Представить бетон в качестве материала для строительства кораблей сложно. Казалось бы, этот материал в принципе не способен быть плавучим. Однако он долго использовался для возведения корпусов кораблей, в первую очередь – военных. Железобетонных судов было множество. Но затем их производство прекратили. По всему миру можно увидеть остовы таких кораблей.
Зачем было нужно строить суда из железобетона? Почему их сначала массово производили, а потом полностью забросили?
С грядки – в море
Попытки соединить цемент с арматурой из металла встречались ещё в XVIII - начале XIX века. Но его официальное признание связывают с французским садовником Жозефом Монье. Он производил вазоны для садов из бетона. И стал их армировать металлическими прутьями.
Монье не поленился в 1867 году запатентовать способ, став тем самым официальным изобретателем железобетона. Но ещё за несколько лет до этого на выставке была представлена конструкция лодки из этого материала. Француз Жан Луи Ламбо объединил цемент с металлической сеткой.
Опалубка с армирующими элементами заливалась цеметным раствором. И получался цельный корпус судна. Готовая лодка была громоздкой, но успешно держалась на плаву за счёт большого объема и подъёмной силы.
Посетители выставки были шокированы – в их головах не умещалась мысль, что тяжелый бетон может плыть, да еще и перевозить людей и грузы.
Железобетонная война
Возможно, конструкция лодки Ламбо осталась бы диковинкой для выставок. Но вмешалась Первая мировая война. Часть боевых действий шла в морях. Воюющие страны зависели от поставок всего необходимого из своих колоний. А вот стали для новых кораблей катастрофически не хватало. И тогда вспомнили про идеи Ламбо.
У железобетонных кораблей в условиях военного времени оказалось множество плюсов. Железобетон позволял экономить дефицитную сталь. Стоимость получалась ниже, чем у металлических кораблей. Заливать раствор в опалубку могли даже неквалифицированные рабочие.
Корпус не нужно было красить, периодически вытаскивать на берег для ремонта. Трещины можно было залить даже в походных условиях. Наконец, бетонные корабли не затирались льдами, так как лучше выдерживали их давление.
В годы Первой мировой было произведено более тысячи таких кораблей – военных судов и барж для перевозки грузов. Их выпускали на верфях Италии, Франции, США, Германии, Китая, скандинавских стран.
И это вовсе не были небольшие лодки, как у Ламбо. Самым известным бетонным кораблем был 77-метровый американский Атлантус, на котором солдаты возвращались домой после окончания боевых действий. Самым большим - 130-метровый танкер Сельма.
Между войнами строительство бетонных кораблей в Европе и США было заброшено. А вот в Советском Союзе их становилось только больше: на верфях строили суда для мирных целей. Остов одного из таких кораблей времен Великой Отечественной можно увидеть в Ростовской области.
Во время Второй Мировой к железобетонным судам вновь вернулись: сталь снова оказалась в дефиците. Неоценимую помощь они оказали при высадке союзников в Нормандии при открытии Второго фронта – их использовали как понтоны и баржи.
Плюс на минус
После Второй Мировой производство бетонных кораблей угасло. Наряду с плюсами в них были и недостатки. В условиях военного времени на них были вынуждены закрывать глаза. В мирное время железобетонные корпуса не выдержали конкуренции со стальными по экономическим соображениям.
Производство такого корпуса обходится дешевле. Но из-за веса расходуется значительно больше топлива, что сводит экономию на нет, а эксплуатацию делает неоправданно затратной. Железо вновь стало в избытке, и бетон пошёл на здания, а не на корабли. Нам же остались многочисленные памятники той эпохи, сегодня либо использующиеся в качестве музеев и волнорезов, либо заброшенные.
Поставьте 👍 и подпишитесь на канал в Дзене. А также подписывайтесь на канал в Telegram «Наука и котики»! Читайте также: