Найти тему
МХТ имени А.П. Чехова

Жизненное кредо Марины Голуб

Яркая, витальная, теплая, неподражаемая – такой была Марина Голуб (1957 – 2012). Сегодня мы вспоминаем эту замечательную актрису, заслуженную артистку России, которая десять лет, с 2002 по 2012 год, выходила на сцену Московского Художественного театра. В этот день ей могло бы исполниться 65. И уже 10 лет ее нет с нами.

Марина выросла в семье, где любили искусство. Ее мама была актрисой (играла в Театре имени Гоголя), отец работал консулом. Папа прошел войну, отправившись на фронт 18-летним мальчишкой из детдома, куда попал после того, как его собственного отца, наркома финансов Украины, арестовали и расстреляли. Марина с детства мечтала танцевать, даже пробовала поступить в балетное училище при Большом театре. Туда ее не взяли, и она танцевала в ансамбле «Школьные годы».

После десятого класса поступила в Школу-студию МХАТ, на курс Виктора Монюкова. А дальше где только ни работала: в Москонцерте, Театре миниатюр Аркадия Райкина (так в 1980-е годы назывался «Сатирикон»), театре «Шалом».

В спектакле "Изображая жертву", с Эдуардом Чекмазовым и Дарьей Мороз
В спектакле "Изображая жертву", с Эдуардом Чекмазовым и Дарьей Мороз

В МХТ ее привел Кирилл Серебренников. В 2001 году Марина сыграла в его первом московском спектакле «Пластилин» в Центре драматургии и режиссуры под руководством Михаила Рощина и Алексея Казанцева. Буквально уговорила отдать ей роль Бабушки. Серебренников поначалу не мог представить себе, как эта молодая эффектная женщина выйдет в возрастной роли, но все-таки разрешил Марине показать ему отрывок из пьесы Василия Сигарева – и все вопросы мгновенно отпали.

Ее дебютом на сцене МХТ имени Чехова в 2002 году стал спектакль Серебренникова «Терроризм». А дальше были «Нули», «Пьемонтский зверь», «Изображая жертву», «Тартюф».

В роли Дорины, спектакль "Тартюф" Нины Чусовой
В роли Дорины, спектакль "Тартюф" Нины Чусовой

И – «Гамлет» Юрия Бутусова, где Марина Голуб сыграла Гертруду.

Это была статная женщина, явно сильно старше своего мужа (Клавдия играл Константин Хабенский), страстно и безоглядно в него влюбленная. Королева, мощь и величавость которой в какой-то момент вдруг оборачивались беспомощностью и ранимостью.

В "Гамлете", с Константином Хабенским
В "Гамлете", с Константином Хабенским

В книге Виктора Борзенко «Марина Голуб в жизни, театре, кино» есть очень интересный рассказ помощника режиссера Наталии Кольцовой, работавшей на «Гамлете», о том, как создавался этот спектакль:

«С Марининой эксцентрикой и темпераментом вползать в шкуру Гертруды было совсем непросто… Сказать, что репетиции шли тяжело – это ничего не сказать. Юрий Николаевич любит и этюды, и зарисовки, и эксперименты. Пробует сцену со всех сторон… Он вообще-то мучитель. Может, например, в день спектакля изменить финал, чтобы все по живому было. Пробует множество вариантов. И то, что Марина фонтанировала, ему, конечно, нравилось, но в какой-то момент она почувствовала полную опустошенность. Ей нужно было видеть отдачу, а Юрий Николаевич режиссер совсем другого склада – от него отдачи не жди. После репетиций Марина, стараясь не показывать своего огорчения, уезжала домой. А на следующий день вновь входила в театр – яркая, цветущая, доброжелательная. И первым делом бежала к Бутусову:
– Юр, давай начнем с моей сцены. Мне кажется, я поняла, как ее можно сыграть.
Они начинали. И так постепенно, шаг за шагом, у них родилась настоящая трагическая роль».

В 2008 году Кирилл Серебренников поставил в МХТ «Трехгрошовую оперу» Брехта. Голуб играла там Селию Пичем. Играла гротескно, безропотно надевая на себя толщинки и парик с седой прядью.

