9 июня 2002 года Россия проиграла в футбольном матче Японии. В Москве начались беспорядки, которые, по мнению правоохранительных органов, спровоцировал показ рекламного ролика со «сценой вандализма» на уличных мониторах Манежной площади.
На произошедшее Александр Асмолов, профессор, заведующий кафедрой психологии личности психологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и кафедрой социальной антропологии Международного университета откликнулся статьёй Быдл-класс — питательная среда для криминала. Приведу выдержки из статьи, касающиеся подростков, их родителей, школы.
Мы много говорим: появился ли в России средний класс, мидл-класс, и есть разные подходы к этому вопросу. Но то, что произошло в момент матча с Японией, с моей точки зрения, как лакмусовая бумага, проявляет: в России появился не мидл-класс, а то, что я называю «быдл»-классом <…>
Можно десять раз говорить, что мы пошли по рыночному пути, что мы получили статус страны с рыночной экономикой, что в нас влюблена Торговая палата, но вместе с этим растёт «быдл»-класс. Он связан с резко меркантильным, утилитарным подходом к миру. «Быдл»-класс явно или неявно ведёт себя по формуле: пока и когда единственным критерием является финансовая оценка – все дозволено. Цель оправдывает средства. «Быдл»-класс говорит: мне некогда работать с моими детьми, нет времени, надо зарабатывать – это главное.
Через 13 лет в «Литературной газете» Замостьянов Арсений написал большую статью «Быдл-класс» вместо ударников, из которой привожу слова о термине и его создателе.
На моей памяти, первым употребил словцо «быдл-класс» психолог Асмолов, которого до сих пор представляют в качестве крупного педагога. Вертлявый профессор, не задумываясь, вворачивал словцо куда ни попадя. Как не покрасоваться каламбуром? Себя-то он относит к избранным меж званых, к элите.
https://lgz.ru/article/-44-45-6531-12-11-2015/bydl-klass-vmesto-udarnikov/
А вот здесь я хочу остановиться и спросить, а кто нам «помог» воспитать «быдл»-класс? Очень хорошо сказал А. Г. Асмолов об отношении «быдл-класса» к обучению и воспитанию своих детей, а я утверждаю, что господин А. Г. Асмолов на должности замминистра у нескольких министров просвещения внёс свой вклад в создание этого феномена. Приведу цитату из его саморазоблачительного интервью, показывающего, что он не так умён, как хочет казаться, раз опубликовал такую явку с повинной. Вот только одна цитата, которую я привёл в статье, посвящённой этому интервью.
Александр Григорьевич гордится достижениями построенной им «нормальной» школы и своей ролью разрушителя советской школы:
«Мы видим прекрасную, умную, всепобеждающую наглость родителей и наглость детей, которые начинают качать свои права и требовать от школы, чтобы она готовила дитя к жизни и карьере. А не лепила из него то, что нужно Великому Отцу. И я, забыв о скромности, бью себя кулаком в грудь и горжусь тем, что был причастен к тому, что это произошло. Для себя я обозначил это явление как ПРИВАТИЗАЦИЮ СОЗНАНИЯ. И я буду до конца стоять на том, что привела к приватизации сознания именно реформа школы… Поколение, воспитанное школой, ориентированной на развитие личности, готово в случае чего поменять профессию, город и страну именно потому, что вариативное образование дает выбор вариантов жизни».
2. Исповедь духовного террориста. https://asmolovpsy.ru/ru/publications/304
Господин профессор гордится тем, что способствовал росту наглости учащихся и родителей! А мы-то думали, кого же нам благодарить! Он гордится тем, что его не волнует воспитание российской идентичности… Не буду говорить о «вариативности» образования и влиянии А. Г. Асмолова на стандарт образования (ФГОС). Сказанного достаточно, чтобы понять, что сей изобретатель терминов много и плодотворно трудился над развалом прежней системы образования и созданием «новой» школы, в которой ученики и их родители качают права. Разве это не было питательной почвой, на которой вырос «быдл»-класс?
Ещё об одном создателе «быдл»-класса — Г. О. Грефе — упомянула в 2020 году ведущая Мария Иваткина в прямом эфире «Дежурного по редакции» на телеканале «Царьград». В той программе мне довелось участвовать в качестве эксперта в студии.
«Люди не хотят быть манипулируемы, когда они имеют знания», — однажды без капли стеснения произнёс глава Сбербанка Герман Греф и озвучил либеральную концепцию по «оглуплению» населения России. Отечественное кино показывает сплошь «российскую чернуху», на телевизионных шоу собака-гипнотизёр усыпляет взглядом зал: всё это нам «скармливают» за наши же деньги. При этом, просвещенным человеком в России быть дорого: книги по 800 рублей, театр по 3-5 тысяч и выше.
Источник. «Быдло» и «манипулируемая масса»: кому выгодно «оглуплять» население России? (tsargrad.tv)
Тогда мы ещё не знали следующих успехов Г. О. Грефа на том же поприще: «сберклассы», «сберучебники» и Даня Милохин в качестве лица российской молодёжи.
Мне не кажется убедительной позиция А. Г. Асмолова, дистанцирующегося от созданного при его непосредственном участии явления. Даже не кажется умной. Уж лучше бы помолчал. А вот не подпускать его к любым проектам, связанным с образованием в России, жизненно необходимо.