Найти тему
Тропами Руси

Поонежье. Зимнее путешествие. Рассказ девятый - Ворзогоры.

Оглавление

Ворзогры - старинное поморское село, расположено на высоком холме, на берегу Белого моря. Высокий мыс материка вклинивается в воды Белого моря - как бы образуя небольшой полуостров. С трех сторон мыс омывают воды Белого моря, а с южной и юго-восточной и юго-западной стороны раскинулись массивы бескрайних северных болот. Дорога, зажатая между непроходимыми болотами, тонко лентой вьется к городу Онеге, это единственная круглогодичная ниточка, связывающая старинной поморское село с городом.

Оглавление.

Как я уже писал в рассказе про Абрамовскую, когда мы выехали в сторону Онеги, с берега Белого моря отчетливо был виден высокий холм, на котором можно было разглядеть ансамбль Ворзогорского погоста и жилые строения села.

-2

Впервые упоминаются Ворзогоры, как платившие дань Соловецкому монастырю, в 1559 году. В церковной летописи значилось, что приход образовался в 1578 г. В приходе имелось три церкви: Введенская, построенная в 1793 г., Никольская, построенная в 1636 г., Зосимо-Савватиевская, построенная в 1850 г. на приходском кладбище. Все три были построены на средства прихожан, деревянные. К концу XIX в. обшиты тёсом и выкрашены: кладбищенская и Введенская - охрой на масле, Никольская - белилами.

-3

Свое название село получило от языка коми - ворзо — нетронутый лес, а когда пришли русские, по всей видимости добавили окончание -горы. Есть еще один вариант, более романтичный - Ворзагоры - т.е вор за горами. А еще, момент, к которому я никак не привыкну, ударение следует делать на первый слог - вОрзогры.

И чем ближе мы подъезжали к Ворзогорам, тем круче становились подъемы и росли цифры альтиметра в навигаторе.

-4

С парковками в селе как обычно беда. От снега очищены только пару центральных улиц, поэтому паркуемся в сугроб и выходим на пешую прогулку по селу.

-5

В Ворзогорах сохранился северный тройник, состоящий из зимней Введенской церкви (1793), летней Никольской церкви (1636), колокольни (1862). Ансамбль расположился в центре села и является его доминантой он виден с любой точки села, и все дороги как водится, ведут к нему.

-6

Немного погуляли по селу, народу никого. Хотелось бы конечно попасть вовнутрь церкви, но в селе царила тишина... Поэтому ограничились осмотром снаружи.

-7
-8
-9

Походили вокруг да около ансамбля. Конечно же, лыжи мы оставили в машинах, поэтому мы снова и снова героически ползали по сугробам в поисках лучшей локации.

-10

Вот пишу этот рассказ, и мне пришла на ум такая мысль: вот я, допустим, люблю фотографировать. Про то, на сколько хорошо у меня получается сделать кадры или передать атмосферу, я не берусь оценивать, но вот просто мне нравиться шастать с фотоаппаратом и клацать затвором забивая флешки, а затем и жесткие диски тоннами фотографий... Бывает, получается, снять какие-то интересные сюжеты, найти интересные локации, попасть нужное время и в нужный свет, а бывает что нет.

Вот приезжаешь в какое-то место днем. Жесткий, контровый свет убивает всю картинку - делая ее плоской (одна из причин, почему я летом мало куда езжу). Вот ходишь ты ищешь ракурсы - ничего интересного нет, или не получается увидеть. Да еще и архитектура в строительных лесах...

-11
-12

И вроде место интересное, с богатой историей, интересной архитектурой - а вот не заходит и все тут. И в голове откладывается, что Ворзогоры, о которых ты много слышал восторженных рассказов и отзывов - тебе вообще не понравились...

-13
-14

И опять же, я не хочу сказать, что Ворзогоры некрасивые, или не интересные, но вот для себя, я не смог их открыть. А открываю я места, как я сейчас понял, по каким-то эмоциям или через стекло объектива...

-15

Что касается еще истории Ворзогорского ансамбля, я размещу огромную статью, кому интересно более детальная история и описание читаем ниже.

