С сегодняшнего дня в тульском Музее декоративно-прикладного и народного искусства представлена выставка «Каслинское чугунное литьё», пишут "Бренды России".
Ажурные декоративные тарелки, подносы, малые скульптурные формы… Все это некогда украшало дома обеспеченных туляков. Однако история производившего их предприятия, старейшего металлургического завода Южного Урала, тоже напрямую связана с городом оружейников.
Каслинский металлургический завод был основан екатеринбургским купцом Яковом Коробковым, происходившим из тульских посадских людей.
15 мая 1746 года он подписал контракт на постройку завода с Оренбургской губернской канцелярией. Доменную печь запустили 18 августа 1749 года.
13 августа 1751 года ещё строящийся завод перекупил Никита Никитич Демидов, младший сын основателя знаменитой промышленной династии. Вслед за отцом и старшим братом Акинфием он прокладывал себе дорогу на Урал. На момент смерти отца у него был всего один Дугнинский завод. Но Никита Никитич стал достойным представителем династии. В общей сложности он построил или приобрёл 11 заводов. Этот результат скромнее, чем у Акинфия (18 заводов), но учитывая, что Никите Никитичу «пришлось самому создавать производственную базу на Урале и преодолевать сопротивление своих ближайших родственников, … его успехи следует признать значительными».
Каслинский завод стал четвертым уральским предприятием Никиты Никитича.
В 1758 году завод по наследству отошел его сыну - Никите Никитичу Демидову (младшему). Внук основателя династии смог нарастить объемы и качество выпускаемой продукции. В 1762 году он переселил на завод 373 души мужского пола собственных крепостных крестьян из Калужской губернии. Если в 1760 году Каслинский завод выплавил 99,4 тыс. пудов чугуна и выковал 64,4 тыс. пудов железа, то в 1770 году - 128,6 и 120 тыс. пудов соответственно. Кроме того, некоторое время действовали 2 медеплавильные печи и 2 горна для перечистки меди.
В 1804 по завещанию бездетного Никиты Никитича-младшего завод достался его племяннику Петру Григорьевичу Демидову. Однако новый владелец мало интересовался коммерцией и через несколько лет продал Каслинский завод.
В середине XIX века на заводе ввели несколько новых производственных направлений. Одним из них стало художественное литье.
А течение многих лет на Каслинский завод для тиражирования в чугуне присылал свои авторские модели знаменитый скульптор Роберт Романович Бах. В качестве примера его работ можно привести бюсты: И. А. Крылова (1887), М. Ю. Лермонтова (1886), Ф. М. Достоевского (1894), А. Г. Рубинштейна (1897), Л. Н. Толстого (1890), И. С. Тургенева (1886), П. И. Чайковского (1894). Также по авторским моделям Баха отливались декоративные вазы, интерьерные скульптуры и канделябры. А тулякам скультор прекрасно известен, как автор памятника Петру Великому.
В 1899 году Д. И. Менделеев отмечал высокое качество каслинских работ и высказывал идею о необходимости их популяризации: «Будь эти отливки производимы во Франции или Германии - они были бы у всех и каждого на столе».
Поистине сенсационным для завода стал 1900 год, когда на Всемирной выставке в Париже каслинцы выставили кружевной чугунный павильон высотой в 5 метров. В настоящее время шедевр восстановлен и хранится в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.
С началом Первой мировой войны в 1914 году производство художественного литья на Каслинском заводе прекратилось. Предприятие полностью перешло на выпуск военной продукции.
27 декабря 1917 года завод был национализирован и вскоре получил госзаказ на отливку бюстов основоположника научного коммунизма Карла Маркса. Один из них сегодня стоит в сквере у Тульского кремля.