Атеистическое воспитание, изгоняя из своих последователей христианский дух, лишая человека связи с Небом и Вечностью, неизбежно приводит к возникновению эгоизма, порождает тип шкурника, которому не нужны великие идеи, которому важно только то, что касается его лично.
Н.А. Бердяев: «Но опасность обуржуазивания очень сильна в советской России. На энтузиазм коммунистической молодежи к социалистическому строительству пошла религиозная энергия русского народа. Если эта религиозная энергия иссякнет, то иссякнет и энтузиазм и появится шкурничество, вполне возможное и при коммунизме». [1]
Н.А. Бердяев: «Если допустить, что антирелигиозная пропаганда окончательно истребит следы христианства в душах русских людей, если она уничтожит всякое религиозное чувство, то осуществление коммунизма сделается невозможным, ибо никто не пожелает нести жертвы, никто не будет уже понимать жизни как служение сверхличной цели, и окончательно победит тип шкурника, думающего только о своих интересах. Этот последний тип и сейчас уже играет не малую роль и от него идет процесс обуржуазивания». [2]
Материализм стремится разубедить человека в том, что он — венец творения, любимое создание Бога. Эту мысль должна заменить вера в то, что он лишь разумное животное, научившееся орудовать дубиной, развившееся до способности создать ядерную бомбу — а по сути лишь более мощную дубину.
Человек сам решает: что морально, а что — нет; сам устанавливает рамки, сам для себя определяет границы допустимого. Если нет Создателя, то иначе и быть не может. Материалистическая теория утверждает, что человек возник в результате естественного отбора и борьбы за выживание, а значит, закон «диких джунглей» не является чем-то плохим. Следовательно, он может, и должен, действовать и в настоящей жизни: кто сильнее, хитрее, изворотливее, тот и прав. Сильный, хитрый, беспринципный выживет, и подчинит себе более слабых, менее хитрых, ограниченных рамками морали и нравственности. Это же естественный закон (с материалистической точки зрения).
И мы знаем, как легко человек может раздвинуть рамки нормы, или вообще отказаться от них в определенной ситуации. ХХ век показал, что «цивилизованный человек» может превращаться в животное, готовое создавать фабрики смерти, для уничтожения целых народов в промышленных масштабах.
Разорвав связь с Небом, убедив человека в том, что он является мыслящим животным, которое сегодня живет, а завтра исчезнет навсегда, человеческое общество неизбежно начинает формировать внутри себя такой тип людей, которым понятны лишь удовольствие и личная выгода, как способ удовлетворить личные потребности здесь и сейчас, в этой краткой и временной жизни.
Чему удивляться? Поведение шкурника логично, ведь он действует, руководствуясь собственной системой ценностей. Для чего ему жертвовать чем-то ради другого? Чтобы другие разумные звери, пытающиеся урвать кусок пожирнее, запомнили его поступок? Так, они лишь посмеются, и получат фору в борьбе с ним же. И современный мир давно это понял: ведь, если не съешь ты, съедят тебя. Естественный отбор!
Иван Карамазов — герой бессмертного произведения Ф. М. Достоевского — считал, что если нет вечной жизни, то возможны любые злодеяния. И не только возможны, но даже оправданы:
Ф. М. Достоевский: «Не далее как дней пять тому назад, в одном здешнем, по преимуществу дамском, обществе он (Иван Карамазов — авт.) торжественно заявил в споре, что на всей земле нет решительно ничего такого, что бы заставляло людей любить себе подобных, что такого закона природы: чтобы человек любил человечество — не существует вовсе, и что если есть и была до сих пор любовь на земле, то не от закона естественного, а единственно потому, что люди веровали в свое бессмертие. Иван Федорович прибавил при этом в скобках, что в этом-то и состоит весь закон естественный, так что уничтожьте в человечестве веру в свое бессмертие, в нем тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь. Мало того: тогда ничего уже не будет безнравственного, все будет позволено, даже антропофагия. Но и этого мало, он закончил утверждением, что для каждого частного лица, например как бы мы теперь, не верующего ни в Бога, ни в бессмертие свое, нравственный закон природы должен немедленно измениться в полную противоположность прежнему, религиозному, и что эгоизм даже до злодейства не только должен быть дозволен человеку, но даже признан необходимым, самым разумным и чуть ли не благороднейшим исходом в его положении». [3]
Эту мысль Ивана Карамазова обычно выражают краткой формулой: «Если Бога нет, то все позволено». Без высшего смысла и веры в вечную жизнь, рано или поздно человеческая цивилизация опускается на звериный уровень.
Русский философ Н.А. Бердяев не увидел, как разрушается «Красное царство» (умер в 1948 году), однако он предсказал, что именно шкурничество будет пожирать его изнутри. Позднейшие мыслители, анализируя уже произошедшее обрушение, говорят примерно о том же самом.