Ворзогорский погост сформировал центрическую композицию с полукруговым, а позднее — с круговым восприятием (по типологии архитектора Ю.С. Ушакова). Фасады рядом расположенных домов д. Кондратьевской направлены на культовый ансамбль. Дома на окраинах деревни Кондратьевской расположены рядами. Культовый ансамбль хорошо просматривается со всех сторон деревни и является ее композиционным ядром. Расстояние между церквями и колокольней в тройнике от 9 до 18 метров, до ближайших жилых построек — 40 метров, от погоста до берега Белого моря — 1 км. Во Введенской церкви было три престола — в честь Введения во храм Пресвятой девы Марии, святого Василия Великого и великомученика Георгия. В Никольской — один престол. Церкви содержались за счет кружечно-кошелькового сбора. Наименования храмов указывают на «высокий духовный авторитет Соловецкого монастыря в Ворзогорах, на почитание Николая Мирликийского и на то, что село расположилось «при входе» в море…». Вдоль почтового тракта и берега Белого моря было возведено множество храмов в честь Николая Мирликийского, кроме этого, «дни чествования Николы совпадали с народно-хозяйственным и промысловым календарем. В Поморье к ним приурочивались многие артельные обычаи и праздники». Результаты полевого исследования показали, что храмонаименование отразилось и в повседневной речи жителей, в которой присутствует регулярная отсылка к святому Николаю угоднику и Никольской церкви, что свидетельствует об устойчивой исторической памяти почитания святого: «наш прадед — святой Николай »; «тучи встали над Николой, значит будет дождь»; «обод под Николой» (обод — территория 1х1 км); «колодец под Николой / Никольский колодец» и другие.
Никольская церковь
Летняя Никольская церковь расположена в восточной части погоста. Высота Никольской церкви десять сажень, в ширину — пять, в длину по фундаменту с папертью и алтарем — девять с половиною сажени. Церковь построена на иждивение крестьян. Согласно Описи Ворзогорского прихода 1808 года старая церковь святителя Николая Чудотворца была шатровой с главой «чешучатой» и крестом, вышиной 10 сажень, обита тесом. В 1824 году церковь была «поправлена»: алтарь «построен новый в три полукружия», кровля на церкви и алтаре деревянные, с западной стороны «для входу в паперть крыльцо деревянное», над которым «крышка на два ската», двери «створные деревянные повешенные на крюках и петлях железных». В 1840-х годах перекрыта крыша, обшита тесом и выкрашена белилами на масле. В 1872 году вновь выкрашена белилами, в 1876 году иконостас вызолочен, святые иконы «поновлены», заменена крыша, в 1877 году крыша окрашена чернетью на масле, внутри стены и потолок обиты «новою прочною парусиной». Бочковое покрытие апсиды в советское время было заменено на вальмовую с переломом крышу. С северной стороны примыкает пономарня, вынесенная за линию бокового фасада. Храм, паперть, пономарня рублены в «обло», на апсиде и притворе — в «лапу». На фасаде на повалах храма и апсиде сохранились городчатые подзоры, на западном щипце паперти — глухие резные причелины с поясами крупных накладных зубцов. Главы обшиты ромбовидным лемехом.
Введенская церковь
Теплая на подклете Введенская церковь с примыкающей к апсиде с северной стороны пономарней с односкатной крышей (пономарня построена в конце XIX века) расположена в юго-западной части погоста. Церковь во Имя Введения пресвятой Богородицы построена на иждивение прихожан, размерами: в вышину — десять сажень, в ширину — пять сажень, в длину по фундаменту с трапезной и алтарем — шестнадцать сажень, с северной стороны «крыльцо деревянное и над оным крышка на два ската», в трапезе одна кирпичная печка. Церковь рублена в «обло», на пономарне — в «лапу». Четверик храма завершается четырехскатной тесовой с полицами крышей, апсида покрыта бочкой с прямоугольным выступом на восточном фасаде. Данные о покраске церкви: в 1836 году обшита тесом и главки выкрашены охрой на шеях, в 1868 году вторично окрашена охрою на масле, а главы зеленью «усердием прихожан». На фасаде нет декора. В церкви было две четырехугольные голландские печи на паперти. Индивидуальной особенностью постройки является «усложненное объемно-пространственное решение алтарной части». В Описи имуществ и угодий церквей Ворзогорского прихода указано: «на том месте прежде церковь была». Архивные данные свидетельствуют о том, что Никольская и Введенская церкви были шестиглавыми: «На нем шесть глав обиты чешуею деревянною». На самой церкви было пять глав и одна глава на алтаре. Это подтверждают и другие более поздние архивные сведения.
Колокольня