В "Трехгрошовой опере", с Николаем Чиндяйкиным
В "Трехгрошовой опере", с Николаем Чиндяйкиным

А потом появилась Васса.

Об образе Вассы Железновой Марина задумывалась еще в Школе-студии МХАТ. Мама тогда ей сказала: «Тебе надо непременно сыграть Вассу – это твой характер, твоя роль!». В 2009 году выяснилось, что питерский режиссер Лев Эренбург будет ставить эту пьесу Максима Горького в МХТ. Голуб была полна надежд, но на роль назначили другую актрису.

«Я так переживала, к режиссеру не раз подходила: “Дайте мне шанс”, но он был непреклонен. Они репетировали девять месяцев, а потом вдруг режиссер сам мне звонит: “Завтра выходи на репетицию – Вассу сыграешь ты!”».

А это из другого интервью:

«Роль Вассы Железновой большой подарок в моей жизни. Я смогла в ней воплотить то, о чем мечтала. Это роль моей судьбы. И она очень современная. Я играю сегодняшнюю женщину, со всеми обстоятельствами. Хочу признаться, что режиссер спектакля Лев Эренбург поначалу не собирался со мной работать. В данном случае я проявила некую волю, жесткость и терпение. И сделала так, что стала с ним работать.

И режиссер меня не просто слышал, он меня почувствовал. В нашей работе не все шло гладко, были и жесткие моменты. Очень жесткие. Я помню, у меня не хватало перехода от одной сцены к другой. Роль же сокращена, нет многих моментов, связанных с революцией, с демагогическими высказываниями, которые сейчас не нужны. И мне показалось, что я нашла этот мостик-переход. Но режиссер был категорически против. Как же мы бились, доказывая каждый свою правоту. Мы кричали друг на друга и в буфете театра, и в коридоре. Я кричала просто визгом: “Нет, я скажу эти слова здесь”. В какой-то момент он сдался и разрешил мне воплотить эту задумку. А потом сказал, что я была права, и получилось хорошо».

В роли Вассы Железновой
В роли Вассы Железновой

Роль Вассы Железновой, сыгранная глубоко, серьезно, напряженно, утвердила тот взгляд на Марину Голуб, который возник после появления шекспировской Гертруды. Этот спектакль окончательно сломал стереотип восприятия ее как исключительно комедийной, характерной актрисы. Казалось – столько всего впереди…

Осенью 2012 года в МХТ состоялась премьера постановки Дмитрия Брусникина по пьесе Людмилы Петрушевской «Он в Аргентине». Это был дуэт двух актрис – Марины Голуб и Розы Хайруллиной. Марина успела сыграть всего два премьерных спектакля – 29 и 30 сентября. В ночь с 9 на 10 октября 2012 года она погибла в ДТП.

С Розой Хайруллиной в спектакле "Он в Аргентине"
С Розой Хайруллиной в спектакле "Он в Аргентине"

«Знаете, я всегда со всеми держусь на равных, – сказала она в одном из своих интервью. – Это мое жизненное кредо. На самом деле внутри себя я очень молодой человек, свой возраст совершенно не чувствую, не ощущаю».

Это действительно так. Ничто так не сохраняет молодость, как душевная щедрость. Марина Голуб была из тех людей, человеческая суть которых – как на ладони. В этой открытости миру – их беззащитность, но в этом же и их сила. Потому что только сильная, уверенная в себе личность может позволить себе быть искренней, открытой, не создавать иллюзии, а предстать перед всеми именно такой, какая она есть. Марина Голуб была необычайно теплым человеком – по отношению ко всем: и к близким людям, и к далеким. Историй о том, как она помогала друзьям, коллегам, родным, великое множество. Кажется, что самым естественным, инстинктивным жестом для нее было – обнять. Все эти годы мы очень скучаем по ее теплу, по ее дружескому участию. И всегда ее помним.

-8

Фото Екатерины Цветковой

Генеральный спонсор театра – Банк Открытие

Спонсор театра – Банк ВТБ

#МХТ Камергерский, 3

#выбирайтеТеатр

Также будет интересно:

Павел Массальский. Душевный свет

Иван Москвин. «Взятое из гущи жизни»

Волшебница шитья и кружева