Для интересующихся об особенностях русского дендизма. В эпоху наибольшего его расцвета в мире и в России, в середине 19 века.
Вот что о русских денди пишут как их современники, так и наши.
Во-первых, русские денди старались максимально продемонстрировать материальный достаток. Все-таки понты - это наше все во все века. Вот из Воспоминаний Ю. К. Арнольда 1892 года : «Некоторые крезы и тут умудрялись выказать своё богатство, вставляя в середину каждой шелковой пуговицы по крупному бриллианту». Это вот прям противоположность английской «заметной незаметности», которая всячески осуждала «потребление напоказ». Тот же Браммел, например, публично троллил своего друга принца Уэльского, издеваясь над вульгарным, как он считал, пристрастием к бриллиантам.
Во-вторых, наши создавали себе абсолютно идеальные костюмы в точности по требованиям моды и вели себя в них как деревянные солдаты. Абсолютно подогнанные детали, скованное поведение из боязни испортить туалет. В то время как французские денди умышленно позволяли себе отходы от канонов в угоду своей индивидуальности и удобству и постоянно демонстрировали в поведении спокойствие, расслабленность и непринужденность в соответствии с кодексом поведения денди.
В-третьих, в России холодно. И тут наши были совершенно непревзойденными и уникальными. Понаехавшие французы с англичанами, открыв рот глазели на плотные шерстяные сюртуки под элегантными плащами альмавивами и более всего на роскошные меховые шубы. Это была самая настоящая экзотика для приезжих.
Вот, например, впечатления Теофиля Готье, большого, кстати, щеголя, побывавшего в России в 1858 году: «Молодые люди, не военные и не служащие, одеты в пальто на меху, цена на эти пальто удивляет иностранца, и наши модники отступались бы от такой покупки. Мало того, что они сделаны из тонкого сукна на куньем меху, на них ещё пришиты бобровые воротники стоимостью до трёхсот рублей. Пальто стоимостью в тысячу не представляют собой чего-то из ряда вон выходящего, бывают и более дорогие. Это и есть незнакомая нам русская роскошь».
Ещё Готье поражался технике одевания шубы русскими денди, позволяющей сохранять изящество, что говорит об особенном, русском телесном этикете и жесте. «Они накидывают шубу, продев в рукав одну руку, и глубоко запахивают ее вокруг тела, кладя руку в специальный кармашек, сделанный на передней части. Уметь носить шубу - целое искусство, этому сразу не научишься. Незаметным движением шуба вскидывается за спину, рука продевается в рукав, а шуба запахивается вокруг тела, как детская пеленка».
Кстати, сам Готье купил-таки себе в ту поездку российской экзотики. Но денег хватило лишь на бобровую шапку.
Вот такие были в России денди, неевропейские, свои, особенные. На том и стоим.
Кстати, есть ещё один момент, уже без Готье. В России, в отличие от Европы, щеголеватость приветствовалась (да и сейчас то же самое), если она подчеркивает мужественность и, напротив, воспринимается с подозрением или даже негативно, как только в одежде возникает лишь малая тень женоподобия. Так что насчёт скреп-то - правда.
Попозже накопаю ещё про стиль славянофилов и западников, гвардейских офицеров, русских франтов и светских львов