Колокольня двухъярусная, расположена в 18 метрах от Введенской церкви и 13 метрах от Никольской в северной части погоста. Колокольня представляет собой восьмерик на четверике с площадкой звона с полусферичным граненым покрытием, шпилем, высокими арками; имеет два входа на южном фасаде, существовало крыльцо. Колокольня «в вышину восемь, в ширину и в длину по три сажени, на каменном фундаменте, на ней одна шея и глава обиты чешуею, крыша дощанная, крест осьмиконечный деревянный, с западной стороны для входа в колокольню крыльцо деревянное, над оным крышка на один скат, двери деревянные на железных крюках и петлях без замка… на оной колокольне пять колоколов. Первый весу 28 пудов. 36 фунтов. Второй 10 пудов. Третий 7 пудов. Четвёртый 1 пуд. Пятый 1 пуд». Кресты со шпилями и куполом окрашены зеленью, крыша — охрою на масле. Колокольня является типичной для Онежского Поморья. Данный вид колокольни представлен в погосте Нименьга. Среди подобных построек побережья Белого моря колокольня выделяется своим размером. Как видно из контекста архивных документов, культовые объекты погостов Малошуйка, Нименьга, Ворзогоры были огорожены оградами со Святыми воротами на западной стороне, разобранными в советское время. Вокруг ворзогорского погоста «кругом ограда имеется деревянная у ней три ворота». Более подробное описание находим в архиве за 1913 год: «ограда деревянная, столбы бревенчатые, обтесанные, сверху главки». Длина ограды 22 сажени, высота 2 ¼ аршина, вся ограда выкрашена масляной краской: столбы и панель красной, решетки до верхней перекладины желтой, сверху перекладины зеленой, главки белой краской. Для входа в ограду напротив крыльца Введенской церкви двухстворчатые столбы у ворот обшиты тесом, есть арка и восьмиконечный крест, в арке под стеклом на бумаге изображена икона Божьей Матери Владимирской». Рядом с воротами была одностворчатая калитка. В ограде было еще два входа — один напротив крыльца Никольской церкви с северной стороны и двустворчатые на южной стороне. Эти данные подтверждаются фотографией начала XX века.
В XX веке во Введенской церкви был клуб: «под гармонь и старые и молодые собирались, кино там показывали »; Никольская церковь использовалась как склад под зерно, позже хранили запчасти. Жители вспоминают трагическую историю, произошедшую в 1932 году во время снятия куполов с церквей: «Собрались колхозники, самый смелый с топором залез на верх, на церковь и самое узкое место под куполом он подрубал, а перед этим веревку привязывал, чтобы с земли ему помогали тянуть. Купола сронили с песнями, прибаутками, а потом он сверху-то видит, что евонный дом загорелся. Побежал, все побежали тушить. Это самый крайний дом в деревне от моря, он вреда деревне не принес. Он добежал, зашел внутрь, может, деньги, может, золото там было у него, и не вышел. Вот люди-то и говорят: “Бог наказал, Бог правду видит”».
Церковно-приходские дома и пристройки
Дом псаломщика 1881 года (по данным Клировой ведомости — 1878 года: дата постройки на десять лет раньше – 1871 год) расположен на северо-западе в стороне от тройника, по всей видимости, не был обнесен оградой, представляет собой прямоугольный одноэтажный деревянный дом, рубленный в «лапу», обшит тесом, крыша вальмовая (четырехскатная). В 1881 году в Ворзогорах была открыта церковно-приходская школа в доме псаломщика, где обучались в 1894 году 26 мальчиков и 2 девочки. Жители Ворзогор называют местную библиотеку-музей «домом священника», однако, судя по архивному описанию, это сохранившийся дом псаломщика. Дом священника (не сохранился). Дом священника построен на личные средства священником Василием Дмитриевым, находившемся в этом сане 35 лет. После него священником стал его сын Яков. Сохранившееся описание дома 1833 года: «Дом для Священно и Церковнослужителей один… В нем одни двери, одна печка, шесть окон в них окончины стеклянные… при сем доме двор во дворе пять хлевов скотинных, всё прописанное строение покрыто крышей деревянной. Близ сего дома имеется амбар, погреб, баня; все эти постройки под крышей деревянной». Дом был расположен в 50 саженях от Введенской церкви. Амбар при доме священника: деревянный, углы обшиты тесом, двускатная крыша, одна дверь, длина 1 2/3 сажени, ширина 1 2/3 сажени, высота 1 сажень, состояние ветхое. Погреб с пристройкой при доме священника: бревенчатый, крыша односкатная, крыта жесом, две двери, длина 2 сажени, ширина 1 сажень, высота 2/3 сажени. Со стороны Введенской церкви видны плотно стоящие хозяйственные пристройки. По всей вероятности, это амбар и погреб с пристройкой при доме священника. К церковно-приходским домам и пристройкам также относится бревенчатая сторожка (не сохранилась) в одну жилую комнату и холодными сенями, двускатной крышей, обшита тесом и выкрашена охрой, 4 окна с двойными рамами, одна русская печь с трубою, размеры сторожки — длина 1 сажень и 1 ¾ аршина, ширина 1 сажень и 1 ¾ аршина, высота до крыши 1 сажень ½ аршина.