Сергей Кургинян об опасности омещанивания пролетариата: «Главная победившая сила сейчас — это мещанство… причем мещанство не то, к которому все привыкли, не прослойка, поскольку идет деклассирование страшное. Пролетариат проиграл вместе с Советским Союзом… выиграло мещанство, и оно дико набирает обороты, а Горький написал гениальную вещь: „Когда мещанство начинает разлагаться, то оно апеллирует к звериному закону“… и вот тогда появляется Ницше. … Непрерывно нарастал разрыв между идеологией, целями и структурой общества, и внутри этого достаточно быстро шло омещанивание. Мещанин пуст. А пустоту эту может заполнить только потребление. Побеждал постепенно мещанский табун. … а потом некие силы, которые я не буду здесь сейчас обсуждать, запустили это. И этот мещанский табун затоптал всё!» [4]
ЗВЕРИНЫЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ
Мещанин, или шкурник, это сформировавшийся тип человека. А вот силу, его порождающую, иногда именуют зоологическим индивидуализмом.
С.Е. Кургинян: «Ленин…. продолжал настаивать на атеистичности идеологии, понимая при этом, что обуздывать зоологический индивидуализм в рамках атеистичности весьма и весьма непросто. А если не обуздать его, то конец всему. Помните у Маяковского в «Разговоре с товарищем Лениным»: «Мы их всех, конешно, скрутим, но всех скрутить ужасно трудно». [5]
Оказалось, что без решительного обуздания зоологического индивидуализма, «скрутить их всех» не «ужасно трудно», а невозможно. И что обуздать зоологический индивидуализм может только очень накаленный комплекс идей, наделенный могучим донельзя антизоологическим потенциалом.
Оказалось также, что с помощью сталинских жесточайших форм сугубо светского управления, направленного на подавление зоологического индивидуализма, этот зоологический индивидуализм можно только временно сдержать и загнать на глубину. Да и то, только в ситуации войны, беды, мобилизации для борьбы с очевидным страшным врагом. И, наконец, оказалось, что смягченные сталинские формы сугубо светского управления, предлагавшиеся Хрущевым и Брежневым, просто никак не могут сдержать этот самый зоологический индивидуализм — главный враг гуманизма, а значит, и человечества». [6]
С.Е. Кургинян: «Каждый кто хочет бороться с нависающим над миром злом, должен и понять, и ощутить зловещую роль мещанства в развале СССР и разрушении советского образа жизни, а также то, почему мещанство смогло стать такой силой в современном обществе. Мещанин в нашем понимании этого феномена — могучая, злобная, изощренная сила. Могущество мещанина не в том, что мещанство многочисленно, и не в том, что оно способно когерентно реагировать на происходящее, могущество мещанства в том, что оно исступленно верит в свою правоту. Конкретный мещанин при этом может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, но мещанство в целом суперрелигиозно, и эта религия не имеет ничего общего с существующими конфессиями. Для того, чтобы обнаружить под разными религиозными и светскими масками подлинное содержание мещанской суперрелигии нужно пристальней вглядеться в то, что именуется крахом коммунизма, а также крахом СССР и советского образа жизни… После революции ревнителям той великой правды, которая была явлена в коммунистическом манифесте пришлось воплощать в жизнь мечту о победе благого фундаментального начала над началом, господствующим на протяжении всего существования человечества. Существо этого противоборства раскрыто в пьесе В. Вишневского «Оптимистическая трагедия». В этой пьесе спорят по поводу противоборства фундаментальных начал. Комиссар, уверенный, что благое начало победит, и матрос Алексей, сомневающийся в этом. Их полемика оказалась пророческой.
Алексей: «Исправится ли человек? Переломил ли он себя? Эдакая маленькая штучка „моё“, на этой вот штучке, не споткнуться бы».
Комиссар: «Ты что думаешь, мы этого не видим, слепые? Мы верим в людей».
Создатели лозунга «иного не дано» призывали граждан СССР к построению на обломках СССР и советского образа жизни царства естественного закона, квинтэссенцией которого является почитаемое ими слово «моё». К великому прискорбию приходится констатировать, что граждане СССР тогда поддержали их. Авторы лозунга умолчали при этом о том, что человек выделился из природы в основном благодаря противодействию этому самому «моё», и что в даже дочеловеческом мире альтруизм является мощным инстинктом оберегающим сообщество животных от пожирания себе подобных и самоуничтожения. Авторы этого лозунга умолчали также о том, что все великие учителя человечества, а не одни коммунисты, восхваляли братство и альтруизм, и разоблачали губительность хватательного инстинкта. И если бы человечество не руководствовалось этими великими заветами и учениями, то возобладала бы темная всепожирательность, и человечество вообще бы не явилось в мир, или исчезло бы вскоре после своего появления». [7]
Зоологический индивидуализм назван главным врагом человечества и гуманизма вообще.
Христианство знает об этой проблеме, и знает как ее преодолевать. Целью христианской жизни является восхождение и даже богоуподобление. Христианство проповедует альтруизм, и знает, как бороться со звериным началом, или «ветхим человеком». «Возлюби ближнего своего, как самого себя», — учит Христос. Христианство призывает к борьбе со страстями, работе над собой, и имеет богатейший опыт такой борьбы, накопленный за тысячелетия существования Церкви Христовой.
