Найти тему
Вечерний Челябинск

Почему транспорт перестает быть угрозой для экологии больших городов

Загрязнению окружающей среды выхлопными газами экологи отводят первое место. Шутка ли, один килограмм сожженного бензина образует 15,5 кг различных газовых смесей, которые содержат до 200 канцерогенных и токсичных веществ. Для решения этой проблемы у разных городов существует несколько сценариев: от перехода на альтернативные виды топлива до сокращения парка личных автомобилей. В Челябинске решили пойти другим путем – изменить парадигму поведения водителей.

В Челябинске развивается инфраструктура для электромобилей. Фото Людмилы Ковалевой
В Челябинске развивается инфраструктура для электромобилей. Фото Людмилы Ковалевой

С каждым годом количество автомобилей в России увеличивается. В июле этого года в стране было зарегистрировано 53,84 млн авто. Почти треть автопарка принадлежит жителям городов-миллионников. Если сопоставить эти цифры с объемом выхлопных газов, то получается тревожная картинка. Чтобы снять эту тревожность, в 2021 году в России объявили о начале реализации транспортной стратегии. К 2035 году машин на дорогах должно стать меньше, а пассажиров общественного транспорта больше. Такую же цель преследуют и челябинские власти. И это объяснимо, если раньше в городе на тысячу человек приходилось 50 автомобилей, то теперь – 350. Между тем, дорожную сеть мегаполиса строили еще по советским нормативам из расчета 200 авто на тысячу человек. В итоге на дорогах стало слишком тесно.

«Любая реформа – это вызов, поэтому нужно не только заменить старые автобусы, трамваи и троллейбусы на новые, но и привести в порядок соответствующую инфраструктуру», – уверен Александр Егоров, заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области. На реализацию транспортной реформы Челябинской агломерации власти выделили почти 23 миллиарда рублей. На улицы города уже вышло 259 новых экологичных автобусов на газомоторном топливе. В 2023 году автопарк пополнят 30 новых автобусов, 74 низкопольных трамвая и сразу 168 низкопольных троллейбусов. Это красивый, комфортный, а главное экологически чистый транспорт.

Но как подтолкнуть горожан отказаться от личных авто в пользу общественного транспорта? Только создав эффективную альтернативу личному транспорту, где будет акцент не только на комфорт, но и скорость. Для этого челябинские власти начали активно создавать сеть выделенных полос для общественного транспорта, устанавливать современные остановочные комплексы, платформы, обособлять трамвайные пути.

В Челябинске начали активно развивать велокультуру – создаются специальные велосипедные парковки, выделенные полосы, станции велопроката. Фото Олега Каргаполова
В Челябинске начали активно развивать велокультуру – создаются специальные велосипедные парковки, выделенные полосы, станции велопроката. Фото Олега Каргаполова

Началась реализация и более глобального проекта — создание сети метротрамвая в Челябинске. Всего будет 4 станции под землей, после вагоны будут выскакивать на поверхность и двигаться по наземным трамвайным путям. Чтобы все это работало как часы в Челябинске уже началась модернизация всей наземной инфраструктуры – рельсы, остановочные комплексы... Предполагается, что, когда запустят обе ветки метротрамвая, то он сможет перевозить до 50 тысяч пассажиров в день.

Началась в Челябинске и работа по организации абсолютно экологичного передвижения по мегаполису. Здесь приступили к созданию большой городской сети велодорожек, парковок и станций велопроката. К сентябрю 2023 года обещали построить даже вантовый велопешеходный мост, который через реку Миасс свяжет северо-западные районы Челябинска с городским бором.

Вспомним здесь и то, что этот уральский мегаполис вошел в топ-10 городов, в которых удобнее всего пользоваться электроавтомобилями из-за большого количества зарядных станций. Что именно челябинские ученые научили искусственный интеллект анализировать пропускную способность перекрестков. Уникальная программа работает в режиме реального времени. С помощью суперкомпьютера и уличных видеокамер она способна делать движение в городе более быстрым и гармоничным. Как говорят ученые, эта система способна обучаться, они уверены, что с каждым днем она будет работать все совершеннее, разгружая Челябинск от пробок, создавая комфорт и для автомобилистов, и для пешеходов.

Все эти проекты отлично вписываются в концепцию зеленого мегаполиса, которую реализует сегодня Челябинск по всем направлениям, в том числе и в своем транспортном развитии.