По материалам: Жигальцова Т.В. — Село Ворзогоры: пространственная организация и памятники культового деревянного зодчества // Человек и культура. – 2018. – № 4. – С. 57 - 66. https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=27006

Немного погуляв, вернулись к машинам, отъехали на пару сотен метров от села, и снова запарковавшись в сугроб отправились на высокий берег Белого моря. В этот раз не стали совершать ошибку и надели лыжи, хотя здесь, сильный ветер, дувший с моря, превратил снег в жесткий наст, по которому с большой долей вероятности можно было бы передвигаться и пешком. Саша, который здесь бывал несколько лет назад, привел нас на смотровую площадку, с который открывался вид на Белое море.

-16

Дальше, на десятки километров белое безмолвие... Отсюда виден Кий остров с расположенным на нем Онежским-Крестным монастырем. Кий-остров находится в семи километрах от берега, и по первоначальному плану, у нас была задумка пройти от Онеги до острова на лыжах по льду Белого моря. Но в последствии от этого плана мы отказались.

-17

Вглядываясь вдаль, с высокого берега, на горизонте я видел какую-то темную полосу. Полоса как будто была похожа на противоположный берег. Но до ближайшего берега, который мы могли бы увидеть было более пятидесяти километров. А значит это была открытая вода. Сделав кадр на самом длинном фокусном расстоянии объектива и максимально приблизив кадр, было отчетлива видна синева и огромные куски льда!

-18

Вообще Белое море очень коварно. Об этом я прочел в книге Александра Шаларева - Оберег Беломорья. В своей книге он рассказывал, как их экспедиция двигавшаяся на лыжах по льду Белого моря, чуть не оказавшейся на льдине, отколовшейся от берега и унесенной в открытое море.

Пройдя ещё примерно половину пути до мыса, под ногами стала появляться вода. На душе стало как-то совсем плохо, все сторожки и охранные системы моего организма буквально взвыли, и стало понятно, что происходит что-то очень плохое. Бегом, повернув под 90° от прежнего маршрута, помчались к берегу. Посмотрел назад, Ирина, похоже, тоже почувствовав тревогу резко добавила и побежала за нами. Вообще-то это трудно было назвать бегом по скорости передвижения, а со стороны так вообще ползли, как сонные мухи, поскольку ближе к берегу снега стало по колено, а под ним вода уже доходившая до ботинок...

...Подбегая к берегу, увидел, что идёт отрыв ледяного поля береговой кромки, перед нами уже полынья метров 10, стремительно разбегающаяся вдоль берега. Мелькнула мысль, что мыс концентратор напряжения ледяного поля, а значит, отрыв идёт именно от него. Поэтому бежать надо вглубь залива от мыса, в надежде, что где-то будет стоять ледяной мостик.

Так и вышло. Мостик был узкий, маленький, проходящий по нескольким уже плавающим льдинам, но все-таки мостик! Времени нет, оглянулся - Ира мчится к нам, тоже всё поняла. Быстро начинаю манёвр зиг-загом между полыньёй к мостику.

Народ сосредоточен темляки, лямки рюкзаков скинуты - всё по науке. Прошёл по мостику - он выдержал, начали с Лёшой быстро переводить остальных.

Подбежала Ирина, её тоже перевели. Всё! Можно выдохнуть, успели!

Сняли рюкзаки, сели пить чай из термосов. Мостика уже не было, ледяное поле очень быстро унесло в море. Через 15 минут его было даже не разглядеть на горизонте. Весь залив был открыт, море игриво плескалась у наших ног...

А еще был рассказ, про автопутешественников, которые пытались на машинах попасть по льду Белого моря в Унежму... Ребята чудом спаслись, а вот машины их провалилась под лед... Так что идея прогулки на лыжах до Кий острова мне не нравится до сих пор. Хотя я читал, что люди ходят.

-19

Полюбовавшись морем, спешим дальше. Впереди у нас последняя точка, до которой надо и ехать, и идти пару километров на лыжах.

-20

Времени не теряем едем в Подпорожье!