Но и атеисты понимают, что в человеческом естестве скрыта некая сила, названная ими «зоологическим индивидуализмом». И это очень серьезный противник, поскольку является силой универсальной, царствующей в живой природе.
С.Е. Кургинян: «В ходе развала СССР мы увидели, что такое зоологический индивидуализм, который невозможно обуздать. Это крах общества и крах государства. И я не зря назвал общество, в котором зоологический индивидуализм не обуздан, не социумом, а „зооциумом“. Мы наблюдаем сейчас борьбу социального и зоологического. Причем борьбу, невероятную по своему накалу. Мы наблюдаем также, как зоологическое постепенно завоевывает всё новые и новые территории, устанавливая на территории бывшего социального свой зоопорядок». [8]
Русский коммунистический проект остыл за три-четыре поколения, именно потому, — считает мыслитель, — что не смог противостоять этой природной силе, не смог справиться с зоологическим индивидуализмом. Произошел непредвиденный рост мещанских настроений (или обуржуазнивание), в результате чего СССР, по меткому выражению политика, был затоптан мещанским табуном, жаждавшим не великой идеи, а разнообразия товаров на полках магазинов.
Светские люди, к которым относится и политолог Сергей Ервандович Кургинян, указывают, как нам кажется, следствие, а не причину. Да, безусловно, существовала проблема вырвавшегося из-под контроля «зоологического индивидуализма», поразившего пролетариат вкупе с правящей элитой. Но почему вырвалась эта сила? Или, зададим иной вопрос: что ее сдерживало? Сдерживало её религиозное воспитание русского человека, а воинствующий атеизм разрушил цепь, сдерживавшую невидимого врага человеческой цивилизации.
Коммунизм, призванный раскрепостить высшие творческие способности человека, раскрепостил в итоге низшее животное начало, убедив человека в том, что он произошел от зверя, и что его жизнь — лишь миг между небытием из которого он вышел, и в которое скоро вернется.
Человек — потенциальный Бог, говорит христианство, призывая человека к богоуподоблению! Человек — разумное животное, — объявляет научный материализм. А потом возникает непонимание: почему в советском обществе возобладал «зоологический индивидуализм»? Почему пролетариат поменял прекрасные коммунистические идеалы на призрачную надежду оказаться в «потребительском рае» капиталистического мира?
Начав борьбу с религиозностью, разоблачая христианское мировоззрение, заменяя его новым — материалистическим — коммунизм вырастил своего могильщика: ненасытного шкурника материалиста, с которым в итоге не смог справиться.
«Мы их, конешно скрутим, — писал Маяковский, и тут же признается, что — всех скрутить ужасно трудно»
Споткнулся коммунизма на эдакой маленькой штучке «моё». И оказалось, что не только бытие определяет сознание, но еще что-то. В глубинах человеческого естества дремлет темная сила, названная материалистами «звериным индивидуализмом». Об этой темной стороне человеческого естества христианство знает, называя её «греховностью», «ветхим человеком», и знает, как с ней бороться.
Коммунисты думали, что человека достаточно просто накормить, одеть и поместить в приемлемые условия, и это само по себе преобразит человека. Увы. Не учли некоторых свойств человеческого естества. Просто «красный пророк» — Карл Маркс — не сказал об этом. Видимо, сам не знал. И это понятно: он же не мог знать обо всем на свете.
В итоге, когда СССР пришел к мирному, спокойному существованию, пролетариат стремительно омещанился. И когда количество мещан стало слишком большим, а государство ослабило «вожжи» репрессивного аппарата, всё рухнуло. Хотя, это могло быть лишь одним из множества факторов, обрушивших «Красное царство».
Источники:
[1] Н.Бердяев «Истоки и смысл русского коммунизма» YМСА-PRESS Париж 1955 С.119-120 https://vtoraya-literatura.com/pdf/berdyaev_istoki_i_smysl_russkogo_kommunizma_1955__ocr.pdf
[2] Там же С.139
[3] Полное собрание сочинений Ф.М. Достоевского. - Юбилейное (6-е) изд. Т. 1-14. - Санкт-Петербург : изд. А.Г. Достоевской, 1904-1906. - 14 т.; 26.
Братья Карамазовы : Роман в 4 ч. с эпилогом. Т. 1. - 1904 С. 76 https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003975967?page=83
[4] Сергей Кургинян: Марксизм, коммунизм и мещанство, или Почему погиб Советский Союз https://www.youtube.com/watch?v=v40-1l80SyE&t
[5] Владимир Маяковский. Разговор с товарищем Лениным. 1929 г.
[6] Сергей Кургинян / Газета «Суть времени» №149 / 15 октября 2015 / ИА Красная Весна https://rossaprimavera.ru/article/o-kommunizme-i-marksizme-19
[7] Сергей Кургинян: новый коммунистический манифест и диалектика духа https://eot.su/node/23163
[8] Сергей Кургинян / О коммунизме и марксизме — 19 / Газета «Суть времени» №149 / 15 октября 2015 / ИА Красная Весна https://rossaprimavera.ru/article/o-kommunizme-i-marksizme-19