Одна из самых неоднозначных картин в мире, вызывающая множество споров — «Чёрный квадрат» Казимира Малевича. Ведь подобную картину может нарисовать любой человек — возьми линейку, карандаш, начерти четыре стороны и закрась всё это чёрной краской, делов-то на 10 минут. Но почему же тогда картина так известна? Если бы её выставили на торги, то по оценкам экспертов стоимость составила как минимум 140 млн долларов, а, скорее всего, и намного больше, ведь не случайно за картину Поля Гогена «Когда свадьба» заплатили 300 млн долларов.
Но то хотя бы вполне традиционное полотно в духе импрессионизма, а вот «Чёрный квадрат» — это чистой воды авангард, картина, по мнению многих простых зрителей, которую и к живописи-то отнести сложно. По большому счёту она уже стала нарицательной, как показатель странного и неоднозначного искусства, которое тем не менее признано некоторыми искусствоведами безусловным шедевром. Потому и постараемся разобраться в этой статье, что в этой картине такого особенного, почему она так высоко ценится и получила такую известность.
Вообще-то, «Чёрный квадрат» квадратом не является, его стороны разной длины, и не параллельны друг другу. Да и Малевич использовал три вида разных красок, которые лично приготовил специально для этой картины. Была там жжённая кость, чёрная охра и мел, которым Малевич попытался нивелировать глянец, характерный для масляных красок. То есть Малевичу всё же пришлось постараться и подготовить краски и материалы, так-то в чисто техническом отношении всё было не так просто, хотя, конечно, невозможно сравнить с написанием масштабных полотен в духе реализма и академизма, это не 20 лет работы, которые потратил Александр Иванов на эпическую картину «Явление Христа народу».
Возможно, именно такой упрощённый творческий подход и вызывает недовольство у многих зрителей — ну никак не соответствуют затраты труда цене картины.
Впрочем, справедливости ради нужно сказать, что и импрессионисты писали быстро и часто не затрачивали на создании картин много времени. Например, Клод Моне написал свою знаменитую картину «Впечатление. Восходящее солнце» за 10 минут. Потому многие художественные критики поначалу и не воспринимали импрессионизм всерьёз, а само это слово было насмешливо-ругательным.
Но постепенно время всё расставило по своим местам, работы импрессионистов были оценены по заслугам и сейчас вызывают куда меньше споров, чем тот же «Чёрный квадрат», написанный в художественном направлении супрематизма. Не исключено, что время настоящего и безоговорочного признания «Чёрного квадрата» ещё не пришло.
Чёрный квадрат не единственный. Всего Малевич написал четыре схожие картины, то есть три авторские копии оригинала. Наиболее удачной считают именно вариант 1915 года — всё дело в интересном сочетании чёрного цвета и белых оттенков. Но есть и другие квадраты. Самый большой по размеру — 106*106 см находится в Русском музее, а самый «чёрный» — он действительно темнее всех остальных написан Малевичем в 1929 году и храниться в Третьяковке.
Кстати, холст на котором написан «Чёрный квадрат» 1915 года на самом деле использовался для создании двух других картин. Первая написана в протосупрематическом стиле, ближайший аналог которого — картина Малевича «Дамы у фонарного столба».
А самая ранняя картина, написанная уже по чистому холсту, создана в художественном направлении кубофутуризма. То есть на картине «Чёрный квадрат» 1915 года три слоя краски, отсюда и образование специфических трещин — кракелюров.
Но зачем всё это Малевичу нужно? Неужели нет чистых холстов и необходимо закрашивать уже готовые картины? Подготовка любого холста требует времени и сил, а вдруг автора осенит интересная идея, которая так и просится быть воплощённой на холсте? В ход пошли старые и не совсем удачные картины. А мы можем на примере «Чёрного квадрата» проследить эволюцию живописи Малевича: кубофутуризм, кубосупрематизм и чистый супрематизм.
В случае супрематизма важна сама идея, новый художественный подход, созвучный веянию времени. Малевич призывал отказаться от фигуративности в живописи, упростить до крайности любые изображения, а супрематизм называл вершиной искусства, его финальной точкой. Да и мало какой художник мог придумать целое направление в живописи, а Малевичу это удалось.
Смысл подобного подхода был в создании нового языка в живописи, новых форм художественного восприятия. Раньше на первый план выступала фигуративность, эмоциональная составляющая картин, перспектива, смысл, заложенный художником в его полотно, элементы декоративности, красота в том виде, как её понимал художник и как готовы были воспринимать зрители.
С появлением супрематизма всё это стало неважным. Чёрный квадрат — это как буква в новом алфавите живописи, первооснова, первоисточник. Впоследствии Малевич написал «Чёрный крест» и «Чёрный круг». Чёрный крест — более сложная композиция из нескольких квадратов, и из этих «кирпичиков» художник может создавать очень сложные и необычные композиции, реализуя свой творческий замысел.
Постепенно Малевич вновь вернулся к фигуративности, но в фигуративных, более привычных картинах использовал элементы супрематизма, то есть те самые первоначальные кирпичики. «Чёрный квадрат» — это отчёт нового стиля написания картин, упрощённого и созвучного потребностям нового времени и массовой культуры. Это квинтэссенция супрематизма в понимание его основателя Казимира Малевича, именно поэтому эта картина так важна и ценна для искусствоведов.
У Малевича были свои последователи. Один из них — Эль Лисицкий. Оказалось, что супрематизм отлично подходит для иллюстрирования книг, для создания пропагандистских плакатов, например, знаменитого «Клином красным бей белых».
Работы Малевича были источником вдохновения многих современных художников, архитекторов и дизайнеров одежды. Современная культура была бы иной, не придумай Малевич свой супрематизм и в этом его главная заслуга.
Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com.