статьи Бёрда Киви:
Когда космический корабль Columbia находился на орбите, а инженеры НАСА оценивали возможные последствия повреждения крыла при старте шаттла, они представили свои выводы в виде слайда PowerPoint — жёстко форматированного и настолько перенасыщенного многоуровневыми списками и нестандартными сокращениями слов, что понять суть было практически невозможно. А суть, изложенная в самом низу иерархически упакованных строчек, сводилась к тому, что оторвавшийся кусок термоизоляции ударил в корпус корабля на скорости, превышающей звуковую. При такой скорости «мягкой» пены энергия удара в четыре раза превышала нормативы, использовавшиеся при испытаниях прочности корабля. Отсюда следовало, что все выстроенные ранее соображения о возможных последствиях удара опираются на такие данные, которые в этом случае неприменимы…Анализируя стиль представления критически важного материала, Комиссия пришла к следующему заключению: «В руководстве администрации могли читать этот PowerPoint-слайд и не осознавать, что он описывает ситуацию, угрожающую жизням людей». Комиссия специально посвятила этому вопросу целую страницу отчёта, остро критикуя сформировавшуюся в Агентстве культуру, которая повсеместно подменила строгий технический анализ поверхностными PowerPoint-презентациями.
PowerPoint тут, конечно, не виноват. Всё дело в методах его использования. Мне не удалось вспомнить ни одного диафильма (даже учебного), в котором кадр содержал бы какой-нибудь список. Наверняка такие найдутся, но их ничтожно мало. Я не провожу доклады по проблемам проектирования космических кораблей, но всё же моя главная цель — донести до слушателей информацию. И чтобы она не затерялась в многострочном тексте на экране, я стараюсь соблюдать правило 3.
Правило №3: Использовать списки только там, где они нужны и уместны.
Боливар не выдержит двоих
Кстати, насчёт перенасыщения слайдов информацией. В диафильмах строго соблюдался принцип: один кадр — одна идея. Длина диафильмов обычно составляла от 30 до 50 кадров. Этого вполне хватало для того, чтобы последовательно рассказать интересную историю, не перегружая каждый кадр информацией. Теперь в наших презентациях количество слайдов вообще не ограничено. Нет никакого смысла стремиться впихнуть на слайд максимум информации.
Тут я задумался, почему же в моих ранних презентациях этот принцип часто не соблюдался. Всё встало на свои места, когда я вспомнил, как защищал диплом. Тогда уже появились компьютерные проекторы, но они были не так распространены, как сейчас. Поэтому я ещё защищал диплом по старинке — с плакатами, развешанными на стене аудитории. Плакаты я сначала рисовал в одном из первых Corel Draw, а потом распечатывал с файлов в полиграфическом центре. Аудитории были небольшими, а на плакатах надо было разместить схемы, целые системы формул и уравнений, графики, скриншоты разработанного приложения (у меня это был эмулятор-тренажёр судна на подводных крыльях). Всё это было важно для доклада, потому что составляло суть работы и показывало её результаты. Вот и приходилось втискивать в каждый плакат максимум информации.
Оттуда, наверное, и пошла у меня привычка перенасыщать слайды. Сейчас я всеми силами стараюсь эту привычку искоренить. Теперь у меня будет дополнительный помощник в продвижении к этой цели — диафильмы, где каждый кадр содержал ровно одну красочную картинку. Но тут главное не переусердствовать. Появление любого нового слайда — это всегда повод задуматься: «А нужен ли он тут вообще?». Если слайд не несёт в себе никакой новой информации, не помогает сделать презентацию лучше, то его можно смело выкидывать. Тут опять на сцену выходят диафильмы, авторы которых умудрялись вместить сюжет огромных приключенческих романов в несколько десятков ярких и насыщенных кадров.
Правило №4: Один слайд — одна идея, одна ценная единица информации.
Существовал ещё один вид диафильмов — учебные. В основном они создавались для поддержки процесса школьного обучения, хотя иногда можно было встретить диафильмы на очень экзотические темы — обучать можно разному, и везде требуются наглядные методические материалы. Но в большинстве случаев правила организации и оформления информации там были такие же, как и в детских лентах.
Презентация настоящего профессионала
Оттуда же, из академического прошлого, со всяких научных конференций пошла и другая моя привычка — излишняя серьёзность в изложении материала. Мне тогда по неопытности казалось, что доклад по теме моей будущей диссертации — не тема для шуток. Зато теперь я понимаю, что даже на какой-нибудь пафосной конференции можно было бы отступить от этого правила. А уж в нынешних презентациях для коллег — тем более не надо изображать из себя «серьёзного суперпрофи». Более того, теперь я убеждён, что настоящий профессионал — это тот, кто может рассказать о своей области не только просто, но и весело. Тому есть множество примеров, хотя бы — Ричард Фейнман. Хоть этот идеал и недостижим, но есть, к чему стремиться.
В детских диафильмах каждый кадр был миниатюрным произведением искусства. Фактически диафильмы были хорошо иллюстрированными детскими книжками, созданными профессиональными художниками. И, знаете что? — я до сих пор помню некоторые изображения из любимых диафильмов. Если я хочу, чтобы моя презентация была запоминающимся событием, чтобы её ещё долго вспоминали и обдумывали, мне нужно стремиться к тому, чтобы почти каждый её слайд содержал что-то яркое, захватывающее, необычное. У меня пока далеко не всегда это получается, но я стараюсь и учусь. Важно уметь делиться с другими своими знаниями. И, конечно, мне хочется, чтобы слушатели не скучали и не дремали во время моего рассказа.
Правило №5: Главное — запоминающийся образ.
Бонусный список
В качестве бонуса — список правил презентации, который я составил по книге Кэрол Флеминг. (Считаю, что как раз здесь список уместен).
- Не зачитывайте текст со слайдов. Пусть в центре внимания будете вы, а не то, что написано на слайде.
- Никогда не используйте слайды как конспект своего выступления.
- Если слайд содержит текст, то в нём должно быть не больше шести предложений. В каждом — не больше шести слов [Пожалуй, шесть — это действительно перебор :)].
- Пусть вам никогда не придётся краснеть за нечитаемый мелкий текст на экране.
- Не соревнуйтесь со своими слайдами. Дайте возможность слушателям самостоятельно прочитать текст на экране.
- Всегда выключайте экран, когда слайды временно не нужны и когда презентация закончена.
- Никогда не поворачивайтесь спиной к слушателям.
- Чем меньше слайдов, тем лучше.
- Используйте больше наглядности.
- Вы здесь главный. Изображение на слайдах помогает вам, а не наоборот.