Найти в Дзене

Богослужебная классика: какие службы описаны в русской литературе?

Оглавление

Перечитывая прозу и стихи русских писателей, мы порой вместе с ними оказываемся и в православном храме. В большинстве классических произведений описания церковных служб не очень подробные: герои идут к обедне, впечатляются проповедью, христосуются на пасхальной заутрене, да, пожалуй, и все. Но в некоторых текстах приводятся детали конкретных служб годового круга. Мы выбрали 7 цитат из классики, в которых службы легко опознать - конечно, если вам хорошо знакомо православное богослужение!

-2

1.

«Во время «великого входа» вместо всегдашней «Херувимской» пели: «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се жертва тайная совершена дориносится». Тихо-тихо, при самой беззвучной тишине батюшка перенес Святые Дары с жертвенника на престол, и при этом шествии все стояли на коленях лицом вниз, даже и певчие.

А когда Святые Дары были перенесены, то запели хорошо и трогательно: «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем». По закрытии Царских врат задернули алтарную завесу только до середины, и нам с Витькой это показалось особенно необычным.

Витька мне шепнул:

- Иди, скажи сторожу, что занавеска не задернулась!

Я послушался Витьку и подошел к сторожу, снимавшему огарки с подсвечника.

- Дядя Максим, гляди, занавеска-то не так…

Сторож посмотрел на меня из-под косматых бровей и сердито буркнул:

- Тебя забыли спросить! Так полагается…»

В этом тексте Василия Акимовича Никифорова-Волгина описана…?

1) Обычная литургия

2) Литургия Преждеосвященных Даров

3) Литургия Василия Великого

4) Литургия первого дня Пасхи

2.

«Вечером монахи пели стройно, вдохновенно, служил молодой иеромонах с черной бородой; и преосвященный, слушая про жениха, грядущего в полунощи, и про чертог украшенный, чувствовал не раскаяние в грехах, не скорбь, а душевный покой, тишину и уносился мыслями в далекое прошлое, в детство и юность, когда также пели про жениха и про чертог, и теперь это прошлое представлялось живым, прекрасным, радостным, каким, вероятно, никогда и не было»

На какой службе архиерей из одноименного рассказа Антона Павловича Чехова уносится мыслями в прошлое?

1) Повечерие с каноном Андрея Критского

2) Вечерня с выносом Плащаницы

3) Воскресное Всенощное бдение

4) Утреня понедельника, вторника или среды Страстной седмицы

-4

3.

«Горкин за свечным ящиком, а меня поставил к аналою и велел строго слушать. Батюшка пришел на середину церкви к аналою, тоже преклонив голову. Певчие начали чуть слышно, скорбно, словно душа вздыхает, -

По-мо-щник и по-кро-ви-тель

Бысть мне во спасе-ние...

Сей мо-ой Бо-ог...

И начались ефимоны, стояние»

Маленький герой книги Ивана Сергеевича Шмелева «Лето Господне» называет загадочным словом «ефимоны»…

1) Великопостную вечерню

2) Мариино стояние – утреню четверга на пятой неделе Великого поста

3) Великое повечерие на первой неделе Великого поста

4) Обычную утреню

-5

4.

«Читали тринадцать паремий. И во всех их струилось и гремело слово "вода". Мне представлялись ветхозаветные пророки в широких одеждах, осененные молниями, одиноко стоящие среди камней и высоких гор, а над ними янтарное библейское небо, и ветер, развевающий их седые волосы...

При пении "Глас Господень на водах" вышли из алтаря к народу священник и диакон. На водосвятной чаше зажгли три свечи.

- Вот и в церкви поют, что на водах голос Божий раздается, а Гришка не верит... Плохо ему будет на том свете!»

Службу, на которой в этот раз присутствует юный герой Никифорова-Волгина, нетрудно узнать. Это…

1) Утреня Великой Субботы

2) Вечерня в крещенский сочельник

3) Вечерня в рождественский сочельник

4) Литургия в праздник Крещения

-6

5.

«Царские врата во всех приделах открыты настежь, в воздухе около паникадила плавают густые облака ладанного дыма; куда ни взглянешь, всюду огни, блеск, треск свечей... Чтений не полагается никаких; пение, суетливое и веселое, не прерывается до самого конца; после каждой песни в каноне духовенство меняет ризы и выходит кадить, что повторяется почти каждые десять минут»

Богослужение, описанное в рассказе Чехова, тоже узнаваемо. Это…

1) Утреня Великой Субботы

2) Пасхальная утреня

3) Пасхальная полунощница

4) Пасхальная Вечерня

-7

6.

«Архиепископ был большой формалист, педант и капризник. Он никогда не позволял пропускать ни одного текста ни из канона преблаженного отца и пастыря Андрея Критского, ни из чина погребения, ни из других служб. И отец Олимпий, равнодушно сотрясая своим львиным ревом собор и заставляя тонким дребезжащим звуком звенеть стеклышки на люстрах, проклял, анафемствовал и отлучил от церкви: иконоборцев, всех древних еретиков, начиная с Ария, всех держащихся учения Итала, немонаха Нила, Константина-Булгариса и Ириника, Варлаама и Акиндина, Геронтия и Исаака Аргира, проклял обидящих церковь, магометан, богомолов, жидовствующих, проклял хулящих праздник благовещения, корчемников, обижающих вдов и сирот, русских раскольников, бунтовщиков и изменников: Гришку Отрепьева, Тимошку Акундинова, Стеньку Разина, Ивашку Мазепу, Емельку Пугачева, а также всех принимающих учение, противное православной вере.

Потом пошли проклятия категорические: не приемлющим благодати искупления, отмещущим все таинства святые, отвергающим соборы святых отцов и их предания»

Хотя действие рассказа Александра Ивановича Куприна «Анафема» относится к началу XX века, чинопоследование в нем приводится довольно-таки архаичное: на самом деле имена еретиков и государственных преступников исчезли из анафематствования уже к середине XIX столетия. Но на какой же службе в храме можно было услышать «проклятия категорические»?

1) В первое воскресенье Великого поста

2) В праздник апостолов Петра и Павла

3) В день памяти святых отцов Шести Вселенских Соборов

4) В праздник новолетия

-8

7.

Финальный вопрос теста – поэтический:

«Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи»

В известном стихотворении Александра Сергеевича Пушкина дан поэтический пересказ молитвы, которая звучит в храме только в определенное время. Когда именно?

1) На воскресном Всенощном бдении

2) На литургии перед Причастием

3) Это одна из трех коленопреклоненных молитв на Троицу

4) На всех службах Великого Поста

Хотите проверить свои знания, узнать правильные ответы и, главное, комментарии к ним? Пройдите тест на нашем сайте.

  • Хотите больше узнать о суточном, седмичном и годовом цикле православных праздников, особенностях великопостных и пасхальных служб? Вам поможет курс «Богослужебный Устав и гимнография»!
  • Если вам хочется узнать больше, дистанционная программа переподготовки «Теология» познакомит не только с православным богослужением, но и с вероучением, толкованиями Евангельских текстов, святоотеческим наследием, историей Русской Православной Церкви.